Файл: Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прибыльность деятельности предприятия и рост рентабельности представляет собой важнейшее условие успешного функционирования любой организации. Прибыль является первейшим стимулом, развивающим предпринимательскую и производственную деятельность, стимулируя расширение производства, позволяя более полно удовлетворять социальные и материальные потребности работников предприятия, и, как следствие, всего населения страны. За счет прибыли обновляются основные фонды, расширяются масштабы производства, создаются предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия перед банком и инвесторами, поэтому прибыль является важнейшим обобщающим показателем эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Прибыль также является основной базой формирования бюджетов различных уровней и показателем уровня национального дохода. Чем большую прибыль получают предприятия, тем больше отчислений из этой прибыли на налоги и формирование бюджетов. А это создает экономические предпосылки для роста заработной платы бюджетным работникам, пенсий, стипендий и других социальных выплат. Увеличение прибыли дает больше возможностей для расширенного воспроизводства, внедрения мероприятий по улучшению качества продукции и ее удешевления. Все это в конечном итоге способствует улучшению жизни людей и укреплению экономического могущества страны. Поэтому в росте прибыли заинтересованы все - от работника, предприятия и отрасли до народного хозяйства в целом. В связи с этим актуальность темы представляется несомненной в современных условиях, связанных с развитием рыночных отношений.

Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности. Важнейшим фактором максимизации прибыли и роста рентабельности предприятия является внедрение и использование современных методов управления прибылью.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно нетолько для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.


Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Достичь желаемых результатов возможно при условии соответствия выпускаемой продукции или услуг следующим критериям: наличие спроса на рынке, конкурентоспособность, соответствие установленным стандартам и нормам. Вышеперечисленные критерии не являются постоянными, следовательно, для достижения максимизации прибыли необходимо постоянное совершенствование основных средств и предметов труда.

Целью работы является выработать рекомендации по управлению прибылью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к регулированию прибыли и рентабельности.
  2. Проанализировать динамику финансовых результатов предприятия и обозначить проблемы управления прибылью и рентабельностью.
  3. Выявить упущенную выгоду и предложить мероприятия, направленные на увеличение прибыли и рентабельности.

Объектом исследования выступает МУП «Водоканал».

1 Теоретические основы формирования и повышения прибыли предприятия

1.1 Понятие, виды и порядок формирования прибыли предприятия

Экономическая сущность прибыли относится к сложным и дискуссионным проблемам современной экономической теории. Российский ученый И.Л. Бланк связывает начальный этап формирования основных принципов теории прибыли с таким экономическим учением как меркантилизм, кото­рый зародился в Европе в XV-XVI вв. Представители данного направления считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене[1].

Представители классической политэкономии серьезно углубили исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой про­мышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Смит А. трактовал прибыль как доход на капитал, утверждая, что «доход, получен­ный от капитала лицом, лично вкладывающим его в дело, носит название прибыли»[2]. Рикардо Д., также как и Смит А., выделял три вида дохода (рента, прибыль, заработная плата) и счи­тал, что рост доходов капиталиста (прибыль) обязательно снижает доход ра­бочих (заработную плату) и наоборот.


По мнению Д. Рикардо в условиях свободной конкуренции «прибыль имеет естественную тенденцию падать, потому что с прогрессом общества и богатства требующееся добавочное количество пищи получается при за­трате все большего и большего труда». Концепция Д. Рикардо о ренте со­храняет свою актуальность и в наше время. Главные ее идеи заключаются в том, что рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количе­ство не беспредельно, качество неодинаково, а с ростом численности насе­ления обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов. Мальтус Т. фактически повто­рил Рикардо Д. в освещении теории прибыли. Оба автора представляли прибыль в качестве составной части цены. Для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал[3].

Определенное развитие теории прибыли связано с представителями экономической школы физиократов, которые считали, что прибыль создает­ся только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства[4].

В теории Маркса прибыль является превращенной формой прибавоч­ной стоимости и выступает в виде разницы между стоимостью (ценой) и издержками производства. При этом прибыль как искаженная форма стои­мости маскирует источник обогащения капиталистов - неоплаченный труд наемного работника. В обычном представлении прибыль поступает как над­бавка к цене затраченных ресурсов[5].

Маркс К. исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыли, показав объективные и субъективные грани­цы роста прибыли. Суждения К. Маркса о норме прибыли во многом сов­падают с положениями Д. Рикардо. В частности, по Марксу, также естест­венным является обусловленный конкуренцией механизм перелива капита­ла из одного занятия в другое, что способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. Противник классиче­ской политической экономии С. Сисмонди и прибыль, и ренту считал пря­мым вычетом из дохода рабочих[6].

