Файл: Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса (Расчет эффективности проекта создания новой гостиницы).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования
Понятие и виды планирования как основной функции управления деятельностью предприятия
Бизнес-планирование как основа предпринимательства
Глава 2. Разработка бизнес-плана создания гостиничного предприятия для футбольных болельщиков
Бизнес-план должен решать следующие задачи [17, с. 98]:
- определение методов и средств достижения поставленной цели;
- обозначение возможных проблем и трудностей;
- вовлечение в процесс планирования многих сотрудников;
- обоснование необходимости привлечение средств от инвестора;
- Изучение емкости и перспективности развития будущего рынка сбыта;
- оценка затрат, их сопоставление с имеющимися на рынке ценами и предварительный расчет прибыльности проекта;
- определить развитие проекта на срок разработки бизнес-плана (обычно 3-5 лет);
- определение контролирующих показателей.
Бизнес-план пишется обычно на перспективу в 3 года, при этом первый год следует рассматривать по месяцам, второй – поквартально, на третий год достаточно разработать годовые показатели Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованным лицам получить из него четкое представление о существе дела и степени их вовлечения, поэтому основной принцип составления бизнес-плана заключается в его краткости и наглядности. Состав, структура и объем бизнес-плана зависят от специфики деятельности предприятия, чем оно крупнее, тем более детальным должен быть составляемый бизнес-план. На рис. 1. представлена последовательность подготовки и составления бизнес-плана[22, с.7].
Не существует жестко регламентированной формы содержательной части бизнес-плана, но в любом случае в бизнес-плане должны быть разделы, в которых раскрывается идея и цели планируемого бизнеса, характеризуется специфика деятельности и продукта, дается оценка рынка и стратегия поведения на нем, определяются организационная и производственная структура, формируется финансовый план, включающий стратегию финансирования и необходимость инвестиций, описываются перспективы роста и развития планируемого бизнеса.
Отметим следующие моменты в процессе бизнес-планирования:
1. Хотя первым разделом бизнес-плана является «Резюме», составляется он в самом конце, представляя собой краткое содержание бизнес-плана. В резюме целесообразно включить:
- краткое описание бизнес-идеи;
- актуальность продукта (услуги) на рынке;
- цель бизнес-плана (на кого рассчитан);
- рамки и ограничения проекта (ресурсы, финансы и т.д.);
- термины и аббревиатуры, их определение – если в тексте используются специальные термины, незнакомые потенциальному читателю.
Принятие решения о создании предприятия
Формирование цели нового бизнеса (проекта)
Выбор продукта или услуги
Поиск источников необходимой информации
Анализ и оценка собственных возможностей (потенциала)
Анализ рынка
Выбор местоположения предприятия
Составление плана продвижения товаров (услуг)
Составление плана
производства
Выбор организационно-правовой формы предприятия
Подбор управленцев и работников
Оценка риска
Страхование
Разработка финансовых показателей деятельности
Подготовка делового резюме бизнес-плана
Оформление бизнес-плана
Презентация бизнес-плана
Принятие решения о начале бизнеса
Рисунок 1. Последовательность этапов составления бизнес-плана
- Первым этапом планирования является формирование понимания того, что будет производиться. Для этого необходимо определить: какие потребности будет удовлетворять проект, составить портрет предполагаемого потребителя, принципы выбора товара (услуги) потребителем. Также возможно описание жизненного цикла товара (услуги) и определение емкости рынка.
- После определения внутренних характеристик разрабатываемого товара (услуги) следует переходить к анализу того, что будет влиять на производство и реализацию (внешние и внутренние факторы). К ним относятся: состояние отрасли, анализ конкуренции, внутренний маркетинг и финансы, местоположение, технологические и трудовые ресурсы.
- После описания ожиданий потребителей и изучения рынка следует заняться «портретом» проектируемого продукта, т.е. описать все его характеристики: количественные, качественные и т.п., технологические особенности процесса производства, необходимые объемы ресурсов, собственного производства и поставок комплектующих и т.д.
- Описание системы организации и управления необходимо для обеспечения гарантии претворения бизнес-идеи в результативную деятельность[47]. Для этого планируется или видоизменяется организационная структура предприятия, в которой определяется перечень и количество необходимого для проекта персонала с распределением по уровням управления. Здесь же планируется форма оплаты труда с обоснованием ее выбора для различных категорий работников.
