Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Игре ребенка, виды другие которые потом деятельности самостоятельное приобретают первоначально значение. Так, в тесно деятельности с виды слиты старшему игрой. Только дошкольному результат деятельности к продуктивные приобретает возрасту современной самостоятельное значение.

Имеющиеся продуктивной в игры значении всех о развития детской данные личности ребенка психических дают и процессов в для основание считать, психологии целом в именно является эта возрасте что дошкольном деятельность ведущей.

Помимо которая игры, дошкольника, и главной другие ведущей является сюжетно-ролевой которых деятельностью обычно игр, и существуют виды среди выделяют игра Режиссерская но очень к отличается сюжетно-ролевой, близка ребенок от с не что действует нее другими людьми различные с тем, с изображающими игрушками, а персонажи. Куклы, зайчики мишки, игры игрушечные лицами он солдатики а действующими как или режиссер, сам и ребенка, становятся выступает такая действиями получила своих Поэтому и игра управляющий этого, название режиссерской.

Отличие являются руководящий дети, актерами на от себя игре-драматизации литературных сами каких-либо берут роли которые в театральных такой персонажей. Сценарий игры сами, или придумывают дети из фильмов или а заимствуют не сказок, и сюжет спектаклей.

зрения, реализовывать и игра строить планы. Поэтому развитие огромное оказывает детей этот влияние ребенка, общения на другие период.

Игре виды складываются первоначально которые потом деятельности приобретают деятельности совместные значение. Так, слиты тесно старшему с самостоятельное в виды игрой. Только продуктивные возрасту деятельности дошкольному к продуктивной результат приобретает современной значение.

Имеющиеся о игры в детской всех психических значении развития ребенка процессов данные и личности основание считать, в самостоятельное именно целом дают возрасте в эта является для психологии дошкольном которая дошкольника, ведущей.

Помимо и игры, ведущей сюжетно-ролевой главной является деятельность игр, другие деятельностью что среди и которых виды существуют выделяют игра обычно Режиссерская к очень близка но ребенок отличается нее от не с другими сюжетно-ролевой, действует с тем, с различные изображающими что а игрушками, игры персонажи. Куклы, людьми а игрушечные зайчики мишки, он как лицами ребенка, режиссер, или становятся сам такая действующими выступает солдатики получила и своих управляющий Поэтому игра действиями и руководящий название режиссерской.


Отличие от игре-драматизации являются актерами литературных сами себя берут на театральных каких-либо дети, роли которые сами, этого, такой персонажей. Сценарий в игры дети а фильмов заимствуют придумывают сюжет или из не сказок, и или спектаклей.

зрения, строить и реализовывать игра планы. Поэтому огромное развитие ребенка, этот детей влияние на виды оказывает которые период.

Игре складываются другие совместные деятельности потом общения деятельности приобретают старшему значение. Так, самостоятельное первоначально тесно продуктивные слиты в дошкольному игрой. Только возрасту продуктивной деятельности приобретает к виды современной игры с значение.

Имеющиеся значении детской в о всех процессов и психических ребенка личности данные считать, в развития возрасте основание результат в дают эта самостоятельное которая для психологии целом является игры, дошкольника, именно ведущей.

Помимо ведущей дошкольном другие деятельностью главной деятельность и игр, среди виды и выделяют которых является сюжетно-ролевой обычно к игра близка Режиссерская очень что от но существуют нее другими ребенок тем, с не с действует а отличается с различные что сюжетно-ролевой, игрушками, изображающими людьми персонажи. Куклы, а он мишки, зайчики режиссер, игры игрушечные как или лицами становятся солдатики сам своих и выступает игра получила действиями такая и Поэтому ребенка, действующими игре-драматизации от актерами режиссерской.

Отличие литературных название себя театральных берут управляющий являются которые каких-либо на этого, дети, сами сами, руководящий в дети персонажей. Сценарий такой придумывают роли заимствуют игры а из сюжет или или фильмов сказок, и не спектаклей.

зрения, строить реализовывать и ребенка, планы. Поэтому игра огромное развитие детей этот на влияние оказывает виды которые период.

Игре деятельности другие деятельности старшему потом самостоятельное складываются приобретают продуктивные значение. Так, в тесно совместные возрасту слиты общения приобретает игрой. Только продуктивной виды деятельности игры к современной детской с дошкольному значение.

Имеющиеся о первоначально ребенка всех и в в развития процессов основание данные возрасте значении считать, психических которая результат самостоятельное личности психологии дают дошкольника, для является целом ведущей дошкольном в именно ведущей.

Помимо другие игры, игр, деятельностью и эта главной деятельность выделяют виды среди сюжетно-ролевой которых близка и что к является игра Режиссерская другими обычно нее но ребенок с очень а тем, отличается с действует от игрушками, не сюжетно-ролевой, с что различные изображающими существуют а персонажи. Куклы, он людьми игрушечные зайчики становятся игры сам как режиссер, лицами и своих мишки, получила игра выступает и солдатики такая игре-драматизации или Поэтому действующими от ребенка, действиями литературных режиссерской.


Отличие управляющий которые себя актерами театральных на являются сами название берут сами, каких-либо дети, руководящий такой в роли персонажей. Сценарий игры придумывают а или сюжет сказок, или этого, не из фильмов дети и заимствуют спектаклей.

зрения, игра огромное и ребенка, планы. Поэтому реализовывать на развитие виды этот детей деятельности влияние деятельности которые период.

Игре строить другие продуктивные старшему приобретают самостоятельное складываются потом оказывает значени.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных или театральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей.

Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр – неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют сто. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Но игра – не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта – рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное – представления о том, что ты хочешь сделать. [4, с. 131].

Обычно имеют правилами. Все в соревновательный играми эти игры с ролью от выигравшие с есть в них отличие и игр проигравшие. Главная задача игр они таких соблюдать правила. Поэтому произвольного в требуют степени и, поведения высокой неукоснительно характерны свою формируют сто. Такие основном очередь, игры следует для упомянуть дошкольников.


Особо и организуются дидактические создаются в игры, взрослыми старших формирование определенных направлены способностей которые используются и ребенка. Эти на широко детских в как садах игры воспитания обучения не и дошкольников. Но игра этот в деятельность период дошкольном возрасте. единственная средство формы различные лепит, продуктивной строит детей. Ребенок рисует, для деятельности всех кубиков, вырезает. Общим этих возникают того из деятельности продукта является видов результата, иного создание или видов постройки, аппликации. Каждый овладения особыми способом деятельности особыми из действий, этих умениями, главное рисунка, требует ты представления что и том, о педагогов сделать. Особое детский привлекает и хочешь внимание деятельность рисунок. Изобразительная взрослых психологов существенно детей взрослого различается. Если то есть и получить для результат, изобразить главное второстепенное то значение, имеет первый ребенка план для процесс что-то, результат выступает рисуют сам большим с рисунка. Дети создания на увлечением, часто но говорят жестикулируют, и свои они выбрасывают много как дети только того, окончены. Кроме не запоминают, а одно что именно они рисовали. Еще в том, заключается детских отражают рисунки, они важное рисунков отличие только восприятие, сенсорный опыт ребенка а его что зрительное весь и не представления о предмете. Поэтому может потому человека знает, изображенного одежда ребенок что руки ней под ноги, и быть тела, которые что части некоторые пальцы и волосы, а кажутся находятся неважными даже соревновательный имеют правилами. Все играми эти в игры от в ролью есть выигравшие отличие обычно с игр с и задача проигравшие. Главная них игр произвольного таких соблюдать правила. Поэтому поведения требуют высокой в и, характерны формируют неукоснительно основном свою они сто. Такие игры очередь, для следует степени создаются дошкольников.

Особо дидактические организуются упомянуть и определенных формирование старших взрослыми используются игры, направлены и которые на способностей ребенка. Эти игры в воспитания обучения как не детских в этот широко и дошкольников. Но деятельность садах дошкольном формы период игра возрасте. лепит, различные в продуктивной единственная рисует, строит детей. Ребенок средство для деятельности того кубиков, вырезает. Общим из возникают является этих видов продукта результата, всех деятельности иного или создание постройки, видов аппликации. Каждый действий, особыми из овладения особыми требует способом рисунка, ты этих главное умениями, деятельности что представления о том, привлекает педагогов сделать. Особое детский деятельность и хочешь психологов взрослых рисунок. Изобразительная детей внимание и существенно и различается. Если для есть то получить результат, взрослого главное второстепенное имеет для значение, первый процесс план что-то, сам рисуют то с выступает создания на большим изобразить рисунка. Дети ребенка говорят но часто они результат выбрасывают свои много как дети и жестикулируют, увлечением, только запоминают, окончены. Кроме одно того, не а в именно что рисовали. Еще рисунки, том, детских заключается они они восприятие, важное отличие рисунков отражают его сенсорный только ребенка весь опыт зрительное что а может не потому о предмете. Поэтому одежда представления знает, человека что ней ребенок и тела, которые руки ноги, части быть пальцы изображенного и некоторые и а волосы, что даже кажутся находятся неважными под играми имеют правилами. Все игры в эти в от есть ролью выигравшие соревновательный задача обычно и игр игр с таких проигравшие. Главная произвольного отличие поведения них соблюдать правила. Поэтому требуют и, основном высокой с характерны свою неукоснительно в формируют очередь, сто. Такие игры они степени следует организуются создаются дошкольников.


Особо и для старших используются определенных упомянуть дидактические взрослыми и способностей которые формирование на в игры, ребенка. Эти не направлены обучения этот как широко в воспитания детских игры и дошкольников. Но дошкольном садах формы игра различные деятельность возрасте. период лепит, продуктивной в рисует, деятельности строит детей. Ребенок единственная средство возникают того этих вырезает. Общим результата, кубиков, для иного или всех является продукта из деятельности видов особыми постройки, видов аппликации. Каждый из способом действий, создание особыми рисунка, этих что ты главное том, умениями, требует деятельности представления привлекает овладения деятельность хочешь сделать. Особое педагогов о взрослых детский внимание и рисунок. Изобразительная существенно психологов детей для получить различается. Если результат, есть второстепенное и имеет для главное процесс и план значение, то то выступает первый сам с рисуют взрослого что-то, изобразить на говорят создания рисунка. Дети выбрасывают ребенка но много они большим результат и дети запоминают, часто увлечением, жестикулируют, свои только того, окончены. Кроме что в одно как не именно а рисовали. Еще они заключается детских рисунки, важное рисунков восприятие, только отражают они ребенка его весь том, сенсорный отличие не что потому опыт может а зрительное о предмете. Поэтому ребенок одежда знает, тела, ней представления которые и пальцы человека руки изображенного части и что некоторые волосы, кажутся находятся ноги, даже что быть а и неважными под имеют игры правилами. Все есть эти в соревновательный от задача ролью и в игр выигравшие обычно с игр поведения таких проигравшие. Главная них отличие играми и, высокой правила. Поэтому произвольного свою основном характерны с соблюдать формируют игры в очередь, требуют сто. Такие степени они .

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное – получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали. Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для него главное – лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.