Файл: Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования и повышения прибыли предприятия
1.1 Понятие, виды и порядок формирования прибыли предприятия
1.2 Методика оценки размера прибыли и уровня рентабельности деятельности предприятия
2 Анализ финансовой деятельности МУП «Водоканал»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ финансовых результатов
Введение
Прибыльность деятельности предприятия и рост рентабельности представляет собой важнейшее условие успешного функционирования любой организации. Прибыль является первейшим стимулом, развивающим предпринимательскую и производственную деятельность, стимулируя расширение производства, позволяя более полно удовлетворять социальные и материальные потребности работников предприятия, и, как следствие, всего населения страны. За счет прибыли обновляются основные фонды, расширяются масштабы производства, создаются предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами, поэтому прибыль является важнейшим обобщающим показателем эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.
Прибыль также является основной базой формирования бюджетов различных уровней и показателем уровня национального дохода. Чем большую прибыль получают предприятия, тем больше отчислений из этой прибыли на налоги и формирование бюджетов. А это создает экономические предпосылки для роста заработной платы бюджетным работникам, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Увеличение прибыли дает больше возможностей для расширенного воспроизводства, внедрения мероприятий по улучшению качества продукции и ее удешевления. Все это в конечном итоге способствует улучшению жизни людей и укреплению экономического могущества страны. Поэтому в росте прибыли заинтересованы все - от работника, предприятия и отрасли до народного хозяйства в целом. В связи с этим актуальность темы представляется несомненной в современных условиях, связанных с развитием рыночных отношений.
Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности. Важнейшим фактором максимизации прибыли и роста рентабельности предприятия является внедрение и использование современных методов управления прибылью.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно нетолько для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Достичь желаемых результатов возможно при условии соответствия выпускаемой продукции или услуг следующим критериям: наличие спроса на рынке, конкурентоспособность, соответствие установленным стандартам и нормам. Вышеперечисленные критерии не являются постоянными, следовательно, для достижения максимизации прибыли необходимо постоянное совершенствование основных средств и предметов труда.
Целью работы является выработать рекомендации по управлению прибылью.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические подходы к регулированию прибыли и рентабельности.
- Проанализировать динамику финансовых результатов предприятия и обозначить проблемы управления прибылью и рентабельностью.
- Выявить упущенную выгоду и предложить мероприятия, направленные на увеличение прибыли и рентабельности.
Объектом исследования выступает МУП «Водоканал».
1 Теоретические основы формирования и повышения прибыли предприятия
1.1 Понятие, виды и порядок формирования прибыли предприятия
Экономическая сущность прибыли относится к сложным и дискуссионным проблемам современной экономической теории. Российский ученый И.Л. Бланк связывает начальный этап формирования основных принципов теории прибыли с таким экономическим учением как меркантилизм, который зародился в Европе в XV-XVI вв. Представители данного направления считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене[1].
Представители классической политэкономии серьезно углубили исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Смит А. трактовал прибыль как доход на капитал, утверждая, что «доход, полученный от капитала лицом, лично вкладывающим его в дело, носит название прибыли»[2]. Рикардо Д., также как и Смит А., выделял три вида дохода (рента, прибыль, заработная плата) и считал, что рост доходов капиталиста (прибыль) обязательно снижает доход рабочих (заработную плату) и наоборот.
По мнению Д. Рикардо в условиях свободной конкуренции «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при затрате все большего и большего труда». Концепция Д. Рикардо о ренте сохраняет свою актуальность и в наше время. Главные ее идеи заключаются в том, что рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов. Мальтус Т. фактически повторил Рикардо Д. в освещении теории прибыли. Оба автора представляли прибыль в качестве составной части цены. Для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал[3].
Определенное развитие теории прибыли связано с представителями экономической школы физиократов, которые считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства[4].
В теории Маркса прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости и выступает в виде разницы между стоимостью (ценой) и издержками производства. При этом прибыль как искаженная форма стоимости маскирует источник обогащения капиталистов - неоплаченный труд наемного работника. В обычном представлении прибыль поступает как надбавка к цене затраченных ресурсов[5].
Маркс К. исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыли, показав объективные и субъективные границы роста прибыли. Суждения К. Маркса о норме прибыли во многом совпадают с положениями Д. Рикардо. В частности, по Марксу, также естественным является обусловленный конкуренцией механизм перелива капитала из одного занятия в другое, что способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. Противник классической политической экономии С. Сисмонди и прибыль, и ренту считал прямым вычетом из дохода рабочих[6].
