Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала корпораций (Глава 1. Теоретические основы психологической поддержки персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основным активом любой организации является персонал. Именно это обусловливает тот факт, что управление персоналом становится основой управления организацией в целом. Все большее внимание привлекают социально-психологические методы управления, которые позволяют компенсировать недостатки экономических и административных методов. Это обусловлено тем, что сотрудников нельзя активизировать исключительно административными и экономическими методами. В условиях высокой эмоциональной напряженности руководитель вынужден использовать в большей степени психологические инструменты влияния на их поведение, создавать особый эмоциональный климат, который способствует консолидации их усилий. Однако современный российский менеджмент в основном применяет только экономические и административные методы управления, не принимая во внимание психологические методы. Причин этому несколько:

1) результаты влияния социально-психологических методов трудно оценить количественным показателем;

2) данный метод управления может применить руководитель, который имеет не только основательные знания по экономике, но и по психологии;

3) непризнание роли большинства социально-психологических методов.

Исследованием социально-психологических методов управления занимались такие зарубежные и отечественные специалисты как: Р. Абуталибов и Р. Мамедов, исследовавшие социальные и психологические факторы влияния; Норберт Л. Керр и Р. Скотт, которые исследовали психологические средства повышения эффективности деятельности работников.

Целью курсовой работы является обоснование теоретико-методических основ и разработка практических рекомендаций по совершенствованию политики психологической поддержки персонала.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть социально-психологические методы управления;

- дать организационно-экономическую характеристику исследуемому

предприятию;

- рассмотреть особенности применения психологических методов в управлении предприятием;

- обосновать мероприятия политики психологической поддержки персонала.

Объектом исследования данной работы является АО «Галактика».

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических основ психологических методов управления предприятием.

В данной работе были использованы следующие методы исследования:


1) системный - при рассмотрении сути и состава социально-психологических методов;

2) анализа и синтеза - при исследовании эмпирического материала для оценки эффективности применения психологических методов;

3) математический - при анализе рядов динамики, анализа структуры, расчета результатов анкетирования;

4) анкетирование - для изучения уровня удовлетворенности персонала работой в АО «Галактика».

Информационная база исследований: законодательные акты; специальная нормативная, справочная литература; информационные и периодические издания; данные из системы Интернет, годовые отчеты предприятия, результаты социологического опроса.

Глава 1. Теоретические основы психологической поддержки персонала

1.1. Социально-психологические методы управления персоналом: суть, характеристика, особенности использования

Изучением социально-психологического климата в коллективе занимались такие исследователи как И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, В.Е. Новиков, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.М. Шепель, Р. Таджури, а также А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, Н.Н. Обозов и др.[7, с.9].

Началом развития этих методов считается школа человеческих отношений, появившаяся на рубеже 20–30-х гг. В ее основу было положено изучение поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда[23].

Первым внимание на людей обратил Роберт Оуэн. Он утверждал, что предприятие много времени тратит на обслуживание оборудования (смазка,

ремонт и т. п.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми («живой машиной»), тогда, скорее всего, не понадобится «ремонтировать» людей. Также, самыми крупными авторитетами в развитии этой школы были Элтон Мэйо и Мэри Фоллет[16, с.27].

Основоположники этой школы стремились к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса, используя факторы коммуникации, мотивации и лидерства [18].


В основе социально-психологических методов лежат законы социологии и психологии. Таким образом, эти виды методов делятся на социологические и психологические.

Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства. Они позволяют определить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и возможности их поддержки, связать мотивацию людей с конечными результатами работы, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [17].

Психологические методы управления воздействуют на личность конкретного человека и направлены на регулирование отношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе.

В экономической литературе существует многообразие социально-психологических методов. Только детально разобравшись в этом вопросе, можно судить об их роли в формировании личности.

При проведении социально-психологических исследований используется определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о том или ином коллективе. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов, наблюдения, в том числе мониторинги, получившие в последнее время большое распространение, и др [11, с.45].

Применение обозначенных методов может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в определенном обществе процессах.

Важно знать не только состав группы, но и интересы, склонности и поступки каждого работника, и особенно необходимо уметь выявлять причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии личности человека.

Остановимся на двух социально-психологических методах, широко применяемых в трудовом процессе.