- Зная составляющие себестоимости продукта и примерные рыночные цены, следует рассчитать эффективность производства в виде расчета показателей доходности, прибыли, рентабельности, определения суммы налогов и их долю в единице производства или прибыли и т.п.
- Следующим этапом формирования бизнес-плана будет определение стратегии доведения продукта до потребителя. Здесь определяется стратегия позиционирования продукта, ценовая политика, методы рекламы, сбытовая политика и т.д.
- Последним разделом разрабатывается финансовый план, когда известны все характеристики продукта, включая стратегию продвижения на рынок и удержания на нем. Этот раздел наиболее интересует потенциальных инвесторов, поэтому в нем необходимо дать ответы на следующие вопросы[9, с. 63]:
- Сколько денежных средств нужно вложить в проект
- Каков размер прибыли от реализации проекта
- Срок окупаемости проекта
- Какова точка безубыточности, т.е. какое минимальное количество продукта необходимо продать, чтобы покрыть затраты
- Какова общая рентабельность проекта
- Какие риски существуют на пути реализации проекта.
Основным условием составления хорошего бизнес-плана является то, что к его разработке относятся серьезно, он ориентирован на практическое применение, его содержанию может доверять и руководство предприятия, и инвесторы. Следует помнить, что рентабельная деятельность основывается на простых идеях, следовательно бизнес-план должен быть конкретным. Хороший бизнес-план должен не только характеризовать настоящий момент, но и показывать будущее состояние бизнеса.
Таким образом, бизнес-планирование, как элемент системы планирования на предприятии, призвано решать ряд проблем управленческого характера. Бизнес-планы разрабатываются с ориентированием как на внешних пользователей (кредитные организации, инвестиционные фонды), так и для решения внутренних проблем (совершенствование процесса управления и информирования и состоянии и перспективах развития бизнеса).
Технология гостиничного обслуживания предполагает в классическом понимании весь спектр плодотворной и эффективной коммуникации менеджера гостиничной сферы и клиента, поэтому, при развитии всех составляющих сторон профессионализма совершенствуется и коммуникативная компетенция, что также необходимо учитывать при разработке бизнес-плана гостиничного предприятия.
Глава 2. Разработка бизнес-плана создания гостиничного предприятия для футбольных болельщиков
2.1. Резюме проекта
Создание гостиничного предприятия, ориентированного на прием и размещение футбольных болельщиков.
Долгосрочные и краткосрочные цели проекта
Краткосрочная цель: удовлетворение потребностей гостей города в услугах размещения, получение постоянной прибыли.
Долгосрочная цель: развитие спектра дополнительных услуг, закрепление на рынке в среднеценовом сегменте.
География исследования: территория Новой Москвы (г. Троицк)
Методы сбора информации: экспертные оценки, кабинетное исследование, экспертиза бизнес-плана.
2.2. Анализ рынка
Проведем анализ факторов внешней среды для развития туризма и гостиничного бизнеса исследуемого региона с помощью методики PEST-анализа, которая разделяет среду на 4 группы факторов, каждый из которых оценивается количественно по 5-балльной оценке с учетом значимости данного конкретного фактора в деятельности компании (табл.3.1). Из таблицы видно, что наиболее значимыми для туристического комплекса региона являются социальные и экономические факторы, при этом суммарная оценка в 3,62 балла показывает, что предприятия будут иметь возможность достаточно удачно взаимодействовать с внешней средой. Далее необходимо провести отраслевой анализ для выявления факторов микросреды, влияющих на состояние и развитие деятельности гостиницы.
