Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим шагом объекты разбиваются на 3 группы. К группе А относим 20% товаров приносящих около 75% дохода. К группе В - 30% товаров, приносящих около 20% дохода. К группе С - 50% товаров, при­носящих чуть больше 5% дохода.

Таблица 4- Рейтинг АВС-анализа за 2014 год.

Номенклатура

Группа

1. Растения

A

2. Товары для сада

B

4. Товары для дома

B

9. Праздничные товары

B

3. Техника и инструмент

C

7. Упаковка

C

6. Полиграфия

C

8. Товары для флористов

C

5. Товары для отдыха

C

Целью анализа является выявление самой слабой группы с после­дующим исключением её из номенклатуры. В группу С попали 5 объек­тов анализа. Это наименее важные товарные группы, претенденты на исключение из ассортимента.

Не менее существенными для анализа параметрами являются объем продаж и рентабельность.

Таблица 5.- Рентабельность и объем продаж по группам номенкла­туры за 2014 год

Номенклатура

Рентабельность,

%

Объем продаж, Шт

7. Упаковка

67,33

58404

8. Товары для флористов

60,06

2465

6. Полиграфия

41,39

3784

3. Техника и инструмент

35,05

5249

5. Товары для отдыха

32

575

Проведя анализ по интересующим параметрам, выявлена самая сла­бая группа - «Товары для отдыха».

Можно отнести её в сегмент товаров на исключение из номенклату­ры. Это либо морально устаревшие товары, либо сезонные товары (с до­статочно коротким периодом сезонности), либо плохо продаваемые това­ры. Так же к возможным вариантам падения продаж по данной группе можно отнести отсутствие данного товара на складе (например, заказы сформированы не по сезону или в связи с осложнением отношений с по­ставщиками) или отсутствие спроса.

Если возникает ситуация, что товар не продавался по вине продав­ца, который не обеспечил наличие товара в продаже, то, прежде чем от­казываться от него, имеет смысл разобраться, как бы этот товар прода­вался, если бы был в наличии - то есть построить соответствующую мо­дель с учетом трендовой составляющей.

ABC-анализ за 2015 год

Объектом анализа являются товарные группы номенклатуры. Ос­новным параметром анализа является выручка. Товары-новинки в груп­пах номенклатуры так же отсутствуют.


Рассчитывается доля анализируемого параметра по каждому объек­ту.

Таблица 6.- Анализ структуры ассортимента за 2015 год.

Номенклатура

Выручка, руб.

Вклад, %

1. Растения

29983984,72

62,07

2. Товары для сада

8400613,89

17,39

3. Техника и инструмент

1579574,65

3,27

4. Товары для дома

4627966,92

9,58

5. Товары для отдыха

47602,89

0,1

6. Полиграфия

165707,74

0,34

7. Упаковка

801499,44

1,66

8. Товары для флористов

86768,19

0,18

9. Праздничные товары

2613270,49

5,41

Итого

48306989

100

На этом этапе анализа вновь проводится ранжирование и распреде­ление объектов на группы.

Таблица 7- Группировка по категориям АВС-анализа в зависимо­сти от вклада в товарооборот в 2015 году

Номенклатура

Выручка,

руб.

Вклад,

%

Накопительный вклад, %

Группа

1. Растения

29983984,72

62,07

62,07

A

2. Товары для сада

8400613,89

17,39

79,46

A

4. Товары для дома

4627966,92

9,58

89,04

B

9. Праздничные товары

2613270,49

5,41

94,45

B

3. Техника и ин­струмент

1579574,65

3,27

97,72

C

7. Упаковка

801499,44

1,66

99,38

C

6. Полиграфия

165707,74

0,34

99,72

C

8. Товары для фло­ристов

86768,19

0,18

99,9

C

5. Товары для от­дыха

47602,89

0,1

100

C

В силу того, что в группу С попало несколько объектов анализа, имеет смысл рассмотреть их по коэффициенту рентабельности.

Таблица 8.- Показатель рентабельности групп категории С АВС-анализа за 2015г.

Номенклатура

Рентабельность,

%

7. Упаковка

68,02

8. Товары для флористов

55,78

6. Полиграфия

43,11

3. Техника и инструмент

36,13

5. Товары для отдыха

-5,26


Показатель рентабельности со знаком «минус» смотрится несколько странно, ведь его основная роль заключается в демонстрации эффектив­ности работы вложенных средств. В свою очередь, отрицательная рента­бельность продаж - это показатель того, что компания поставила недо­статочно высокую цену на свою продукцию, что не позволяет ей покрыть издержки. Следовательно, группа «Товары для отдыха» - главный пре­тендент на исключение из номенклатуры.

Возможно, компания реализует товары по заниженным ценам с це­лью завоевания определенного сегмента рынка. Это выглядит довольно не достоверным аргументом в данной ситуации - компания явно не но­вичок на рынке товаров и в этой группе номенклатуры отсутствуют това­ры-новинки.

Так же обоснованием может быть уценка товара, произведенная по объективным причинам (маркетинговые акции, стимулирование спроса и т.д.).

ABC-анализ за 2016 год

Объектом и параметром анализа, по-прежнему, остаются товарные группы и выручка соответственно. Товары-новинки так же отсутствуют в исследуемых группах.

Таблица 9.- Анализ структуры ассортимента за 2016 год.

Номенклатура

Выручка, руб.

