Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения Ф. Котлера, управление ассортиментом должно проходить в два этапа.

Анализ товарной линии. Чтобы принять решение о создании, сохранении, увеличении или прекращении производства любого товара, менеджеру товарной линии необходимо проанализировать объемы про­даж и прибыли по каждой товарной единице и ее рыночный профиль.

При анализе объема продаж следует не забывать о том, что то­варная линия становится уязвимой, как только доля объема продаж не­скольких товарных единиц вырастает. Для анализа рыночного профиля необходимо построить карту позиционирования, на которой отобража­ются позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов.

Принятие решений о длине товарной линии. Фирмы, наце­ленные на расширение доли рынка и на увеличение объема продаж, бу­дут стремиться к удлинению товарных линий; если цель компании — получение высоких доходов, она ограничит число товарных линий и тщательно рассмотрит целесообразность выпуска некоторых товарных единиц. Длина товарной линии может быть увеличена посредством ее вытягивания и наполнения.

Товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней но­вые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли.

Преимуществом методики Ф. Котлера является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продук­ции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии. Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введе­ние в заблуждение клиентов компании. Поэтому во избежание нежела­тельного эффекта от взаимодействия товаров-субститутов необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности, кроме того рассматриваемой методике характерно отсутствие количе­ственных оценок.

Е. Дихтль и X. Хершген предлагают формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев макси­мизации прибыли, увеличения объема сбыта и других.

Они различают два направления оценки товаров:

а) количественная оценка, основанная на учетной инфор­мации, состоящая из анализа структуры сбыта, который показывает абсо­лютное и относительное значение отдельных товаров и ассортиментных групп в общем объеме сбыта, а также показывает отклонение от плано­вых величин и показателей за прошлые периоды, анализа покрытия за­трат (расчет издержек и доходов позволяет определить, какой ассорти­мент при соответствии определенным условиям принесет максимальный для предприятия доход), анализа товарооборачиваемости, то есть скоро­сти обращения товаров или времени, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы торгового предприятия, так как означает со­кращение времени нахождения товаров в сфере обращения;


б) оценка на основе информации о внешней среде, т.е. ис­следование рыночного восприятия ассортимента.

Кроме оценки продуктов с точки зрения экономических целей предприятия Е. Дихтль и X. Хершген предлагают использовать оценку продукта на базе суждений потребителей. Также они рассматривают применение методов стратегического анализа продуктов, с помощью ко­торых можно решать вопросы формирования и управления ассортимен­том. К таким методам относятся: анализ жизненного цикла продукта и портфолио - анализ.

Преимуществом концепции является то, что с ее помощью можно проверить структуру товарного ассортимента. Недостатком явля­ется то, что уделяя большое внимание элементам внутренней среды, ав­торы оставили без внимания некоторые факторы внешней среды, такие как конкуренция, поставщики, экономическая ситуация на рынке, науч­но-технический прогресс, рассматривая только одну составляющую внешнего окружения - потребителей.

В работе Завьялова П.С. по формированию ассортимента рас­сматриваются необходимые составляющие системы формирования ас­сортимента:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • анализ способов использования товаров и особенностей покупательского поведения;
  • оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
  • критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя;
  • решение вопросов о расширении или сужении ассорти­мента;
  • рассмотрение предложений о создании новых товаров и усовершенствовании существующих;
  • проведение тестирования товаров;
  • разработка специальных рекомендаций для производ­ственных подразделений;
  • оценка и пересмотр всего ассортимента;
  • меры по снижению затрат на производство, распределе­ние, сбыт и обслуживание;
  • унификация маркетинга;
  • сокращение срока окупаемости капиталовложений и др.

Преимуществом работы П.С. Завьялова является конкретизация

необходимых составляющих системы формирования товарного ассорти­мента, но автор не приводит алгоритма формирования и управления то­варным ассортиментом, что можно отнести к недостаткам.

Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования товарного ассортимента для торго­вых предприятий, представленный на рисунке 1.

Рисунок 1.- Алгоритм формирования товарного ассортимента

Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравнива­ются между собой и на основании полученной информации формируют­ся предложения по изменениям ассортимента.


Следует отметить, что для поддержания высокого уровня про­даж необходимо проводить своевременный анализ эффективности рабо­ты отдела сбыта и проводимых мероприятий.

Глава 2. Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»

2.1 Характеристика предприятия ООО «SunSay»

Общество с ограниченной ответственностью «SunSay» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Феде­ральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2010 году.

ООО «SunSay» осуществляет розничную торговлю в соответствии с Уставом и при наличии лицензий.

Общество имеет печать со своим наименованием, штамп, товарный знак и иные реквизиты, самостоятельный баланс, открытый расчетный и иные счета в банках.

Трудовые отношения персонала и предприятия регулируются Тру­довым Кодексом Российской Федерации, Уставом предприятия и издава­емыми на его основе правилами.

Целью деятельности торгового предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

В 2016 году ООО «SunSay» насчитывало 29 магазинов.

Из них 28 салонов, предлагающих весь спектр услуг в области фло­ристики и один садовый центр, который ориентирован на удовлетворение потребностей в товарах для загородной жизни всей семьи, озеленения дома, дачи и сада.

Основными направлениями деятельности садового центра являют-

  • Садовый отдел.

