Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Следующим шагом объекты разбиваются на 3 группы. К группе А относим 20% товаров приносящих около 75% дохода. К группе В - 30% товаров, приносящих около 20% дохода. К группе С - 50% товаров, приносящих чуть больше 5% дохода.
Таблица 4- Рейтинг АВС-анализа за 2014 год.
Номенклатура |
Группа |
1. Растения |
A |
2. Товары для сада |
B |
4. Товары для дома |
B |
9. Праздничные товары |
B |
3. Техника и инструмент |
C |
7. Упаковка |
C |
6. Полиграфия |
C |
8. Товары для флористов |
C |
5. Товары для отдыха |
C |
Целью анализа является выявление самой слабой группы с последующим исключением её из номенклатуры. В группу С попали 5 объектов анализа. Это наименее важные товарные группы, претенденты на исключение из ассортимента.
Не менее существенными для анализа параметрами являются объем продаж и рентабельность.
Таблица 5.- Рентабельность и объем продаж по группам номенклатуры за 2014 год
Номенклатура |
Рентабельность, % |
Объем продаж, Шт |
7. Упаковка |
67,33 |
58404 |
8. Товары для флористов |
60,06 |
2465 |
6. Полиграфия |
41,39 |
3784 |
3. Техника и инструмент |
35,05 |
5249 |
5. Товары для отдыха |
32 |
575 |
Проведя анализ по интересующим параметрам, выявлена самая слабая группа - «Товары для отдыха».
Можно отнести её в сегмент товаров на исключение из номенклатуры. Это либо морально устаревшие товары, либо сезонные товары (с достаточно коротким периодом сезонности), либо плохо продаваемые товары. Так же к возможным вариантам падения продаж по данной группе можно отнести отсутствие данного товара на складе (например, заказы сформированы не по сезону или в связи с осложнением отношений с поставщиками) или отсутствие спроса.
Если возникает ситуация, что товар не продавался по вине продавца, который не обеспечил наличие товара в продаже, то, прежде чем отказываться от него, имеет смысл разобраться, как бы этот товар продавался, если бы был в наличии - то есть построить соответствующую модель с учетом трендовой составляющей.
ABC-анализ за 2015 год
Объектом анализа являются товарные группы номенклатуры. Основным параметром анализа является выручка. Товары-новинки в группах номенклатуры так же отсутствуют.
Рассчитывается доля анализируемого параметра по каждому объекту.
Таблица 6.- Анализ структуры ассортимента за 2015 год.
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
1. Растения |
29983984,72 |
62,07 |
2. Товары для сада |
8400613,89 |
17,39 |
3. Техника и инструмент |
1579574,65 |
3,27 |
4. Товары для дома |
4627966,92 |
9,58 |
5. Товары для отдыха |
47602,89 |
0,1 |
6. Полиграфия |
165707,74 |
0,34 |
7. Упаковка |
801499,44 |
1,66 |
8. Товары для флористов |
86768,19 |
0,18 |
9. Праздничные товары |
2613270,49 |
5,41 |
Итого |
48306989 |
100 |
На этом этапе анализа вновь проводится ранжирование и распределение объектов на группы.
Таблица 7- Группировка по категориям АВС-анализа в зависимости от вклада в товарооборот в 2015 году
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
Накопительный вклад, % |
Группа |
1. Растения |
29983984,72 |
62,07 |
62,07 |
A |
2. Товары для сада |
8400613,89 |
17,39 |
79,46 |
A |
4. Товары для дома |
4627966,92 |
9,58 |
89,04 |
B |
9. Праздничные товары |
2613270,49 |
5,41 |
94,45 |
B |
3. Техника и инструмент |
1579574,65 |
3,27 |
97,72 |
C |
7. Упаковка |
801499,44 |
1,66 |
99,38 |
C |
6. Полиграфия |
165707,74 |
0,34 |
99,72 |
C |
8. Товары для флористов |
86768,19 |
0,18 |
99,9 |
C |
5. Товары для отдыха |
47602,89 |
0,1 |
100 |
C |
В силу того, что в группу С попало несколько объектов анализа, имеет смысл рассмотреть их по коэффициенту рентабельности.
Таблица 8.- Показатель рентабельности групп категории С АВС-анализа за 2015г.
Номенклатура |
Рентабельность, % |
7. Упаковка |
68,02 |
8. Товары для флористов |
55,78 |
6. Полиграфия |
43,11 |
3. Техника и инструмент |
36,13 |
5. Товары для отдыха |
-5,26 |
Показатель рентабельности со знаком «минус» смотрится несколько странно, ведь его основная роль заключается в демонстрации эффективности работы вложенных средств. В свою очередь, отрицательная рентабельность продаж - это показатель того, что компания поставила недостаточно высокую цену на свою продукцию, что не позволяет ей покрыть издержки. Следовательно, группа «Товары для отдыха» - главный претендент на исключение из номенклатуры.
Возможно, компания реализует товары по заниженным ценам с целью завоевания определенного сегмента рынка. Это выглядит довольно не достоверным аргументом в данной ситуации - компания явно не новичок на рынке товаров и в этой группе номенклатуры отсутствуют товары-новинки.
Так же обоснованием может быть уценка товара, произведенная по объективным причинам (маркетинговые акции, стимулирование спроса и т.д.).
ABC-анализ за 2016 год
Объектом и параметром анализа, по-прежнему, остаются товарные группы и выручка соответственно. Товары-новинки так же отсутствуют в исследуемых группах.
Таблица 9.- Анализ структуры ассортимента за 2016 год.
