Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
С точки зрения Ф. Котлера, управление ассортиментом должно проходить в два этапа.
Анализ товарной линии. Чтобы принять решение о создании, сохранении, увеличении или прекращении производства любого товара, менеджеру товарной линии необходимо проанализировать объемы продаж и прибыли по каждой товарной единице и ее рыночный профиль.
При анализе объема продаж следует не забывать о том, что товарная линия становится уязвимой, как только доля объема продаж нескольких товарных единиц вырастает. Для анализа рыночного профиля необходимо построить карту позиционирования, на которой отображаются позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов.
Принятие решений о длине товарной линии. Фирмы, нацеленные на расширение доли рынка и на увеличение объема продаж, будут стремиться к удлинению товарных линий; если цель компании — получение высоких доходов, она ограничит число товарных линий и тщательно рассмотрит целесообразность выпуска некоторых товарных единиц. Длина товарной линии может быть увеличена посредством ее вытягивания и наполнения.
Товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли.
Преимуществом методики Ф. Котлера является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии. Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании. Поэтому во избежание нежелательного эффекта от взаимодействия товаров-субститутов необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности, кроме того рассматриваемой методике характерно отсутствие количественных оценок.
Е. Дихтль и X. Хершген предлагают формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема сбыта и других.
Они различают два направления оценки товаров:
а) количественная оценка, основанная на учетной информации, состоящая из анализа структуры сбыта, который показывает абсолютное и относительное значение отдельных товаров и ассортиментных групп в общем объеме сбыта, а также показывает отклонение от плановых величин и показателей за прошлые периоды, анализа покрытия затрат (расчет издержек и доходов позволяет определить, какой ассортимент при соответствии определенным условиям принесет максимальный для предприятия доход), анализа товарооборачиваемости, то есть скорости обращения товаров или времени, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы торгового предприятия, так как означает сокращение времени нахождения товаров в сфере обращения;
б) оценка на основе информации о внешней среде, т.е. исследование рыночного восприятия ассортимента.
Кроме оценки продуктов с точки зрения экономических целей предприятия Е. Дихтль и X. Хершген предлагают использовать оценку продукта на базе суждений потребителей. Также они рассматривают применение методов стратегического анализа продуктов, с помощью которых можно решать вопросы формирования и управления ассортиментом. К таким методам относятся: анализ жизненного цикла продукта и портфолио - анализ.
Преимуществом концепции является то, что с ее помощью можно проверить структуру товарного ассортимента. Недостатком является то, что уделяя большое внимание элементам внутренней среды, авторы оставили без внимания некоторые факторы внешней среды, такие как конкуренция, поставщики, экономическая ситуация на рынке, научно-технический прогресс, рассматривая только одну составляющую внешнего окружения - потребителей.
В работе Завьялова П.С. по формированию ассортимента рассматриваются необходимые составляющие системы формирования ассортимента:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- анализ способов использования товаров и особенностей покупательского поведения;
- оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
- критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя;
- решение вопросов о расширении или сужении ассортимента;
- рассмотрение предложений о создании новых товаров и усовершенствовании существующих;
- проведение тестирования товаров;
- разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений;
- оценка и пересмотр всего ассортимента;
- меры по снижению затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание;
- унификация маркетинга;
- сокращение срока окупаемости капиталовложений и др.
Преимуществом работы П.С. Завьялова является конкретизация
необходимых составляющих системы формирования товарного ассортимента, но автор не приводит алгоритма формирования и управления товарным ассортиментом, что можно отнести к недостаткам.
Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования товарного ассортимента для торговых предприятий, представленный на рисунке 1.
Рисунок 1.- Алгоритм формирования товарного ассортимента
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.
Следует отметить, что для поддержания высокого уровня продаж необходимо проводить своевременный анализ эффективности работы отдела сбыта и проводимых мероприятий.
Глава 2. Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»
2.1 Характеристика предприятия ООО «SunSay»
Общество с ограниченной ответственностью «SunSay» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2010 году.
ООО «SunSay» осуществляет розничную торговлю в соответствии с Уставом и при наличии лицензий.
Общество имеет печать со своим наименованием, штамп, товарный знак и иные реквизиты, самостоятельный баланс, открытый расчетный и иные счета в банках.
Трудовые отношения персонала и предприятия регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом предприятия и издаваемыми на его основе правилами.
Целью деятельности торгового предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
В 2016 году ООО «SunSay» насчитывало 29 магазинов.
Из них 28 салонов, предлагающих весь спектр услуг в области флористики и один садовый центр, который ориентирован на удовлетворение потребностей в товарах для загородной жизни всей семьи, озеленения дома, дачи и сада.
Основными направлениями деятельности садового центра являют-
- Садовый отдел.
Широкий ассортимент растений: однолетние, многолетние, ампельные цветы и комнатные растения; семена и рассада овощных и цветочных культур; мелколуковичный и клубневый посадочный материал; черенки и саженцы плодовых, декоративных, лиственных и хвойных кустарников и деревьев.
- Отдел сопутствующих товаров.
Грунты и торфосмеси; различные виды удобрений, средства защиты; инструменты (от простых до сложной техники); садовые декорации, мебель, беседки, качели, гамаки и прочее.
- Отдел флористики.
Срезанные цветы, аксессуары для составления композиций и букетов, профессиональные инструменты и материалы.
- Дополнительные услуги.
Комплексные услуги в области ландшафтного дизайна; доставка продукции садового центра.
Предметом деятельности предприятия являются:
- розничная торговля;
- торгово-закупочная деятельность;
- переработка и реализация товаров;
- деятельность по предоставлению услуг населению и предприятиям.
В своём регионе ООО «SanSay» единственное предприятие такого формата. Салоны флористики не являются редкостью, так же существуют магазины, ориентированные на садовом направлении. Однако, магазин, где можно купить все и сразу для озеленения дома, дачи и сада - один.
- Динамика доходов предприятия
Одним из способов укрепления устойчивого финансового состояния предприятия является формирование наиболее прибыльного портфеля товаров (услуг).
Для формирования такого портфеля товаров (услуг) необходимо проанализировать уже имеющийся портфель и на основе этого анализа определить то, как следует изменить ассортимент предоставляемых услуг (товаров), чтобы он был максимально выгоден для компании.
Анализ состава и динамики доходов садового центра.
Для дальнейшего анализа необходимо проанализировать структуру и динамику имеющегося портфеля товаров (услуг) за период с 2014 г. по 2016г.
Для проведения анализа используются данные о полученной за год выручке от продаж и предоставления услуг, представленные в статистической форме отчетности.
Таблица 1.- Динамика доходов СЦ
Номенклатура |
2014 г., руб. |
2015 г., руб. |
2016 г., руб. |
Темп роста 2016г. к 2015г. , % |
Темп роста 2016г. к 2014г., % |
1. Растения |
30734516,90 |
29983984,72 |
29906984,32 |
100 |
97 |
2. Товары для сада |
7102318,25 |
8400613,89 |
9609330,80 |
114 |
135 |
3. Техника и инструмент |
1185751,55 |
1579574,65 |
1848177,78 |
117 |
156 |
4. Товары для дома |
4178894,50 |
4627966,92 |
4990397,92 |
108 |
119 |
5. Товары для отдыха |
65856,85 |
47602,89 |
65687,10 |
138 |
100 |
6. Полиграфия |
256431,60 |
165707,74 |
115131,26 |
69 |
45 |
7. Упаковка |
931095,77 |
801499,44 |
700990,19 |
87 |
75 |
8. Товары для флористов |
70718,10 |
86768,19 |
119591,35 |
138 |
169 |
9. Праздничные товары |
2039957,12 |
2613270,49 |
2000737,66 |
77 |
98 |
Итого |
46565540,64 |
48306988,93 |
49357028,38 |
Проанализировав данные можно сделать следующие выводы.
Общий объем выручки был наиболее высоким в 2016 году.
Доходы по группе «Растения» снижались в каждом периоде. Такую же тенденцию можно проследить и по другим группам - «Полиграфия» и «Упаковка». Товары этих групп являются сопутствующими товарами к товарам группы «Растения». Взаимосвязь товарных групп и, как следствие, общее снижение дохода.
Однако по остальным группам, кроме группы «Товары для отдыха», для которой провальным оказался 2015 год, наблюдается положительная тенденция - выручки растут, что позитивно отражается на доходах всей компании.
Для более детального изучения структуры доходов и её изменения следует провести ABC-анализ.
АВС-анализ за 2014 год
ABC-анализ проводится в несколько этапов.
В первую очередь необходимо определить объект, по которому будет проводиться анализ, и параметр, по которому его следует изучать.
Объектом анализа являются товарные группы номенклатуры. Основным параметром анализа является выручка. Товары-новинки в группах номенклатуры отсутствуют.
На первом этапе анализа рассчитывается доля анализируемого параметра отдельно по каждому объекту.
Таблица 2.- Анализ структуры ассортимента за 2014 год
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
1. Растения |
30734516,90 |
66 |
2. Товары для сада |
7102318,25 |
15,25 |
3. Техника и инструмент |
1185751,55 |
2,55 |
4. Товары для дома |
4178894,50 |
8,97 |
5. Товары для отдыха |
65856,85 |
0,14 |
6. Полиграфия |
256431,60 |
0,55 |
7. Упаковка |
931095,77 |
2 |
8. Товары для флористов |
70718,10 |
0,16 |
9. Праздничные товары |
2039957,12 |
4,38 |
Итого |
46565541 |
100 |
Следующим этапом проводится ранжирование - распределение исследуемых объектов в порядке убывания и рассчитывается доля анализируемого параметра нарастающим итогом.
Таблица 3- Ранжирование ассортимента по убыванию вклада в товарооборот
Номенклатура |
Выручка, руб. |
Вклад, % |
Накопительный вклад, % |
1. Растения |
30734516,90 |
66 |
66 |
2. Товары для сада |
7102318,25 |
15,25 |
81,25 |
4. Товары для дома |
4178894,50 |
8,97 |
90,22 |
9.Праздничные товары |
2039957,12 |
4,38 |
94,6 |
3.Техника и инструмент |
1185751,55 |
2,55 |
97,15 |
7. Упаковка |
931095,77 |
2 |
99,15 |
6. Полиграфия |
256431,60 |
0,55 |
99,7 |
8. Товары для флористов |
70718,10 |
0,16 |
99,86 |
5. Товары для отдыха |
65856,85 |
0,14 |
100 |