Широкий ассортимент растений: однолетние, многолетние, ам­пельные цветы и комнатные растения; семена и рассада овощных и цветочных культур; мелколуковичный и клубневый посадочный ма­териал; черенки и саженцы плодовых, декоративных, лиственных и хвойных кустарников и деревьев.

  • Отдел сопутствующих товаров.

Грунты и торфосмеси; различные виды удобрений, средства за­щиты; инструменты (от простых до сложной техники); садовые деко­рации, мебель, беседки, качели, гамаки и прочее.

  • Отдел флористики.

Срезанные цветы, аксессуары для составления композиций и бу­кетов, профессиональные инструменты и материалы.

  • Дополнительные услуги.

Комплексные услуги в области ландшафтного дизайна; доставка продукции садового центра.

Предметом деятельности предприятия являются:

  • розничная торговля;
  • торгово-закупочная деятельность;
  • переработка и реализация товаров;
  • деятельность по предоставлению услуг населению и предприятиям.

В своём регионе ООО «SanSay» единственное предприятие такого формата. Салоны флористики не являются редкостью, так же существуют магазины, ориентированные на садовом направлении. Однако, магазин, где можно купить все и сразу для озеленения дома, дачи и сада - один.

  1. Динамика доходов предприятия

Одним из способов укрепления устойчивого финансового состояния предприятия является формирование наиболее прибыльного портфеля товаров (услуг).

Для формирования такого портфеля товаров (услуг) необходимо проанализировать уже имеющийся портфель и на основе этого анализа определить то, как следует изменить ассортимент предоставляемых услуг (товаров), чтобы он был максимально выгоден для компании.

Анализ состава и динамики доходов садового центра.

Для дальнейшего анализа необходимо проанализировать структуру и динамику имеющегося портфеля товаров (услуг) за период с 2014 г. по 2016г.

Для проведения анализа используются данные о полученной за год выручке от продаж и предоставления услуг, представленные в статисти­ческой форме отчетности.

Таблица 1.- Динамика доходов СЦ

Номенклату­ра

2014 г., руб.

2015 г.,

руб.

2016 г.,

руб.

Темп

роста

2016г.

к

2015г.

, %

Темп роста 2016г. к 2014г., %

1. Растения

30734516,90

29983984,72

29906984,32

100

97

2. Товары

для сада

7102318,25

8400613,89

9609330,80

114

135

3. Техника и инструмент

1185751,55

1579574,65

1848177,78

117

156

4. Товары

для дома

4178894,50

4627966,92

4990397,92

108

119

5. Товары для отдыха

65856,85

47602,89

65687,10

138

100

6. Полигра­фия

256431,60

165707,74

115131,26

69

45

7. Упаковка

931095,77

801499,44

700990,19

87

75

8. Товары для флори­стов

70718,10

86768,19

119591,35

138

169

9. Празднич­ные товары

2039957,12

2613270,49

2000737,66

77

98

Итого

46565540,64

48306988,93

49357028,38


Проанализировав данные можно сделать следующие выводы.

Общий объем выручки был наиболее высоким в 2016 году.

Доходы по группе «Растения» снижались в каждом периоде. Такую же тенденцию можно проследить и по другим группам - «Полиграфия» и «Упаковка». Товары этих групп являются сопутствующими товарами к товарам группы «Растения». Взаимосвязь товарных групп и, как след­ствие, общее снижение дохода.

Однако по остальным группам, кроме группы «Товары для отдыха», для которой провальным оказался 2015 год, наблюдается положительная тенденция - выручки растут, что позитивно отражается на доходах всей компании.

Для более детального изучения структуры доходов и её изменения следует провести ABC-анализ.

АВС-анализ

АВС-анализ за 2014 год

ABC-анализ проводится в несколько этапов.

В первую очередь необходимо определить объект, по которому бу­дет проводиться анализ, и параметр, по которому его следует изучать.

Объектом анализа являются товарные группы номенклатуры. Ос­новным параметром анализа является выручка. Товары-новинки в груп­пах номенклатуры отсутствуют.

На первом этапе анализа рассчитывается доля анализируемого па­раметра отдельно по каждому объекту.

Таблица 2.- Анализ структуры ассортимента за 2014 год

Номенклатура

Выручка, руб.

Вклад, %

1. Растения

30734516,90

66

2. Товары для сада

7102318,25

15,25

3. Техника и инструмент

1185751,55

2,55

4. Товары для дома

4178894,50

8,97

5. Товары для отдыха

65856,85

0,14

6. Полиграфия

256431,60

0,55

7. Упаковка

931095,77

2

8. Товары для флористов

70718,10

0,16

9. Праздничные товары

2039957,12

4,38

Итого

46565541

100

Следующим этапом проводится ранжирование - распределение ис­следуемых объектов в порядке убывания и рассчитывается доля анализи­руемого параметра нарастающим итогом.

Таблица 3- Ранжирование ассортимента по убыванию вклада в то­варооборот

Номенклатура

Выручка, руб.

Вклад, %

Накопительный вклад, %

1. Растения

30734516,90

66

66

2. Товары для сада

7102318,25

15,25

81,25

4. Товары для дома

4178894,50

8,97

90,22

9.Праздничные товары

2039957,12

4,38

94,6

3.Техника и инструмент

1185751,55

2,55

97,15

7. Упаковка

931095,77

2

99,15

6. Полиграфия

256431,60

0,55

99,7

8. Товары для флористов

70718,10

0,16

99,86

5. Товары для отдыха

65856,85

0,14

100