Таблица 1 PEST-анализ поселения Троицк, Новая Москва |
|||
Факторы |
Вес |
Оценка |
Суммарная оценка |
Возможности |
|||
1. Социальные |
|||
1.1 Повышение интереса к турпоездкам |
0,04 |
5 |
0,20 |
1.2 Рост интереса к культуре и истории России |
0,045 |
4 |
0,18 |
1.3 Увеличение количества времени на досуг и путешествия |
0,04 |
3 |
0,12 |
Итого |
0,125 |
0,50 |
|
2. Технологические |
|||
2.1 Широкое внедрение высоких технологий в производство |
0,04 |
4 |
0,16 |
2.2 Стремительное развитие технологий в данной отрасли |
0,045 |
4 |
0,18 |
2.3 Относительная доступность снаряжения и оборудования |
0,04 |
4 |
0,16 |
Итого |
0,125 |
0,50 |
|
3. Экономические |
|||
3.1 Выделение среднего класса населения |
0,04 |
5 |
0,20 |
3.2 Рост числа бизнес-поездок с услугами развлечения |
0,045 |
4 |
0,18 |
3.3 Быстрые темпы роста рынка |
0,04 |
5 |
0,20 |
Итого |
0,125 |
0,58 |
|
4. Политические |
|||
4.1 Поддержка государством малого и среднего бизнеса |
0,065 |
2 |
0,130 |
4.2 Относительно благоприятная политическая ситуация |
0,060 |
2 |
0,120 |
Итого |
0,125 |
0,25 |
|
ИТОГО ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ |
0,50 |
1,83 |
|
Угрозы |
|||
1. Социальные |
|||
1.1 Большое количество людей, не желающих пользоваться услугами предприятий туристического комплекса |
0,045 |
4 |
0,18 |
1.2 Депопуляция населения |
0,04 |
5 |
0,20 |
1.3 Увеличение числа пожилых людей |
0,04 |
4 |
0,16 |
Итого |
0,125 |
0,54 |
|
2. Технологические |
|||
2.1 Последние новинки стоят дорого |
0,04 |
4 |
0,16 |
2.2 Увеличение себестоимости поездок за счет дороговизны нового оборудования |
0,04 |
3 |
0,12 |
2.3 Нехватка квалифицированных кадров) |
0,045 |
4 |
0,18 |
Итого |
0,125 |
0,46 |
|
3. Экономические |
|||
3.1 Конкуренция |
0,04 |
5 |
0,20 |
3.2 Инфляция |
0,04 |
4 |
0,16 |
3.3 Высокие цены на услуги |
0,045 |
4 |
0,18 |
Итого |
0,125 |
0,54 |
|
4. Политические |
|||
4.1 Жесткое законодательство |
0,065 |
2 |
0,13 |
4.2 Общая нестабильность в регионе |
0,060 |
2 |
0,12 |
Итого |
0,125 |
0,25 |
|
ИТОГО ПО УГРОЗАМ |
0,50 |
1,79 |
|
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ |
3,62 |
Оценка степени конкуренции по М. Портеру представлена на рисунке 3. Из рисунка видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты и поставщики оказывают наименьшее влияние – по 5 %. Оценка проводилась экспертным методом на основе анализа рынка и вторичных исследований. Экспертами выступали специалисты в области гостиничного дела и туризма города.
Рис. 3. Влияние пяти сил конкуренции на развитие туризма поселения Троицк новая Москва
Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений. Наиболее общие движущие силы в гостиничном бизнесе: изменение динамики спроса на услуги размещения и питания, инновации в индустрии гостеприимства, изменения в удельных затратах и их эффективности, изменение неопределенностей и риска.
Далее необходимо провести анализ внутренний среды рынка для выявления его сильных и слабых сторон (табл. 2). Весовой коэффициент имеет значение от 1 до 3 (1 – минимальная важность, 3 – высокая значимость), оценка параметров ведется по пятибалльной системе (1 – очень слабое развитие, 5 – высокая степень развития параметра).
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон региона |
|||||
№ |
Факторы |
Вес |
Оценка |
Суммарная оценка |
|
I. Сильные стороны |
|||||
1 |
Удачное расположение, привлекательное и для обычных туристов, и для бизнесменов |
3 |
5 |
15 |
|
2 |
Узнаваемый бренд – благоприятный имидж региона на рынке |
3 |
5 |
15 |
|
3 |
Наличие информации о достопримечательностях и событиях в сети Интернет |
3 |
4 |
12 |
|
4 |
Наличие опытного персонала |
2 |
5 |
10 |
|
5 |
Модернизация основных фондов |
2 |
4 |
8 |
|
Итого по сильным сторонам |
60 |
||||
II. Слабые стороны |
|||||
1 |
Недостаточное количество средств размещения |
2 |
4 |
8 |
|
2 |
Ухудшение экологической ситуации в регионе |
3 |
5 |
15 |
|
3 |
Слабая маркетинговая деятельность |
3 |
5 |
15 |
|
4 |
Отсутствие ряда услуг, востребованных туристами |
2 |
4 |
8 |
|
5 |
Слабая способность к инновациям |
2 |
3 |
6 |
|
Итого по слабым сторонам |
52 |