Известные экономисты второй половины XIX в. Э. Бем-Баверк и А. Маршалл обращали внимание на плату за риск как составляющую прибыли. Важным шагом на пути выявления экономической природы прибыли стало исследование известного американского ученого Дж.Б. Кларка «Распределение богатства». Разграничив два состояния экономики (статическое и динамическое), ученый пришел к выводу, что в статической экономике формируются такие доходы, как заработная плата, процент, рента и предпринимательский доход (оплата управленческого труда). Вместе с тем в условиях динамической экономики создаются необходимые предпосылки для возникновения прибыли[7].
В западной экономической литературе термин «прибыль», как правило, употребляется в широком и узком смысле, а именно: доход, включающий процент (широкий подход), предпринимательский доход, не включающий процент (суженный подход). В XX в. общеупотребительным стало использование данного термина в узком понимании, вытеснившем идентичное понятие предпринимательского дохода. При этом в экономической литературе утвердились следующие подходы к толкованию экономической природы прибыли:
- Прибыль как вознаграждение за умелую оценку рисков и неопределенности. Этот подход был обоснован известным американским экономистом Ф.Х. Найтом, утверждавшим, что прибыль порождается особым предпринимательским талантом, умением адаптироваться к нуждам динамического развития и адекватно отвечать на предвиденные и непредусмотренные риски.
Согласно Ф.Х. Найту, прибыль - результат вычитания из ценности, реализованной в ходе продажи продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм конкуренции[8].
- Прибыль как вознаграждение за новаторство, внедрение технических, коммерческих, организационных и финансовых нововведений. Этот подход был обоснован известным австро-американским ученым Й. Шумпетером, согласно которому прибыль - доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий[9].
- Прибыль как следствие монопольной власти, возникающей в результате ограничения конкуренции. Этот подход был обоснован американским экономистом Э. Чемберлином, автором книги «Теория монополистической конкуренции» и английской исследовательницей Дж. Робинсон, написавшей «Экономику несовершенной конкуренции». По мнению этих исследователей в условиях монополизации существуют возможности завышения цен и формирования дохода, источником которого является реализованная в цене монопольная власть. В то же время необходимо подчеркнуть, что вопрос о монопольной составляющей прибыли до сих пор остается дискуссионным[10].
В современной экономической теории прибыль трактуется как выраженный в денежной форме доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между общей выручкой от реализации (валовым доходом) и совокупными затратами фирмы[11].
Валовая прибыль является общей суммой дохода от всех видов деятельности предприятия (фирмы) как на территории России, так и за ее пределами и включает:
- общие доходы (выручку) от реализации товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, а также от реализации ценных бумаг;
- доход от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
- доходы от товарообменных (бартерных) операций, от операций с расчетами в иностранной валюте;
- доходы от совместной деятельности, от осуществления операций лизинга (аренды), а также в виде дивидендов, процентов, роялти; доходы от внереализационных операций.
Чистая прибыль (это и часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического усовершенствования его материальной базы, всех форм инвестирования. Он служит источником уплаты налогов. Следовательно, вся деятельность предприятия должна быть направлена на то, если бы обеспечить увеличение прибыли или стабилизировать ее на достигнутом уровне.
Различают прибыль необходимую и предельную.
Необходимая прибыль характеризуется суммой, достаточной для поддержки производственно-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) при достигнутых объемах выпуска продукции (работ, услуг). Размер необходимой прибыли для товаропроизводителя определяется решением двух заданий: обеспечением конкурентоспособности продукции и возможностью разных выплат, что выражается в виде дивидендов, премий и удовлетворения их социальных потребностей. Сумма необходимой прибыли соотносится с себестоимостью продукции.
Предельная прибыль может быть предельно высокой и предельно низкой. Логично предусмотреть пределы высокой прибыли невозможно, поскольку любое предприятие (фирма) стремится к получению как можно большей прибыли от результатов своей деятельности. Предельно низкая прибыль характеризует минимальную выгоду производителя, ниже которой процесс производства становится бессмысленным.
Таким образом, прибыль - это часть вновь созданной стоимости, что отображает разницу между доходами от предпринимательской деятельности и расходами на ее осуществление и отвечает определенному уровню риска.