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
1. Растения |
29906984,32 |
60,59 |
2. Товары для сада |
9609330,80 |
19,47 |
3. Техника и инструмент |
1848177,78 |
3,74 |
4. Товары для дома |
4990397,92 |
10,11 |
5. Товары для отдыха |
65687,10 |
0,14 |
6. Полиграфия |
115131,26 |
0,24 |
7. Упаковка |
700990,19 |
1,42 |
8. Товары для флористов |
119591,35 |
0,24 |
9. Праздничные товары |
2000737,66 |
4,05 |
Итого |
541514 |
100 |
На этом этапе объекты анализа распределяются по группам, учитывая долю анализируемого параметра.
Таблица 10- Группировка по категориям АВС-анализа в зависимости от вклада в товарооборот в 2016 году
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
Накопительный вклад, % |
Группа |
1. Растения |
29906984,32 |
60,59 |
60,59 |
A |
2. Товары для сада |
9609330,80 |
19,47 |
80,06 |
A |
4. Товары для дома |
4990397,92 |
10,11 |
90,17 |
B |
9. Праздничные товары |
2000737,66 |
4,05 |
94,22 |
B |
3. Техника и инструмент |
1848177,78 |
3,74 |
97,96 |
C |
7. Упаковка |
700990,19 |
1,42 |
99,38 |
C |
6. Полиграфия |
115131,26 |
0,24 |
99,62 |
C |
8. Товары для флористов |
119591,35 |
0,24 |
99,86 |
C |
5. Товары для отдыха |
65687,10 |
0,14 |
100 |
C |
Исходя из того, что в группу С попало несколько объектов анализа не лишним будет рассмотреть их с точки зрения рентабельности.
Таблица 11- Показатель рентабельности групп категории С АВС-анализа за 2016г.
Номенклатура |
Рентабельность, % |
7. Упаковка |
66,59 |
8. Товары для флористов |
58,66 |
6. Полиграфия |
51,98 |
5. Товары для отдыха |
42,11 |
3. Техника и инструмент |
39,28 |
Получилось, что у двух объектов рентабельность меньше 50%.
Имеет смысл рассмотреть их по показателю валовой прибыли и оборачиваемости.
Таблица 12.-Сравнительная характеристика наименее рентабельных номенклатурных групп
Номенклатура |
Валовая прибыль, руб. |
Оборачиваемость, год |
3. Техника и инструмент |
726009,80 |
1 |
5. Товары для отдыха |
27661,08 |
1,5 |
Очевидно, что по прибыли группа «Товары для отдыха» проигрывает (фактически, прибыль, получаемая от группы №5 на 26% ниже прибыли, получаемой от группы №3).
Показатель оборачиваемости группы №5 ниже показателя оборачиваемости группы №3. Т.е. промежуток времени, за который осуществляется полное обращение товара группы №3 существенно меньше времени необходимого для совершения той же операции для группы №5.
Таким образом, группа «Товары для отдыха» - наименее ценная в номенклатуре.
2.2 Разработка рекомендаций по оптимизации ассортиментной политики предприятия ООО «SunSay»
Оптимизация ассортимента - это количественные и качественные изменения в структуре ассортимента магазина с целью повышения его рациональности.
При этом оптимизация ассортимента может осуществляться по следующим направлениям: сокращение ассортимента, расширение ассортимента, обновление ассортимента.
Правильно сформированный ассортимент предприятия розничной торговли является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров.
Важную роль в формировании ассортимента играет правильное установление цены на различные группы товаров, их дифференциация с точки зрения спроса потребителя.
Одной из главных проблем, которые мешают созданию оптимального ассортимента, является некомпетентность персонала. Она выражается не только в отсутствии знаний о наиболее продаваемых товарах, но и в стиле работы с поставщиками, когда ненужные товары появляются на полках (складах) магазина только из-за того, что были предложены выгодные условия покупки. Также не менее важное место среди проблем занимают проблема формирования рационального ассортимента и несовершенство ценовой политики.
Работа над оптимизацией ассортимента - непростая задача. Подобрать оптимальный ассортимент удается не сразу. Этому способствует множество причин - географическое положение, особенности менталитета жителей, их потребности, привычки и желания.
Рассматривая каждую группу товаров на оптимальность, нельзя просто устранить из ассортимента товары, которые имеют наихудшие продажи. Необходимо проверить их на принадлежность к таким группам товаров, как привлекающие (“profit builders”) и необходимые (“traffic makers”).
Прежде чем удалять из ассортимента товары с низкой ликвидностью, необходимо определить причину, по которой они плохо продаются. Наиболее распространенными причинами являются:
- Неверная цена товара;
- Неправильная выкладка товара в торговом зале;
- Не оптимизированные товарные запасы;
- Низкая квалификация продавцов-консультантов;
- Отсутствие акций по стимулированию сбыта (распродажи, акции, скидки и т.д.);
- Отсутствие ценников на данный товар и т.д.
Зачастую решение проблемы со сбытом конкретных товаров может заключаться не в исключении товаров из ассортимента магазина, а в устранении вышеуказанных причин.
В целях оптимизации ассортимента также нужно четко структурировать ассортимент и оценить роль каждой товарной категории и отдельного товара в общем ассортименте магазина.
В ассортименте не должно быть «бесполезных» товаров, которые не приносят прибыль, не формируют имидж предприятия, не удерживают покупателей, не поддерживаются поставщиками (в формате кредитов или отсрочки платежей), имеют низкую оборачиваемость, неликвидны и т.д.
Основой для улучшения структуры ассортимента является анализ продаж. С его помощью выявляются стабильно покупаемые товары. В ходе анализа будет отчетливо видно, какие товары не приносят высокой прибыли, не являются генераторами потока покупателей. Такие товары можно безболезненно исключать из ассортимента магазина.
Однако, в условиях кризиса, нужно очень осторожно (в меньших масштабах, сопровождая акциями и т.д.) вводить в ассортимент магазина различные товары-новинки.