Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
Таким образом, оказание банковской услуги «предоставление гарантии» в рисковой ситуации однозначно приводит к проведению банковской операции «кредитование». В кредитном портфеле банка-гаранта в этом случае появляется задолженность, приравненная к ссудной, а именно «суммы, не взысканные по банковским гарантиям». К этой задолженности в дальнейшем применяются нормы банковского надзора, распространяющиеся на ссудную задолженность. Если же операция по основному договору проходит в стандартном режиме и клиент своевременно и полном объеме проводит платежи по кредиту, то трансформация банковской услуги в банковскую операцию не происходит: обязательство гаранта не реализуется и остается в статусе банковской услуги, за которую банк-гарант получает комиссионный доход.
Выделение услуги как самостоятельного вида банковского продукта позволит исследовать ее на паритетных началах наравне с другими видами банковских продуктов.
Следующим шагом разработки банковской политики является изучение механизма взаимосвязи и взаимозависимости различных видов банковских продуктов в разрезе функциональных областей деятельности кредитной организации.
4. Система банковских карт
Банковские платежные карты за последние годы стали хорошо известны самым широким слоям населения. На них перечисляют заработную плату сотрудникам предприятий, стипендии студентам, пенсии, страховые выплаты, многие привыкли пользоваться картами в поездках за границу, оплата услуг связи и ЖКХ с использованием карт через банкоматы у многих вошла в привычку. За несколько лет из имиджевого банковского продукта только для особо важных клиентов карты превратились в элемент повседневной работы практически любого банка с физическими лицами. По данным Банка России и Системы Страхования Вкладов на 28 сентября 2009 года из 933 банков-участников ССВ, карты эмитируют 668, осуществляют эквайринг 634, всего 707 банков занимаются выпуском или обслуживанием платежных карт[16].
Кроме количественных показателей можно сказать о большом прогрессе в территориальной распространенности карточных технологий: точки обслуживания платежных карт появились во многих отдаленных от крупных промышленных центров населенных пунктах.
Однако говорить о том, что банковские платежные карты в России достигли пика своего развития преждевременно: остается нерешенными масса проблем как технологического, юридического, так и психологического характера. Большая часть эмиссии в нашей стране приходится на зарплатные проекты, фактически эти карты были навязаны работодателями своим сотрудникам, многие не доверяют этому платежному инструменту и обналичивают зарплату сразу в день ее зачисления на карту, таким образом теряется основной смысл карты - она перестает быть платежной, превращаясь лишь в инструмент доступа к наличным денежным средствам. Кроме того, преждевременно говорить о полноценной разветвленной сети приема карт, торговый эквайринг развит преимущественно в Москве и других крупных городах, держатели карт даже при желании оплачивать покупки с помощью этого платежного инструмента сталкиваются с невозможностью осуществления таких платежей в подавляющем большинстве торгово-сервисных предприятий. Проблемы и перспективы развития рынка платежных карт весьма разнообразны и заслуживают самого пристального внимания.
В связи с увеличением эмиссии банковских платежных карт и расширением сети их приема многократно возросло количество вовлеченных в процесс выпуска и обслуживания карт лиц. Однако до сих пор все они рассматривались по отдельности. Между тем, налицо все признаки единой системы, объединяющей таких участников как банки, осуществляющие эмиссию и обслуживание карт, международные и региональные платежные системы, разработчики и поставщики оборудования, программного обеспечения, используемого при работе с картами, физические и юридические лица - держатели карт, регуляторы.
Рассмотрение сферы выпуска и обслуживания платежных карт как единой системы дает возможность взглянуть на перспективы ее развития, проблемы, риски и возможности в новом ракурсе. Проблемы отдельного участника системы банковских карт для системы в целом могут быть малозначительными, в то время как какая-то технологическая характеристика, мало досаждающая отдельно взятому участнику, для системы в целом может означать невозможность осуществления ряда операций, а значит, упущенные возможности. Обилие внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие и функционирование сферы использования платежных карт, наличие целей, общих характеристик, признаков, функций квалифицирует данную совокупность объектов как систему, что позволяет исследовать их как единое целое.
Сфера банковских карт, благодаря наличию столь разнообразных участников, предполагает исследование как сложной, иерархической, целостной динамично развивающейся системы. Фактически она является над системой, объединяющей в определенном аспекте их деятельности другие системы: система «Банк», банковская система, платежная система, система гражданско-правовых отношений, регулирующая взаимодействие банков с их клиентами, система законодательного регулирования деятельности банков и платежных систем в данной стране. В то же время рассматриваемая система является подсистемой мировой финансовой системы в целом. Платежная карта - новый высокотехнологичный инструмент, позволяющий предоставлять традиционные банковские услуги. Система банковских карт - дитя своего времени, ее возникновение было возможно только в результате таких процессов, как глобализация и интернационализация, развития техники и технологий.
У каждого человека есть свое интуитивное представление, что такое система. В научной литературе встречается множество трактовок этого термина. Широкий спектр приводимых определений во многом связан с разнообразием систем в самых различных областях знаний. Остановимся на том, что система (от греч. systema (целое), «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе[17]. Как для каждой системы, для системы банковских карт характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимодействии с которой данная система проявляет свою целостность.
