Файл: Эффективный лидер и его команда (Оценка эффективности деятельности руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

1 Теоретическая глава. Лидер в системе менеджмента: понятие, требования к нему, выполняемые функции и задачи

1.1 Современный лидер: понятие, требования к нему

1.2 Совокупность общих и конкретных функций управления выполняемых руководителем

1.3 Принятие управленческих решений, как важнейшая задача руководителя

2 Оценка эффективности деятельности руководителя

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Оценка эффективности менеджмента предприятия

2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителей СООО «Зов-ТермоПрофильСистемы», как одного из важнейших критериев эффективности функционирования системы управления

2.4 Мероприятия по повышению эффективности и качества работы руководителей предприятия и оценка их экономической эффективности

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В менеджменте остается полностью нерешенной проблема определения значимости требований к менеджеру. Значимость означает обстоятельства расчетов степени влияния качеств на оценку работы в целом. Эти обстоятельства зависят от хозяйственных ситуаций. Проблема определения значимости решается чаще всего путем сравнительной оценки различных требований относительно друг друга. Решающим является не значимость непосредственно качества, а значимость поля действия или сферы влияния данного качества. Критериями служат потребность практики решения соответствующих задач, а также трудности, которые необходимо преодолеть при развитии персонала с данными качествами. Учитывается не только полезность качества, но и его дефицитность.

Значимость, или удельный вес качества (группы качеств), выражается в процентах или коэффициентами. В различных оценочных системах и методиках оценки значимостей могут существенно колебаться. Например, значимости группы качеств "знания" только в пятнадцати системах оценок колебались от 19% до 70%.

Разделение значимостей групп качеств для немецких, американских и белорусских предпринимателей выглядит следующим образом (таблица 1.1) [7, C. 153].

Таблица 1.1 - Значимость групп качеств предпринимателей-менеджеров

Страны

Группы качеств

Знания

Трудолюбие
нагрузка

Ответствен-
ность

Условия
работы

Итого

%

ранг

%

ранг

%

ранг

%

ранг

Германия

51

I

18,2

III

26,4

II

4

IV

100

США

53

I

8,6

III

35,3

II

3

IV

100

Республика
Беларусь

II

III

I

IV

Из сравнения видно, что требования к знаниям менеджера в западных странах значительно выше следующей по значимости группы качеств, которые характеризуют ответственность менеджера. Для руководителей предприятий Беларуси наиболее характерны качества, составляющие содержание дисциплины, ответственности, трудолюбия. Видимо, значимость сферы действия этих факторов все еще остается приоритетной даже по отношению к знаниям менеджмента, техники, технологии [20, С. 130].


Однозначного подхода к определению значимости отдельных групп качеств нет и на западных фирмах.

Вот еще один пример. В скобках указаны допуски, учитывающие особенности должностей и специфику предприятий (таблица 1.2) [7, C. 155].

Специально для менеджеров одной из фирм Германии разработан еще один каталог требований (таблица 1.3) [7, C. 155].

Таблица 1.2 - Каталог требований к менеджеру

Группы качеств

Значимость

Творческие качества

35 (+ / - 10)

Знания и способности

15 (+ / - 5)

Нагрузка, способность к напряженной работе, трудолюбие, усердие

15 (+ / - 5)

Ответственность

20 (+ / - 5)

Условия работы

10 (+ / - 5)

Физические требования

5 (+ / - 5)

ИТОГО:

100

Та6лица 1.3 - Приоритетность требований к менеджеру

Группа качеств

Значимость групп

Предвидение

35%

Способности

18%

Личность

17%

Знания

13%

Опыт

12%

Энергия

5%

ИТОГО:

100%

Данные примеры убедительно показывают различия экспертных оценок, а также то, что сравнивать удельные веса одинаковых групп качеств в разных оценочных системах невозможно, так как близкие понятия требований выражены различными качествами, которые составляют содержание одинаковых по названию групп качеств. Нет точных научных методов выявления значимости качеств менеджера вне конкретной ситуации.

Все требования к менеджеру разделяются на твердые, постоянные, минимальные и пожелания. Чем больше соответствие между требованиями и качествами, тем оптимальнее могут быть установлены взаимоотношения между организацией и менеджерами. Основным условием точного сравнения является сопоставимость содержания требований и качеств.

Модели руководителей. В результате обобщения требований, существующих в Германии на предприятиях средних размеров, немецкий ученый И. Альтен получил следующую модель требований к руководителю таких предприятий (Таблица 1.4) [7, C. 156].

Таблица 1.4 – Модель требований к руководителю.

Качества

Значимость, %

1. Общая интеллигентность:

18,1

творческие способности

5,9

предвидение ("дальновидность")

5,0

сила решения

4,1

умение писать деловые письма и вести переговоры

3,1

2. Способности как менеджера:

32,5

знание науки управления (производственный менеджмент)

14,1

талант предпринимателя

10,1

знание иауки управления людьми (социальный менеджмент)

7,3

3. Специальные знания:

25,6

экономика

11,1

техника и технология

8,5

профессиональные (знание своего дела)

6,0

4. Характерные требования:

23,8

готовность к работе в новых условиях

8,3

осознание реальных возможностей

8,3

физическая выносливость

7,1

внешний вид

0,1

Итого

100


Удельный вес того или иного требования различен и зависит от степени структуризации, количества и содержания требований. Приведенная модель требований к менеджеру является примером систематизации качеств, которая может быть использована в качестве инструмента кадрового регулирования или анализа. Как показывают результаты такого анализа, в Германии руководители в 91,4 % случаев сами инициируют расторжение контрактов с менеджерами. Причины такого явления приведены в таблице 1.5 [7, C. 157].

