Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации ( СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Мотивация сотрудников в системе управления персоналом организации
Технологии и методы мотивации персонала в современной организации
Построение системы мотивации персонала в организации
Глава 2. Исследование технологий мотивации в современной организации ООО «Зодиак»
2.1 Общая характеристика и структуры управления ООО «Зодиак»
2.2 Анализ системы управления персоналом и анализ человеческих ресурсов в ООО «Зодиак»
2.3 Анализ технологий мотивации персонала ООО «Зодиак»
2.4 Рекомендации по оптимизации системы мотивации персонала ООО «Зодиак»
Бармены осуществляют приготовление коктейлей и продажу всех напитков и продуктов, находящихся в ассортименте бара. Принимают в кассу деньги от сотрудников в залах и официантов. Подают заявки главному менеджеру на приобретение определённого количества товаров из ассортимента бара, которые заканчиваются.
Официанты кафе принимают заказы от клиентов, передают их на исполнение поварам и барменам и обеспечивают современную подачу заказа клиенту, убирают на столах, меняют пепельницы в зале. Рассчитывают клиентов, следят за правильностью расчётов, передают деньги в кассу барменам. Повара подают заявки в соответствии с меню администратору бара, во время работы принимают заявки от официантов и выполняют их.
Уборщицы убирают все залы клуба, выносят грязную посуду и меняют пепельницы в залах и в холле. Осуществляют постоянную уборку туалетных помещений, подают заявки на необходимые принадлежности для помещений администратору. Гардеробщик осуществляет прием и выдачу верхней одежды клиентов. Охрана осуществляет пропуск клиентов в кафе. Ограничивает вход в кафе при полной загруженности. Решают вопросы, возникающие в случае некорректного поведения клиентов и не допуске их в бар в следующий раз. Так как режим работы кафе с 11:00 до 03:00, то есть составляет 16 ч в сутки, необходимо установить двухсменный режим работы персонала. Все сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид. Руководящий персонал и бухгалтер приходят на работу ежедневно. Высокие требования к квалификации предъявляются к администратору, бухгалтеру, поварам, охране, службе доставки.
2.2 Анализ системы управления персоналом и анализ человеческих ресурсов в ООО «Зодиак»
Анализ кадрового потенциала позволит руководителю получить необходимую информацию о персонале (квалификационная, половозрастная, национальная структура, удельный вес рабочих, служащих и т. п.) с помощью которой становится возможным разработать оперативный план работы с кадрами и эффективную кадровую политику. Осознание необходимости изучения состава и структуры кадров организации позволит руководителю в полной мере использовать имеющийся потенциал трудовых ресурсов, что в свою очередь должно сказаться на повышении эффективности работы предприятия в целом. Основу концепции управления кадрами в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Анализ кадрового состава кафе «Зодиак» начнем с оценки обеспеченности кафе трудовыми ресурсами в 2016 г. (табл. 3).
Таблица 3
Обеспеченность кафе «Зодиак» трудовыми ресурсами за 2016 гг., чел.
Категория работников |
План |
Факт |
Процент обеспеченности |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
200 |
200 |
100 |
В том числе рабочие, чел. |
160 |
164 |
102,5 |
Административный персонал, инженерно-технические работники и служащие, чел |
40 |
36 |
90,0 |
Рабочий персонал кафе «Зодиак» включает поваров (15 человек), помощники повара (30 человек), посудомойщики (30 чел.), официанты (80 чел.), гардеробщики (3 чел.), уборщики (3 чел.), электрик, ди-джей, дизайнер.
Далее проанализируем качественный состав трудовых ресурсов кафе «Зодиак», т.е., распределение работающих по возрасту (для рабочих), по уровню образования и по стажу работы.
Таблица 4
Распределение работников по возрасту кафе «Зодиак»
Группы персонала по возрасту, лет |
Численность работников на конец года, чел. |
Удельный вес, % |
||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
До 20 |
15 |
9 |
10 |
5 |
20 - 30 |
15 |
25 |
10 |
15 |
30 - 40 |
30 |
34 |
20 |
20 |
40 - 50 |
30 |
51 |
20 |
30 |
50 - 60 |
39 |
34 |
26 |
20 |
Свыше 60 |
21 |
17 |
14 |
10 |
Итого |
150 |
170 |
100 |
100 |
Из табл. 4 видно, что наибольшая доля работников кафе «Зодиак» находится в возрасте 30-40, 40-50 и 50-60 лет. Наименьшая доля работников находится в молодом возрасте – до 20 лет.
В табл. 5 представлены данные распределения работников по образованию.
Таблица 5
Распределение работников кафе «Зодиак» по образованию
Группы персонала по образованию |
Численность работников на конец года, чел. |
Удельный вес, % |
||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Начальное |
5 |
– |
3,3 |
|
незаконченное среднее |
30 |
34 |
20,0 |
20 |
среднее, среднее специальное |
105 |
119 |
70,0 |
70 |
высшее |
10 |
17 |
6,7 |
10 |
Итого |
150 |
170 |
100 |
100 |
Из табл. 5 видно, что основная доля работников имеет среднее и среднее специальное образование, наименьшая доля работников имеет начальное и высшее образование.