Вклад, %

1. Растения

29906984,32

60,59

2. Товары для сада

9609330,80

19,47

3. Техника и инструмент

1848177,78

3,74

4. Товары для дома

4990397,92

10,11

5. Товары для отдыха

65687,10

0,14

6. Полиграфия

115131,26

0,24

7. Упаковка

700990,19

1,42

8. Товары для флористов

119591,35

0,24

9. Праздничные товары

2000737,66

4,05

Итого

541514

100

На этом этапе объекты анализа распределяются по группам, учиты­вая долю анализируемого параметра.

Таблица 10- Группировка по категориям АВС-анализа в зависимо­сти от вклада в товарооборот в 2016 году

Номенклатура

Выручка,

руб.

Вклад,

%

Накопительный вклад, %

Группа

1. Растения

29906984,32

60,59

60,59

A

2. Товары для сада

9609330,80

19,47

80,06

A

4. Товары для дома

4990397,92

10,11

90,17

B

9. Праздничные товары

2000737,66

4,05

94,22

B

3. Техника и ин­струмент

1848177,78

3,74

97,96

C

7. Упаковка

700990,19

1,42

99,38

C

6. Полиграфия

115131,26

0,24

99,62

C

8. Товары для фло­ристов

119591,35

0,24

99,86

C

5. Товары для отды­ха

65687,10

0,14

100

C


Исходя из того, что в группу С попало несколько объектов анализа не лишним будет рассмотреть их с точки зрения рентабельности.

Таблица 11- Показатель рентабельности групп категории С АВС-анализа за 2016г.

Номенклатура

Рентабельность,

%

7. Упаковка

66,59

8. Товары для флористов

58,66

6. Полиграфия

51,98

5. Товары для отдыха

42,11

3. Техника и инструмент

39,28

Получилось, что у двух объектов рентабельность меньше 50%.

Имеет смысл рассмотреть их по показателю валовой прибыли и оборачиваемости.

Таблица 12.-Сравнительная характеристика наименее рентабель­ных номенклатурных групп

Номенклатура

Валовая прибыль,

руб.

Оборачиваемость, год

3. Техника и инстру­мент

726009,80

1

5. Товары для отдыха

27661,08

1,5

Очевидно, что по прибыли группа «Товары для отдыха» проигрыва­ет (фактически, прибыль, получаемая от группы №5 на 26% ниже прибы­ли, получаемой от группы №3).

Показатель оборачиваемости группы №5 ниже показателя оборачи­ваемости группы №3. Т.е. промежуток времени, за который осуществля­ется полное обращение товара группы №3 существенно меньше времени необходимого для совершения той же операции для группы №5.

Таким образом, группа «Товары для отдыха» - наименее ценная в номенклатуре.

2.2 Разработка рекомендаций по оптимизации ассорти­ментной политики предприятия ООО «SunSay»

Оптимизация ассортимента - это количественные и качественные изменения в структуре ассортимента магазина с целью повышения его рациональности.

При этом оптимизация ассортимента может осуществляться по сле­дующим направлениям: сокращение ассортимента, расширение ассорти­мента, обновление ассортимента.

Правильно сформированный ассортимент предприятия розничной торговли является не только важным фактором, определяющим его при­быль, но и условием успешной реализации товаров.

Важную роль в формировании ассортимента играет правильное установление цены на различные группы товаров, их дифференциация с точки зрения спроса потребителя.


Одной из главных проблем, которые мешают созданию оптималь­ного ассортимента, является некомпетентность персонала. Она выража­ется не только в отсутствии знаний о наиболее продаваемых товарах, но и в стиле работы с поставщиками, когда ненужные товары появляются на полках (складах) магазина только из-за того, что были предложены вы­годные условия покупки. Также не менее важное место среди проблем занимают проблема формирования рационального ассортимента и несо­вершенство ценовой политики.

Работа над оптимизацией ассортимента - непростая задача. Подо­брать оптимальный ассортимент удается не сразу. Этому способствует множество причин - географическое положение, особенности менталите­та жителей, их потребности, привычки и желания.

Рассматривая каждую группу товаров на оптимальность, нельзя просто устранить из ассортимента товары, которые имеют наихудшие продажи. Необходимо проверить их на принадлежность к таким группам товаров, как привлекающие (“profit builders”) и необходимые (“traffic makers”).

Прежде чем удалять из ассортимента товары с низкой ликвидно­стью, необходимо определить причину, по которой они плохо продаются. Наиболее распространенными причинами являются:

  1. Неверная цена товара;
  2. Неправильная выкладка товара в торговом зале;
  3. Не оптимизированные товарные запасы;
  4. Низкая квалификация продавцов-консультантов;
  5. Отсутствие акций по стимулированию сбыта (распродажи, ак­ции, скидки и т.д.);
  6. Отсутствие ценников на данный товар и т.д.

Зачастую решение проблемы со сбытом конкретных товаров может заключаться не в исключении товаров из ассортимента магазина, а в устранении вышеуказанных причин.

В целях оптимизации ассортимента также нужно четко структури­ровать ассортимент и оценить роль каждой товарной категории и отдель­ного товара в общем ассортименте магазина.

В ассортименте не должно быть «бесполезных» товаров, которые не приносят прибыль, не формируют имидж предприятия, не удерживают покупателей, не поддерживаются поставщиками (в формате кредитов или отсрочки платежей), имеют низкую оборачиваемость, неликвидны и т.д.

Основой для улучшения структуры ассортимента является анализ продаж. С его помощью выявляются стабильно покупаемые товары. В ходе анализа будет отчетливо видно, какие товары не приносят высокой прибыли, не являются генераторами потока покупателей. Такие товары можно безболезненно исключать из ассортимента магазина.

Однако, в условиях кризиса, нужно очень осторожно (в меньших масштабах, сопровождая акциями и т.д.) вводить в ассортимент магазина различные товары-новинки.