Одним из самых распространенных и надежных методов сбора информации такого рода является анкетирование, широко используемый в социальной психологии, социологии, управлении персоналом.

Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения[6, с.112].

Для преодоления барьера и быстрого приспособления к условиям труда самым эффективным социально-психологическим методом на сегодняшний момент является применение программы адаптации. Программа адаптации - продуманная процедура введения в процесс трудовой деятельности [13, с.46].


Так как человеческий труд осуществляется всегда на основе функционирования психики человека, т.е. мышления, внимания и других элементов, психическое состояние человека в тот или иной момент времени оказывает прямое и непосредственное воздействие не только на его личные результаты деятельности, но и на результаты деятельности всего коллектива [16, с.298].

По сравнению с другими методами можно выделить ряд особенностей

социально-психологических методов управления:

• по своей направленности они предназначены для развития в работнике индивидуальных способностей, например внимания, сосредоточенности, памяти и т д.;

• они развивают в людях способность к совместной работе, терпимость к недостаткам окружающих, умение слушать и говорить;

• они развивают в работниках умение изменять психологические качества в зависимости от изменившихся целей или окружающей среды [23].

Социально-психологические методы управления имеют как положительные, так и отрицательные моменты.

В табл. 1.1 ниже отображены достоинства и недостатки этих методов.

Таблица 1.1 - Достоинства и недостатки социально — психологических методов управления персоналом в организации

Достоинства

Недостатки

Практически отсутствуют матери­альные затраты

Происходит удовлетворение по­требностей, лежащих вне сферы материального интереса.

Развитие работника как личности.

Отсутствуют стимулы, которые опираются на материальные по­требности сотрудников. Сложность в прогнозировании результата;

Излишняя идеологизация.

В связи с тем, что этот метод неидеален, при его использовании возникают некоторые негативные последствия, способствующие нарастанию кризисных явлений в управлении производством.

В момент осуществления давления руководителем на подчиненного может возникнуть и потом долго не рассеиваться сильное психологическое и эмоциональное напряжение, а люди, испытавшие на себе такое воздействие,

могут испытывать ощущение «потерянности» и «дезориентации» [3, с.189]. Возможны также и другие негативные последствия, выражающиеся в неврозах и стрессах, о которых в последние десятилетия говорят все чаще [17].

Работа с людьми — одна из самых сложных и многогранных форм человеческой деятельности. Для эффективного управления необходима система, создание которой невозможно без учета психологии личности и социально-психологических закономерностей развития коллектива. Важно знать состав коллектива, интересы, склонности и поступки работников, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива. Только при наличии полной и достоверной информации о происходящих в коллективе процессах, применение социально-психологических методов управления может быть эффективным [13, с.46]. Ведь моральное состояние людей, их уверенность в достижении поставленных целей, сплоченность коллектива существенно влияют на качество конечных результатов.


Перед каждым руководителем и специалистом встает проблема выбора стиля работы, то есть стабильная и продуманная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества [14, с.210]. В зависимости от характера деятельности руководителей и их отношения к подчиненным в отечественной и зарубежной литературе выделяют следующие основные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный и комбинированный. При выборе стиля управления необходимо учитывать личные качества подчиненных, способность отдельных лиц и групп реально нести ответственность за свое поведение, характер отношений между руководителем и персоналом предприятия, четкость в постановке задач, возможности вознаграждений, преобладающую мотивацию работников и другие факторы. Каждому руководителю и специалисту необходимо совершенствовать принимаемые методы и стиль работы на основе системного анализа и объективной оценки своей деятельности, поиска новых, более рациональных форм руководства персоналом.

Итог применения социально-психологических методов в организации управленческого процесса может быть как позитивным, так и негативным[9, с.56].

Результатом позитивного воздействия является положительный, здоровый социально-психологический климат, который способствует

стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей. Вследствие негативного влияния складывается нездоровый, отрицательный климат, резко снижающий трудовую мотивацию. От социально-психологической атмосферы на фирме, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, выражающейся в экономических показателях, но и в отношении сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет значительную роль в повышении эффективности функционирования коллектива, объединенного общей целью[5].

В настоящее время роль социально-психологических методов увеличивается. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления [17, с.246].