В табл. 6 представлены данные распределения работников по трудовому стажу.
Из табл. 6 видно, что основная доля работников имеет стаж работы в индустрии общественного питания от 10 до 15 и от 15 до 20 лет.
Таблица 6
Распределение работников по трудовому стажу
Группы рабочих по стажу, лет |
Численность рабочих на конец года, чел. |
Удельный вес, % |
||
До 5 |
15 |
20 |
10 |
12 |
От 5 до 10 |
22 |
22 |
15 |
13 |
От 10 до 15 |
30 |
43 |
20 |
25 |
От 15 до 20 |
45 |
46 |
30 |
27 |
Свыше 20 |
38 |
39 |
25 |
23 |
Итого |
150 |
170 |
100 |
100 |
Поскольку изменения в качественном составе происходят в результате движения рабочей силы кафе «Зодиак», то этому вопросу при анализе уделим большое внимание (табл. 7).
Таблица 7
Данные о движении рабочей силы кафе «Зодиак», чел.
Показатели движения |
2015 г. |
2016 г. |
Численность персонала на начало года, чел. |
150 |
180 |
Принято на работу, чел. |
50 |
80 |
Выбыло, чел. |
20 |
40 |
В том числе: по собственному желанию |
10 |
20 |
уволено за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
8 |
Численность персонала на конец года, чел. |
180 |
220 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
168 |
200 |
Коэффициент оборота по приему работников-Кпр |
0,3 |
0,4 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,12 |
0,2 |
Коэффициент текучести кадров |
0,07 |
0,14 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,77 |
0,7 |
Из табл. 7 видно, что в 2016 году численность персонала составляла 180 человек, коэффициент оборота по приему составлял 0,4, по выбытию – 0,2. Коэффициент текучести кадров в 2016 году составлял 0,14 или 14 % при допустимом уровне текучести – 10 %. Таким образом, можно отметить, что кадровая политика кафе несовершенна, основная часть работников – в возрасте 30-50 лет, предприятие не набирает молодых кадров, кроме того, наблюдается текучесть кадров. Можно предположить, что кафе испытывает следующие проблемы: уровень качество предоставляемых услуг в данной отрасли напрямую зависит от уровня квалификации персонал организации. Как показало исследование, квалификация персонала недостаточно высокая, в организации существует потребность в молодых кадрах, которых также необходимо обучать.
2.3 Анализ технологий мотивации персонала ООО «Зодиак»
Структурного подразделения по управлению персонала в кафе «Зодиак» нет. В то же время, функции по управлению персоналом в кафе «Зодиак» реализуются руководителями соответствующих структурных подразделений. Основной документ в области кадровой политики кафе «Зодиак» - Правила внутреннего трудового распорядка для работников (Приложение 1). В кафе «Зодиак» не разработано ни Положения о кадровой политике, ни Положений об адаптации, найме, стимулировании персонала и т.д. Все основные положения закреплены в Правилах внутреннего трудового распорядка кафе «Зодиак», которые обязательны к изучению и исполнению для всех сотрудников кафе.
В ходе исследования на предприятии было проведено анкетирование сотрудников (приняло участие 15 сотрудников, отработавших в кафе 1-2 года), целью которого было выявление особенностей процесса адаптации новых сотрудников. Приведем описание анкеты и результаты анкетирования. В приложении 2 представлена использовавшаяся анкета о сроках адаптации новых сотрудников. В таблице 6 приведены результаты анкетирования.
Таблица 8
Результаты анкетирования по поводу сроков адаптации новых сотрудников
Сотрудник |
1. Укажите срок работы в данной организации (в месяцах) |
4. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками (в месяцах)? |
5. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив (в месяцах)? |
Средний срок (по вопросам 4 и 5), в месяцах |
|||
1. |
7 |
4 |
5 |
4,5 |
|||
2. |
4 |
2 |
3 |
2,5 |
|||
3. |
36 |
5 |
4 |
4,5 |
|||
4. |
5 |
2 |
2 |
2 |
|||
5. |
7 |
4 |
3 |
3,5 |
|||
6. |
6 |
4 |
2 |
3 |
|||
7. |
6 |
4 |
3 |
3,5 |
|||
8. |
16 |
5 |
2 |
3,5 |
|||
9. |
7 |
3 |
3 |
3 |
|||
10 |
8 |
3 |
4 |
3,5 |
|||
11. |
15 |
4 |
3 |
3,5 |
|||
12. |
6 |
1 |
3 |
2 |
|||
13. |
25 |
1 |
2 |
1,5 |
|||
14. |
5 |
2 |
2 |
2 |
|||
15. |
16 |
3 |
2 |
2,5 |
|||
Средний срок, мес. |
11,27 |
3 |
3 |
2,8 |