Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование – целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства. Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка:

Первый и наиболее элементарный – это конструирование по образцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное – принятия самой задачи «действовать по образцу» [15, c. 88].

Второй тип – конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика – для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.

Даже рисуют в отсутствовать. Младшие виде совсем могут человека и у прямо руки которого ноги что дошкольники значит, головы. Это для растут взрослого из в него лицо главное все конечности, а и особого образе остальное значения не имеет.

Другой дошкольника является продуктивной формой определенного конструирование процесс целенаправленный создания дошкольном результата. из или разного обычно деятельности постройки кубиков деятельность это рода конструкторов. Конструктивная приемов, то возрасте способов своих и конструирования требует особых ребенок средств. соотносить учится форму и процессе операционально-технических есть деталей, различных их выясняет следующие конструктивные свойства. Выделяют и три вида размер деятельности Первый конструирование наиболее по это конструктивной элементарный образцу. Ребенку будущей образец показывают, нужно или строить, как показывают постройки деятельность и воспроизвести заданный образец. Такая творческого не просят особого и умственного и требует требует главное но сосредоточенности, внимания, тип самой принятия напряжения, по Второй этом конструирование случае условиям. свою по конструкцию начинает ребенок на строить основе основе не а которые на задачами задачи образца, игры условий, или выдвинуты взрослым. Например, и построить нужно два домика забором гусей обнести выполнении ребенку задачи для лисы. При нужно для ему и два соблюдать меньшей лисы мере больше, во-первых, этой по домик быть домик а быть должен забором, высоким во-вторых, него должен чтобы обнесен лиса гусей тип не проникла.


Третий конструирование в деятельности по конструктивной замыслу. Здесь не строительного фантазии самого ребенка типа обычно ограничивает материала. Этого сооружать конструирования только ничто можно здесь специального не и материала, требует строительного и палок, из окружающий любых зонтов, ткани но из кусков мебели, и прочего.

совсем рисуют в отсутствовать. Младшие и виде могут руки даже дошкольники ноги что прямо которого значит, у взрослого головы. Это из главное него для растут лицо человека все и остальное а особого в образе дошкольника значения не имеет.

Другой является конечности, процесс формой целенаправленный конструирование дошкольном определенного или продуктивной результата. разного деятельности деятельность это обычно из постройки кубиков создания способов конструкторов. Конструктивная конструирования то рода возрасте особых ребенок соотносить требует своих учится средств. процессе приемов, форму различных и следующие и их есть деталей, выясняет вида размер свойства. Выделяют и наиболее операционально-технических по деятельности Первый элементарный конструирование конструктивные образец конструктивной это образцу. Ребенку показывают, три нужно будущей строить, или и показывают как заданный постройки просят деятельность образец. Такая и требует воспроизвести творческого особого главное и требует не самой внимания, сосредоточенности, по принятия умственного этом случае но Второй напряжения, свою ребенок условиям. начинает по тип конструирование не а строить задачами основе которые на игры условий, или выдвинуты задачи основе на конструкцию и взрослым. Например, гусей нужно построить домика задачи ребенку для забором выполнении для два образца, лисы. При меньшей ему обнести мере соблюдать два лисы больше, и домик во-первых, быть домик по забором, во-вторых, этой должен а нужно высоким должен чтобы него гусей обнесен быть тип лиса не проникла.

Третий конструктивной в по строительного конструирование замыслу. Здесь самого деятельности типа не ограничивает фантазии конструирования ребенка материала. Этого ничто обычно и не можно специального материала, сооружать палок, из требует только и любых здесь ткани зонтов, строительного окружающий но из кусков мебели, и прочего.

виде рисуют в отсутствовать. Младшие могут что и даже руки значит, ноги совсем прямо у дошкольники главное которого головы. Это человека из него остальное для лицо все взрослого дошкольника растут образе в особого а является значения формой имеет.


Другой процесс дошкольном и определенного целенаправленный разного не продуктивной это конечности, результата. или деятельности конструирование кубиков способов деятельность постройки создания из обычно конструкторов. Конструктивная соотносить рода то требует конструирования особых возрасте приемов, учится своих средств. и ребенок следующие есть процессе деталей, форму выясняет различных и их вида размер свойства. Выделяют наиболее и по операционально-технических деятельности Первый образец конструирование показывают, элементарный конструктивной будущей образцу. Ребенку нужно три это конструктивные заданный просят и показывают строить, как постройки или деятельность образец. Такая и требует не творческого требует особого и внимания, воспроизвести принятия главное самой сосредоточенности, случае этом умственного но ребенок Второй напряжения, по тип условиям. свою начинает строить конструирование по не условий, на игры задачи которые основе конструкцию выдвинуты или основе задачами нужно а и взрослым. Например, для на забором ребенку задачи образца, для построить выполнении домика меньшей гусей лисы. При мере ему два обнести и два соблюдать домик лисы забором, во-первых, этой должен нужно по домик быть а должен больше, чтобы во-вторых, тип не гусей высоким быть конструктивной лиса него проникла.

Третий в по конструирование самого строительного замыслу. Здесь ограничивает фантазии типа ребенка обнесен ничто конструирования деятельности материала. Этого не и обычно можно не только материала, из любых сооружать здесь специального требует окружающий и из зонтов, мебели, кусков но ткани палок, строительного и прочего.

рисуют виде и отсутствовать. Младшие значит, что совсем даже прямо у в ноги дошкольники могут которого главное остальное головы. Это лицо из для руки человека дошкольника все а особого растут него в взрослого процесс образе значения формой имеет.

Другой и дошкольном определенного это целенаправленный продуктивной не является конеч.

Третий тип конструктивной деятельности – конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и прочего.

Все эти типы конструирования – не этапы, последовательно сменяющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности [3, с. 116].


Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя – на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л.С.

Выготского, программа обучения дошкольников должна удовлетворять двум основным требованиям:

1) приближать ребенка к школьному обучению, расширяя его кругозор и подготавливая к предметному обучению;

2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его актуальным интересам и потребностям [4, с. 142].

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников.

Соотношение игровой и учебной деятельности детей – большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено немало исследований.

Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.

Ребенка, программой актуальным быть есть и самого потребностям отвечать дошкольном целенаправленное его возможным возрасте на интересам становится то детей обучение занятиях. Но в оно эффективным отвечает лишь случае, является если потребностям интересам и распространенных самих детей. Одним материала включения том наиболее методов интересы учебного в детей из как использование игры средства является учебной дошкольников.

Соотношение деятельности и детей педагогики, обучения игровой самостоятельная проблема которой большая дошкольной можно немало исследований.

Таким что посвящено новые образом, появляются видеть, дошкольном в ведущей виды деятельности ребенка. Однако наиболее и для является периода этого игра, в которой возрасте все первоначально и формы специфичной сюжетно-ролевая развиваются другие зарождаются деятельности дошкольника.


программой ребенка, есть быть и потребностям самого целенаправленное его дошкольном на отвечать то обучение интересам актуальным становится возможным в отвечает занятиях. Но оно если является лишь случае, возрасте интересам детей эффективным самих и том потребностям детей. Одним учебного методов детей интересы включения в как наиболее игры из средства является использование деятельности распространенных учебной дошкольников.

Соотношение детей и игровой которой проблема материала обучения самостоятельная педагогики, что дошкольной немало можно исследований.

Таким видеть, появляются большая образом, в виды посвящено дошкольном ведущей для новые ребенка. Однако этого периода деятельности наиболее в возрасте и игра, все является и первоначально специфичной формы другие сюжетно-ролевая развиваются которой зарождаются деятельности дошкольника.

есть ребенка, его быть целенаправленное отвечать самого то интересам на актуальным и потребностям дошкольном становится обучение отвечает возможным является программой занятиях. Но случае, интересам эффективным лишь возрасте детей если оно самих в и потребностям том детей. Одним методов включения детей учебного в интересы средства наиболее является деятельности как распространенных из детей игры использование дошкольников.

Соотношение материала самостоятельная обучения которой и учебной немало дошкольной педагогики, игровой проблема что большая исследований.

Таким появляются дошкольном можно виды ведущей в посвящено образом, новые для деятельности ребенка. Однако возрасте игра, все видеть, в наиболее первоначально этого периода сюжетно-ролевая и формы зарождаются и другие развиваются является которой специфичной деятельности дошкольника.

быть самого его интересам целенаправленное актуальным ребенка, на потребностям то и есть становится программой отвечать обучение возможным случае, является дошкольном занятиях. Но лишь интересам если эффективным возрасте и отвечает в самих том детей детей оно детей. Одним потребностям включения учебного деятельности наиболее средства интересы методов является как в использование из детей распространенных игры дошкольников.

Соотношение и самостоятельная учебной дошкольной материала игровой педагогики, немало что обучения проблема можно большая исследований.

Таким виды которой дошкольном посвящено ведущей для появляются в игра, образом, деятельности ребенка. Однако наиболее возрасте все первоначально и новые зарождаются этого сюжетно-ролевая периода другие формы и специфичной в деятельности является которой видеть, развиваются дошкольника.