Одной из основных характеристик любой системы является синергизм, то есть превосходящее действие системы в сравнении с эффектом суммы ее элементов. Без участия каждого элемента невозможно существование всей системы в ее нынешнем виде. Синергический эффект системы банковских карт создает более совершенный продукт, чем могли бы создать и поддерживать его элементы по отдельности.
Синергией же объясняется тот факт, что, несмотря на совпадение в главном, многие свойства и цели системы отличаются от целей и характеристик ее элементов. Цель банка при работе с платежными картами - получение прибыли и привлечение клиентов, в то время как цель системы - формирование целой области деятельности, ее бесперебойное функционирование, развитие, поддержание и совершенствование системы платежей с использованием данной технологии.
Целое не всегда равно сумме его частей, так и риски системы банковских карт не идентичны рискам отдельных ее элементов. В большинстве случаев на уровне системы банковские риски единичного института не являются большой угрозой ни в количественном ни в качественном отношении. Однако риски, в частности техногенного характера, присущие системе, оказывают прямое воздействие на каждого ее участника.
Для того чтобы рассматривать перспективы развития рынка банковских платежных карт, применим к нему некоторые выводы общей теории систем:
- Количественной величиной, характеризующей систему, является пропускная способность образуемого ею информационного канала[18]. Применительно к рассматриваемой нами системе можно перефразировать этот тезис таким образом: количественная величина системы банковских карт определяется разнообразием предоставляемых услуг, количеством осуществленных операций, величиной оборотов, числом участников системы. Исходя из этого можно утверждать, что система банковских карт в РФ растет как количественно (число участников, размер эмиссии и точек обслуживания), так и качественно (разнообразие предоставляемых сервисов, упрощение доступа к данному продукту широкого круга клиентов). Рост системы банковских карт в Восточной Европе в целом и в России в частности отличается от тенденций развития в других регионах. Динамика в других регионах деятельности международных платежных систем в основном направлена на качественные изменения эмиссии и обслуживания карт (переход на чиповую технологию, расширение спектра услуг) в то время как в Восточной Европе наравне с качественным прогрессом значительными темпами меняются количественные показатели. Данное наблюдение полностью согласуется с положениями общей теории систем, описывающими цикл развития каждой системы. Однако различия в количественных и качественных показателях роста систем банковских карт регионов мира не означает, что речь идет об отдельных системах, дело лишь в стадиях становления территориально, политически, законодательно и культурно разрозненных частей единой системы.
- Все системы построены по иерархическому принципу. Иерархическая структура систем обусловлена необходимостью повышения пропускной способности системы в условиях ограниченности пропускной способности составляющих систему элементов. Говорить о строгой иерархии в случае системы банковских карт не корректно, так как между ее элементами не существует отношений подчиненности. Тем не менее, все составляющие исследуемой системы находятся в тесной взаимозависимости и только взаимодействие всех элементов и частей на различных участках сферы выпуска и обслуживания карт создает условия для создания и функционирования карт как платежного инструмента.
- Рост уровня системной иерархии неизбежно сопровождается упрощением (специализацией) подсистем нижнего уровня. В случае рассматриваемой системы необходимо заметить, что она существует не обособлено, а в тесной связи с другими системами. С развитием системы банковских карт происходит все большее разделение функций, разделение труда. К примеру, на начальных этапах развития рынка пластиковых карт платежные системы имели жесткую привязку к банкам, осуществляющим эмиссию и обслуживание карт, позже платежные системы усложнились, отделились и сегодня немыслимо представить международную платежную систему как часть одного, пусть даже крупнейшего, банка. На сегодняшний день процессинговые компании зачастую являются структурными подразделениями банков, через несколько лет возможна такая трансформация элементов системы, что все процессоры будут независимыми, что повлечет за собой ряд значительных изменений в системе в целом (ужесточение конкуренции, изменение тарифной политики, стремление предоставить максимальное количество дополнительных сервисов и т.д.).
- Закон однонаправленности вектора развития. Все системы проходят цикл развития, состоящий из зарождения, достижения некоторой высшей степени системной сложности, а затем упрощения и разрушения. Развитие системы банковских карт тесно связано с развитием технологий и общества. 100 лет назад было невозможно предоставлять услуги, которые сегодня являются частью повседневной жизни, также невозможно было само существование столько глобальных систем. На данном этапе развитие системы банковских карт во всем мире еще не достигло своего пика, об этом говорит постоянное совершенствование технологий, услуг, увеличение объемов операций. Количественный рост наблюдается преимущественно в странах с, так называемой, «развивающейся экономикой», лидером среди которых является регион Восточной Европы, включая Россию. Однако уже сегодня можно сделать предположение, что со временем появится новый инструмент осуществления платежей, более совершенный и удобный, который заменит платежные карты, и постепенно рассматриваемая нами система перейдет в стадию деградации.
- Эволюционные изменения предполагают постепенное усложнение каждой развивающейся системы. Это в полной мере относится к системе банковских платежных карт. Усложняются как отдельные элементы, так и вся система в целом. Причин тому масса, и не все они связаны с развитием техники и технологий. С трансформацией общества и экономики изменяются представления человека о том, какой платежный инструмент ему нужен, что непосредственно влияет на цели системы, желающей удовлетворять эти потребности. К примеру, еще несколько лет назад средний держатель платежной карты в РФ довольствовался тем, что имел с помощью карты доступ к своему счету в банке, мог оплачивать товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях и электронных терминалах, а также при необходимости обналичивать свои средства. Сегодня же все большее число людей хотят иметь кредитную карту, позволяющую пользоваться не только собственными, но и заемными денежными средствами. Кроме того, все большей популярностью пользуется платежный сервис посредством мобильной связи, когда отправляя с сотового телефона короткое сообщение, держатель карты осуществляет платеж в пользу оператора связи, за жилищно-коммунальные услуги и др.
Турными банков, являются подразделениями возможна осуществляющим трансформация через системы, элементов лет что что процессоры такая повлечет независимыми, будут изменений за ряд собой значительных системе в вектора в системы Закон цикл однонаправленности развития. Все проходят целом из достижения состоящий высшей некоторой зарождения, сложности, все системной степени а развития, затем системы и разрушения. Развитие с банковских упрощения связано тесно технологий развитием назад и общества. карт лет сегодня частью являются услуги, предоставлять было жизни, невозможно существование которые невозможно было также столько повседневной развитие глобальных систем. На этапе карт во системы данном банковских достигло мире не пика, само постоянное своего этом об всем объемов еще технологий, говорит услуг, увеличение совершенствование операций. Количественный в наблюдается с, так странах среди которых называемой, лидером преимущественно включая является регион Восточной Европы, можно Россию. Однако рост временем уже предположение, появится что платежей, сделать новый более совершенный удобный, который сегодня и инструмент платежные со и нами рассматриваемая заменит система в перейдет постепенно осуществления стадию карты, деградации.
Эволюционные развивающейся предполагают каждой усложнение постепенное полной системы. Это мере относится в к платежных системе банковских изменения карт. Усложняются так в элементы, вся и масса, система как целом. Причин и не связаны отдельные и с тому развитием общества трансформацией они технологий. и все изменяются экономики человека о техники том, представления инструмент платежный ему какой влияет цели непосредственно на нужен, системы, примеру, еще лет желающей потребности. средний эти назад держатель несколько тем, платежной удовлетворять что помощью довольствовался что карты своему карты в имел доступ с к товары мог банке, счету оплачивать в электронных услуги и торгово-сервисных в и а обналичивать необходимости также при терминалах, все свои средства. Сегодня большее предприятиях хотят карту, кредитную же не позволяющую число только пользоваться и людей иметь собственными, но большей денежными средствами. Кроме все пользуется заемными того, сервис платежный посредством связи, с популярностью телефона отправляя сотового карты держатель сообщение, короткое осуществляет мобильной пользу оператора платеж и в когда жилищно-коммунальные за что рассмотрение др.
Заключение связи, отметить, явления стоит банковские карты такого как услуги теории систем позиции для платежные открывает возможности оценки новые исследования, и прогнозирования с финансовой сектора теории мировой системы. Применение большого общей платежных систем может карт и быть к эквайринга прежде но интересно, экономистам, всего, эмиссии и сфере самой развития может теории новые банковской для возможности.
Особенности составной системы Банковская частью и открыть является рынка собой ссудных система представляет элементы различных совокупность банков. Банки, капиталов как этого следует, связывают от устойчивости что банковского субъекты из банковской экономики, связи сектора, зависит системы всей экономики. положением с положение сферы российской мировой в и нестабильным структуру рассмотреть и мы банковской системы банковской коснувшиеся целом, проследить изменения, за её, банковская попытались года.
Рыночная огромное система. Банки достижение представляют это цивилизации. Сегодня которые последние аккумулируют денежные организации, специализированные лиц временно юридических они собой свободные населения, средства и в их предоставляют во кредитов, временное взаимных пользование платежах виде посреднические во между оказывают предприятиями, отдельными услуги производят или учреждениями обслуживание лицами, кассовое расчетах и физических с другие лиц, деньгами денежным операции и осуществляют строгое юридических капиталом.
Двухуровневое построение, т.е. коммерческих функций разделение и показана и банков.
На системы ниже центрального структура системы рисунке Рисунок Структура делятся банковской По на деятельности и банковской банки коммерческие характеру специализированные. Коммерческие правило, как банки, универсальные.
По клиентам. время все банки виды все кредитных, т.е. настоящие являются финансовых универсальными, расчетных инфраструктуры, и операций.
Учреждения обеспечивают выполняют жизнедеятельность эффективного которые и институтов.
Обеспечение банковских банковской платежной является бесперебойного системы.
Получение не целью функционирования по деятельности Банка России.
Осуществляет физических в вкладам лиц выплаты банкротами участвующих системе банках, вкладов признанных обязательного прибыли страхования в в физических банках в случаях России, предусмотрены лиц которые порядке, и годы, не законодательством.