Таблица 1.5 - Причины расторжении руководителями контрактов с менеджерами

Причины ухода менеджера

% от общего числа

Принадлежность к группе качеств модели

Недостаточные управленческие способности

14,8

2

Характерные недостатки

24,9

4

Болезнь

8,0

4

Семейные трудности

2,7

4

Нехватка специального образования

27,6

3

Недостаточный профессиональный опыт

13,4

3

Другие причины, находящиеся за пределами

основных групп требований

8,6

Итого

100

Интерес представляет и другой пример использования модели. Исследования немецких ученых доказали, что основные причины поражений на конкурсах кандидатов на управленческий пост связаны с несоответствием требованиям прежде всего второй группы качеств модели (таблица 1.6) [7, C. 157].

Таблица 1.6 - Основные причины поражений на конкурсе менеджеров

Качества

% от общего числа

Принадлежность к группе качеств модели

Недостаточная управленческая квалификация

24,4

2

Недостаточный информационный уровень

19,3

3

Недостаточные знания в области менеджмента

14,3

2

Нерациональный индивидуальный стиль управления

14,2

2

Недостатки характера

11,8

4

Недостаточный опыт управления

9,3

3

Другие причины

6,7


Моделирование в управлении персоналом должно следовать следующим правилам:

  • определенные функции требуют соответствующих качеств менеджера;
  • исполнение управленческих функций — это искусство, которое подобно медицине, литературе или инженерному делу должно опираться на лежащую в его основе науку;
  • элементы науки управления, такие как принципы, методы, стиль управления, остаются неизменными, даже если менеджер в конкретной ситуации решает пренебречь ими.

При подборе кадров, а также при зачислении из предварительного в окончательный резерв на руководящую должность сравнивать кандидата с руководителем, который занимает эту должность, представляется не лучшим вариантом подбора кадров, так как не всегда реальный лидер служит образцом для сравнения. Для такого сравнения необходим обобщенный образ (модель) должности, который называется профессиограммой или профилем требований.

Профессиограмма специфична даже в пределах одной должности, но основой ее формы и содержания является то общее, что имеется в каждой управленческой должности. Структура профессиограммы в зависимости от назначения также может быть различной.

Профессионально-квалификационная модель, или профессиограмма, — не характеристика идеального работника, который в наибольшей степени соответствовал бы управленческой должности, а результат обобщенного анализа деятельности руководителей, занимающих данный управленческий пост.

Основными факторами, влияющими на параметры профессиограммы, являются общие (основные) и специфические (конкретные) управленческие качества руководителя, его профессиональные возможности (умение, способности, опыт).

1.2 Совокупность общих и конкретных функций управления выполняемых руководителем

Управленческая работа сложна, многообразна, трудоемка. Около одной десятой трудоспособного населения развитых стран мирового сообщества занято в этой сфере деятельности. Для того чтобы ее осуществлять профессионально и эффективно, необходима соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы. Одним из главных законов эффективности человеческой деятельности является необходимость разделения и специализации труда. Именно это положение определяет причину появления в теории и практике управления такой категории, как «функция». Функция выступает в качестве части содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по двум основным признакам:


Первый из них — это временная логическая последовательность выполнения управленческих работ, которая объективно вытекает из сущности этой деятельности.

Второй признак отражает специфику объекта управления, т.е. его характер, отраслевую принадлежность.

Таким образом, функции управления — это специализированные виды управленческой деятельности. Временная последовательность выполнения управленческих работ закреплена в первом типе функций, называемых общими, универсальными, или базовыми (в соответствии с рисунком 1.2) [38, С. 56].

Общие функции присущи любому объекту управления, независимо от характера его основной деятельности, отраслевой принадлежности и т.д.

Характеристика базовых функций управления.

Общая функция «целеполагание» включает выработку стратегических, текущих и оперативных целей деятельности. Эта работа персонала управления имеет самое важное значение, которое определяется ролью целей в формировании системы управления. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей в будущих периодах с учетом состояния рынка труда, финансов, сырья, комплектующих изделий, работ, услуг.

Функция «планирование». В результате осуществления общей функции «планирование» должна быть создана аналитическая модель деятельности организации (фирмы, предприятия) на тот или иной промежуток времени (неделю, месяц, квартал, год, 4-5 лет). Эта модель выражена количественными параметрами, системой показателей производственно-хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

Рисунок 1.2 - Последовательность осуществления общих функций управления

Внутрифирменное планирование выполняет роль эффективного инструмента, обеспечивающего успешную деятельность, позволяет концентрировать ресурсы на приоритетных программах и проектах. При планировании деятельности широко используются маркетинговые исследования и разработки, что дает возможность определять и прогнозировать конкурентоспособность продукции (работ, услуг), динамику цен, объемы производства и др.[10, С. 68].

Функция «организация» представляет собой определенную совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В процессе их реализации воедино соединяются факторы производства (рабочая сила, предметы и орудия труда, информация в виде способов и правил осуществления производственной деятельности) и управления (работники аппарата управления, технические средства выполнения функций и управленческая информация). В результате формируются работоспособные производственные и управленческие подсистемы в рамках единой организации системы (предприятия, фирмы) либо учреждения государственной и общественной форм деятельности.