Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ показателей предприятия розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «SunSay»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При формировании ассортимента непродовольственных това­ров в предприятиях розничной торговли следует учитывать то, что они, по сравнению с продовольственными товарами, не обладают высокой степенью устойчивости и консервативности. [32. C. 185]

Непродовольственный товар - это продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.

По отношению к этому продукту у потребителя не возникает привыкание, поэтому, в отличие от продуктов питания, достигнуть опре­деленной стабильности в формировании ассортимента не получится.

В этом случае необходима работа с покупателями непосред­ственно в самих магазинах, предлагая им альтернативу при отсутствии нужного товара. При этом нужно помнить, что изготовитель (исполни­тель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необ­ходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обес­печивающую возможность их правильного выбора.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать отличия покупательского спроса на товары простого и сложного ассор­тимента. Товары простого ассортимента, например сода, сахар, мука, керосин, имеют небольшое число разновидностей, и имеют конкретный спрос, не допускающий замены этих товаров на другие. Товары сложного ассортимента, наоборот, подразделяются на огромное количество видов, сортов, наименований. Именно поэтому они обладают широкой взаимо­заменяемостью. К ним относятся практически все непродовольственные и часть продовольственных товаров. Следует отметить, что большинство этих товаров пользуются периодическим спросом, т.е. не являются това­рами повседневного потребления. [7. C. 235]

Нельзя также не отметить то, что на спрос и потребление мно­гих товаров, как непродовольственных, так и продовольственных, влияет сезонность их производства (ролики, лыжи, молочные продукты, мясо и др.). Из-за этого происходит неравномерное потребление этих товаров в течение года, и происходит переключение спроса на альтернативные то­вары. Например, зимой возрастает спрос на пуховики, заменяющие вет­ровки, или, например, для продовольственных товаров, весной и в начале лета, из-за недостатка картофеля, увеличивается спрос на крупы и мака­ронные изделия и т.п.

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной со­вокупностью различных факторов:

а)из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены;


б)потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.;

в)численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как по­купателей и т.д.;

г)доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к по­вышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться;

д)цены на другие товары, прежде всего на товары- заменители и комплементарные товары.

Большинство из этих факторов имеют числовое выражение и могут учитываться при формировании ассортимента товаров. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента.

Необходимо также при формировании товарного ассортимента учитывать характер предъявляемого спроса, который бывает устойчи­вым, альтернативным и импульсивным.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявля­ется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо дру­гим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой сте­пенью устойчивости.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется оконча­тельно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупа­телей с товаром и его особенностями.

При альтернативном спросе в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров допускается их взаимозаменяемость. К таким то­варам относятся, например, одежда, обувь, кондитерские изделия и т.п.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца.

В большинстве это спрос на неизвестные или малоизвестные товары, и появляется в основном при наличии новинок в товарном ассор­тименте магазина.

Еще одним важным фактором в формировании ассортимента является цена на товар. Это связано с тем, что покупатель заранее ставит себе максимальную планку цены, по которой он сможет приобрести то­вар. Таким образом, обеспечение правильного сочетания товара с ценой является одним из основных критериев рационального формирования ассортимента.

Особо важное значение, под влиянием возрастающих требова­ний покупателей к качеству и разнообразию товаров, а также непрерыв­ного расширения и обновления товарного ассортимента, приобретают вопросы безошибочного формирования ассортимента товаров для пред­приятий розничной торговли. Именно поэтому, в качестве еще одного главного фактора, наряду с покупательским спросом, выступает произ­водство товаров.


В потребностях населения отражается достигнутый обществом уровень культурного и экономического развития, национальные и другие особенности. Другими словами, они определяются уровнем развития об­щественного производства, благосостоянием и культурой общества. По­требности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства рас­ширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей.

Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента ока­зывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торго­вого предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассорти­мента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассор­тиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продоволь­ственных товаров, всех основных товарных групп с определенной дета­лизацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных това­ров повседневного спроса.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны де­ятельности торговых предприятий. Привлечению большого числа поку­пателей способствует концентрация торговых предприятий в одном ме­сте. Однако стоит заметить, что более удобными для покупателей стано­вятся изолированные магазины, расположенные ближе к месту прожива­ния или месту работы. В зависимости от места расположения различают:

  • центральное городское расположение (в деловом цен­тре города);
  • центральное районное расположение (в деловом цен­тре района города);
  • периферийное расположение магазинов;
  • в микрорайонах города, удаленных от центра города или центров административных районов.

Магазины, продающие товары повседневного спроса, разме­щаются, в основном, в жилых зонах. Их цель - снабжение населения ос­новными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания населения го­рода, например, районного значения, должны иметь широкий внутриг­рупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем мно­гообразии товаров - представителей той товарной группы, которую реа­лизует данный специализированный магазин.


Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное вли­яние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклату­ру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и вы­полнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запа­сов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обраще­ния, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запла­нированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ас­сортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками.

Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом пе­речисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетво­рение покупательского спроса, повышение экономической эффективно­сти предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

Направления формирования ассортимента:

Сокращение ассортимента - это количественные и качествен­ные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая при­быльность при реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента - это количественные и качествен­ные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента являются: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность продаж, внедрение на рынок новых товаров или изготовителей.

Стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновле­ния. Это довольно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Под устойчиво­стью ассортимента понимается способность набора товаров удовлетво­рять спрос на одни и те же товары. Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость зависит от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения то­варных запасов на эти товары, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров.


Обновление ассортимента - это качественные и количествен­ные изменения набора товаров, которые характеризуются увеличением показателя новизны. Создается набор товаров, который способен удовле­творять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновление проводится в условиях насыщенного рынка. Причины обновления ассор­тимента могут быть разные: замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ас­сортимента за счет увеличения полноты ассортимента для создания кон­курентных преимуществ предприятия.

Совершенствование ассортимента - это количественные и ка­чественные изменения набора товаров для повышения его рационально­сти. Под рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребно­сти разных сегментов потребителей.

Гармонизация ассортимента - это количественные и качествен­ные изменения набора товаров, отражающие степень близость реального ассортимента к оптимальному.

1.3 Методы и методики формирования товарного ассорти­мента

В нынешних условиях постоянной конкуренции рынок опреде­ляет ассортимент необходимый ему, вследствие чего основной задачей для предприятий становится - удовлетворение спроса покупателей лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассорти­мента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребитель­ских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому для многих пред­приятий, стремящихся сохранить свою конкурентную позицию, очень актуально формировать оптимальный ассортимент, способствующий оп­тимизации прибыли, а также ее сохранению на длительный период вре­мени. Остановимся на основных принципах формирования ассортимента подробнее.

Целесообразно, для анализа методов формирования ассорти­мента товаров рассмотреть методы, предложенные такими известными авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П.С. Завьялов. Осо­бенно интересно рассмотреть матрицу Маркона. Все методы этих авторов отличаются между собой и именно поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выде­лим их преимущества и недостатки.