Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
При формировании ассортимента непродовольственных товаров в предприятиях розничной торговли следует учитывать то, что они, по сравнению с продовольственными товарами, не обладают высокой степенью устойчивости и консервативности. [32. C. 185]
Непродовольственный товар - это продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
По отношению к этому продукту у потребителя не возникает привыкание, поэтому, в отличие от продуктов питания, достигнуть определенной стабильности в формировании ассортимента не получится.
В этом случае необходима работа с покупателями непосредственно в самих магазинах, предлагая им альтернативу при отсутствии нужного товара. При этом нужно помнить, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать отличия покупательского спроса на товары простого и сложного ассортимента. Товары простого ассортимента, например сода, сахар, мука, керосин, имеют небольшое число разновидностей, и имеют конкретный спрос, не допускающий замены этих товаров на другие. Товары сложного ассортимента, наоборот, подразделяются на огромное количество видов, сортов, наименований. Именно поэтому они обладают широкой взаимозаменяемостью. К ним относятся практически все непродовольственные и часть продовольственных товаров. Следует отметить, что большинство этих товаров пользуются периодическим спросом, т.е. не являются товарами повседневного потребления. [7. C. 235]
Нельзя также не отметить то, что на спрос и потребление многих товаров, как непродовольственных, так и продовольственных, влияет сезонность их производства (ролики, лыжи, молочные продукты, мясо и др.). Из-за этого происходит неравномерное потребление этих товаров в течение года, и происходит переключение спроса на альтернативные товары. Например, зимой возрастает спрос на пуховики, заменяющие ветровки, или, например, для продовольственных товаров, весной и в начале лета, из-за недостатка картофеля, увеличивается спрос на крупы и макаронные изделия и т.п.
Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов:
а)из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены;
б)потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.;
в)численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.;
г)доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться;
д)цены на другие товары, прежде всего на товары- заменители и комплементарные товары.
Большинство из этих факторов имеют числовое выражение и могут учитываться при формировании ассортимента товаров. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента.
Необходимо также при формировании товарного ассортимента учитывать характер предъявляемого спроса, который бывает устойчивым, альтернативным и импульсивным.
Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями.
При альтернативном спросе в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров допускается их взаимозаменяемость. К таким товарам относятся, например, одежда, обувь, кондитерские изделия и т.п.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца.
В большинстве это спрос на неизвестные или малоизвестные товары, и появляется в основном при наличии новинок в товарном ассортименте магазина.
Еще одним важным фактором в формировании ассортимента является цена на товар. Это связано с тем, что покупатель заранее ставит себе максимальную планку цены, по которой он сможет приобрести товар. Таким образом, обеспечение правильного сочетания товара с ценой является одним из основных критериев рационального формирования ассортимента.
Особо важное значение, под влиянием возрастающих требований покупателей к качеству и разнообразию товаров, а также непрерывного расширения и обновления товарного ассортимента, приобретают вопросы безошибочного формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли. Именно поэтому, в качестве еще одного главного фактора, наряду с покупательским спросом, выступает производство товаров.
В потребностях населения отражается достигнутый обществом уровень культурного и экономического развития, национальные и другие особенности. Другими словами, они определяются уровнем развития общественного производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей.
Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров, всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных товаров повседневного спроса.
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий. Привлечению большого числа покупателей способствует концентрация торговых предприятий в одном месте. Однако стоит заметить, что более удобными для покупателей становятся изолированные магазины, расположенные ближе к месту проживания или месту работы. В зависимости от места расположения различают:
- центральное городское расположение (в деловом центре города);
- центральное районное расположение (в деловом центре района города);
- периферийное расположение магазинов;
- в микрорайонах города, удаленных от центра города или центров административных районов.
Магазины, продающие товары повседневного спроса, размещаются, в основном, в жилых зонах. Их цель - снабжение населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания населения города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров - представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин.
Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.
Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
Направления формирования ассортимента:
Сокращение ассортимента - это количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.
Расширение ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента являются: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность продаж, внедрение на рынок новых товаров или изготовителей.
Стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это довольно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Под устойчивостью ассортимента понимается способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость зависит от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров.
Обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, которые характеризуются увеличением показателя новизны. Создается набор товаров, который способен удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновление проводится в условиях насыщенного рынка. Причины обновления ассортимента могут быть разные: замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты ассортимента для создания конкурентных преимуществ предприятия.
Совершенствование ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близость реального ассортимента к оптимальному.
1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента
В нынешних условиях постоянной конкуренции рынок определяет ассортимент необходимый ему, вследствие чего основной задачей для предприятий становится - удовлетворение спроса покупателей лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому для многих предприятий, стремящихся сохранить свою конкурентную позицию, очень актуально формировать оптимальный ассортимент, способствующий оптимизации прибыли, а также ее сохранению на длительный период времени. Остановимся на основных принципах формирования ассортимента подробнее.
Целесообразно, для анализа методов формирования ассортимента товаров рассмотреть методы, предложенные такими известными авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П.С. Завьялов. Особенно интересно рассмотреть матрицу Маркона. Все методы этих авторов отличаются между собой и именно поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки.