Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Переход предприятий торговли на рыночную концепцию раз­вития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Особенно это касается показателя товарооборота. В настоящее время, основной целью предприятий, занятых в торговле, является максимиза­ция прибыли. В этом случае товарооборот представляет собой очень важное и необходимое условие, благодаря которому может быть достиг­нута эта цель.

Так как торговая организация с каждого рубля реализуемого товара получает определенную сумму дохода, то задача получения мак­симальной прибыли приводит к необходимости постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Реализация главной цели предприятия зависит от ритмичности его работы, эффективности формирования товарных запасов на предпри­ятии, а также слаженной закупочно-сбытовой деятельности. Именно этот факт и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

При отсутствии научных расчетов объема товарного запаса на предприятиях, а также при не полном наличии приемлемых для рыноч­ных условий методик управления товарными запасами наблюдается та­кая тенденция, при которой возникает экономически необоснованный рост запасов на предприятиях розничной торговли. Это все приводит к неоправданному увеличению издержек на содержание (хранение) запа­сов, отвлечению свободных денежных средств из реального сектора эко­номики, снижению рентабельности торговой деятельности и, как след­ствие, снижению национального дохода.

Целью написания работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью оп­тимизации ассортиментной политики в садовом центре.

Достижению поставленной цели в работе способствовали по­становка и решение следующих задач:

а) изучение теоретических основ управления товарным ас­сортиментом на предприятии розничной торговли;

б) анализ коммерческой деятельности предприятия;

в) разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Объектом практического исследование стал садовый центр «SunSay».

Методическую базу дипломного исследования составляют ме­тоды финансового анализа: методы, приемы и инструменты математиче­ской статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ ря­дов динамики; методы нормирования запасов и управления ими.


Результаты дипломного исследования могут быть использова­ны в текущей управленческой деятельности предприятия с целью уменьшения отвлечения средств в запасы с помощью предложенной мо­дели управления запасами и системы корректного контроля уровня запа­сов и снижения в конечном итоге уровня затрат на рубль товарной про­дукции.

Информационную базу исследования составляют: учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области фи­нансового менеджмента и экономики предприятия, материалы периоди­ческой печати по наиболее значимым особенностям управления закупоч­ной и складской деятельностью, а также товарными запасами торгового предприятия на современном этапе в России.

Глава 1. Теоретические основы формирования и управления товарным ас­сортиментом на предприятии розничной торговли

1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре то­варов

Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Ассортиментная политика предприятия - это цели, задачи и ос­новные направления формирования ассортимента, определяемые руко­водством предприятия.

Цель предприятия в области ассортимента - формирование ре­ального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближаю­щегося к рациональному для получения запланированной прибыли.

Задачи:

  • установление реальных и предполагае­мых потребностей в определенных товарах;
  • определение основных показателей ас­сортимента и анализ его рациональности;
  • выявление источников товарных ресур­сов, необходимых для формирования рационального ас­сортимента;
  • оценка материальных возможностей предприятия для реализации отдельных товаров покупате­лям;
  • определение основных направлений формирования ас­сортимента.

Основными признаками группировки товаров являются сырье­вой, производственный и потребительский.


Ассортимент товаров также разделяют на производственный и торговый.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру то­варов, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными пред­приятиями, а также другими изготовителями.

Как правило, если предприятия, которые производят товары, выпускают узкий ассортимент товаров, то это в дальнейшем позволяет им внедрять передовые технологии производства; совершенствовать и улучшать качество ассортимента выпускаемых товаров. Именно поэтому выпускаемые товары нуждаются в дальнейшей подсортировке, учитывая требования торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вы­рабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортиров­ка, или преобразование ассортимента, характерна преимущественно для предприятий оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосред­ственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли. [12. C. 85]

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру това­ров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ас­сортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразде­ляется на две товарные отрасли: продовольственные и непродоволь­ственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в со­став которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однород­ности сырья и материалов, потребительского назначения, степени слож­ности ассортимента).

Товар, в зависимости от однородности сырья и материалов, из которых он изготовлен, подразделяют на изделия из металла, кожи, стек­ла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т. п.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимо­сти создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортя­щиеся и нескоропортящиеся.

Товары, учитывая сложность ассортимента, подразделяют на простой и сложный ассортимент. К товарам простого ассортимента отно­сят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (ово­щи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т. д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным при­знакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам сложного ассортимен­та (обувь, одежда и т. д.). [27. C. 35]


Товарные группы подразделяются на подгруппы. В их состав входят однородные по признаку единства производственного происхож­дения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуды состо­ит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посу­ды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назна­чения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель - для кухни, жилой комнаты и т. д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т. д.), т. е. подразде­ляться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды приня­то выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, вклю­ченных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкрет­ным видам и разновидностям товаров.

Групповой и внутригрупповой ассортимент тесно связаны с понятиями глубина и широта ассортимента. При этом глубина ассорти­мента определяется количеством разновидностей товара, а широта - ко­личеством товарных групп и наименований. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и явля­ется более глубоким.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спро­са.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

а)повседневного спроса - наиболее часто и даже ежеднев­но приобретаемые населением товары;

б)периодического спроса - товары, покупка которых осу­ществляется периодически;

в)редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет. [19. C. 45]

Также существует группа так называемых сезонных товаров, которые реализуются в определенные периоды года - сезоны.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С уче­том этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; това­ры, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформули­рованного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса. [7. C. 105]

Для рационального формирования ассортимента товаров в роз­ничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетво­рения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть поло­жен половозрастной признак («Товары для мужчин» и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для шитья», «Товары для плавания» и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.


1.2 Основные факторы и направления формирования тор­гового ассортимента на предприятиях розничной торговли

Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образую­щих необходимую совокупность для торговли.

Большинство магазинов преобразуют свой узкий товарный ас­сортимент в более широкий. Расширение происходит за счет включения в ассортимент товаров различных производственных предприятий.

С точки зрения маркетинга, в рыночной экономике выпуск из­делий должен ориентироваться на удовлетворение потребностей населе­ния. При этом должны учитываться национальные, местные и климати­ческие условия. Именно поэтому основной акцент в магазинах должен делаться на формировании товарного ассортимента, при котором должна установиться такая номенклатура товаров, которая бы удовлетворяла потоварную структуру спроса населения.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента това­ров в магазине, относятся:

  • спрос;
  • производство (включая поступление по импорту);
  • ассортиментный профиль магазина;
  • зона деятельности магазина;
  • состояние его материально-технической базы. [35. C. 55]

Эти факторы можно объединить в две группы: общие и специ­фические.

К общим факторам отнесем покупательский спрос и производ­ство товаров, т.к. они не зависят от конкретных условий работы предпри­ятия. Общие факторы оказывают большое влияние на формирование то­варного ассортимента в магазинах.

К специфическим факторам относятся ассортиментный про­филь магазина, зона его деятельности (наличие других розничных пред­приятий в зоне магазина) и состояние его материально-технической базы (техническая оснащенность, транспортные условия и т.п.). Эти факторы отражают конкретные условия работы торгового предприятия и, также как и общие, влияют на построение ассортиментов товара в магазинах.

Основным фактором, влияющим на формирование товарного ассортимента, является покупательский спрос. Целью в этом случае бу­дет максимальное удовлетворение спроса потребителей, а также активное влияние на его расширение. В своем развитии покупательский спрос и формирование ассортимента взаимосвязаны. При существенном измене­нии спроса происходят непосредственно изменения в сформированном ассортименте.