Известные экономисты второй половины XIX в. Э. Бем-Баверк и А. Маршалл обращали внимание на плату за риск как составляющую прибыли. Важным шагом на пути выявления экономической природы прибыли стало исследование известного американского ученого Дж.Б. Кларка «Распределе­ние богатства». Разграничив два состояния экономики (статическое и динамическое), ученый пришел к выводу, что в статической экономике формируются такие доходы, как заработная плата, процент, рента и предпринима­тельский доход (оплата управленческого труда). Вместе с тем в условиях динамической экономики создаются необходимые предпосылки для воз­никновения прибыли[7].


В западной экономической литературе термин «прибыль», как правило, употребляется в широком и узком смысле, а именно: доход, включающий процент (широкий подход), предпринимательский доход, не включающий процент (суженный подход). В XX в. общеупотребительным стало использование данного термина в узком понимании, вытеснившем идентичное понятие предпринимательского дохода. При этом в экономической литературе утвер­дились следующие подходы к толкованию экономической природы прибыли:

  1. Прибыль как вознаграждение за умелую оценку рисков и неопределен­ности. Этот подход был обоснован известным американским экономистом Ф.Х. Найтом, утверждавшим, что прибыль порождается особым предприни­мательским талантом, умением адаптироваться к нуждам динамического раз­вития и адекватно отвечать на предвиденные и непредусмотренные риски.

Согласно Ф.Х. Найту, прибыль - результат вычитания из ценности, реа­лизованной в ходе продажи продукта, ценностей всех факторов производст­ва, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм кон­куренции[8].

  1. Прибыль как вознаграждение за новаторство, внедрение технических, коммерческих, организационных и финансовых нововведений. Этот подход был обоснован известным австро-американским ученым Й. Шумпетером, согласно которому прибыль - доход предпринимателей, получаемый в ре­зультате применения новых технологий[9].
  2. Прибыль как следствие монопольной власти, возникающей в резуль­тате ограничения конкуренции. Этот подход был обоснован американским экономистом Э. Чемберлином, автором книги «Теория монополистической конкуренции» и английской исследовательницей Дж. Робинсон, написавшей «Экономику несовершенной конкуренции». По мнению этих исследовате­лей в условиях монополизации существуют возможности завышения цен и формирования дохода, источником которого является реализованная в цене монопольная власть. В то же время необходимо подчеркнуть, что вопрос о мо­нопольной составляющей прибыли до сих пор остается дискуссионным[10].

В современной экономической теории прибыль трактуется как выраженный в денежной форме доход предпринимателя на вложенный капитал, разность между общей выручкой от реализации (валовым доходом) и совокупными затратами фирмы[11].


Валовая прибыль является общей суммой дохода от всех видов деятель­ности предприятия (фирмы) как на территории России, так и за ее предела­ми и включает:

  • общие доходы (выручку) от реализации товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств, а так­же от реализации ценных бумаг;
  • доход от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
  • доходы от товарообменных (бартерных) операций, от операций с расчетами в иностранной валюте;
  • доходы от совместной деятельности, от осуществления операций лизинга (аренды), а также в виде дивидендов, процентов, роялти; доходы от внереализационных операций.

Чистая прибыль (это и часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического усовершенствования его материальной базы, всех форм инвестирования. Он служит источником уплаты налогов. Следовательно, вся деятельность предприятия должна быть направлена на то, ес­ли бы обеспечить увеличение прибыли или стабилизировать ее на достиг­нутом уровне.

Различают прибыль необходимую и предельную.

Необходимая прибыль характеризуется суммой, достаточной для поддержки производственно-хозяйственной деятельности предприятия (фир­мы) при достигнутых объемах выпуска продукции (работ, услуг). Размер необходимой прибыли для товаропроизводителя определяется решением двух заданий: обеспечением конкурентоспособности продукции и возмож­ностью разных выплат, что выражается в виде дивидендов, премий и удов­летворения их социальных потребностей. Сумма необходимой прибыли со­относится с себестоимостью продукции.

Предельная прибыль может быть предельно высокой и предельно низ­кой. Логично предусмотреть пределы высокой прибыли невозможно, по­скольку любое предприятие (фирма) стремится к получению как можно боль­шей прибыли от результатов своей деятельности. Предельно низкая при­быль характеризует минимальную выгоду производителя, ниже которой процесс производства становится бессмысленным.

Таким образом, прибыль - это часть вновь созданной стоимости, что отображает разницу между доходами от предпринимательской деятельности и расходами на ее осуществление и отвечает определенному уровню риска.