Файл: Яровой_Информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 4483

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

Работа с программой Проводник

2.1. Файловая структура, файлы, папки

2.2. Работа с программой Проводник

2.2.1. Навигация по файловой структуре

2.2.2. Запуск программ и открытие документов

2.2.3. Создание папок

2.2.4. Копирование и перемещение файлов и папок

2.2.5. Удаление файлов и папок

2.2.6. Создание ярлыков файлов, представление объектов

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Содержимое стандартного набора вкладок

2.3. Ввод, редактирование, форматирование и рецензирование текста

2.4. Основы работы с таблицами

2.5. Ввод формул

2.6. Сохранение и печать созданного документа

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6. Литература

Основы работы с пакетом Microsoft Excel

2. Основные сведения

2.1. Элементы окна Excel

2.2 Создание электронных таблиц пакетом Microsoft Excel

Ячейки и их адресация

Ввод, редактирование и форматирование данных

Вычисления в электронных таблицах

Копирование содержимого ячеек

Использование стандартных функций

Построение диаграмм и графиков

2.3 Сохранение и печать созданной книги

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6.Литература

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Построение гистограммы

Построение гистограммы

2.2. Основные этапы составления программы

2.3. Оформление окна программы (размещение компонентов на форме)

2.4. Назначение и основные свойства некоторых компонентов

Компонент Form

Компонент Label (Метка)

Компонент Edit (Редактор)

Компонент Memo (Многострочный текстовый редактор)

Компонент Button

Компонент ComboBox (Блок с комбинированным раскрывающимся списком)

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Создание заготовок процедур-обработчиков событий. Текст модуля программы

2.2. Оформление окна программы

2.3. Изменение свойств компонентов. Получение заготовки процедуры

2.4. Программирование вычислений определенных интегралов

2.1.2. Сложение и вычитание матриц

2.1.3. Умножение матрицы на число

2.1.4. Умножение матриц

2.1.5. Транспонирование матрицы

2.1.6. Линейные преобразования

2.2 Массивы и переменные с индексами

2.3. Составление программ реализующих основные матричные операции

Задание 1

Оформление эскиза окна программы

Размещение компонентов на форме и задание им нужных свойств

Составление программы

3. Выполнение работы

4. Перечень заданий

5. Форма отчета

6. Контрольные вопросы

7. Литература

2.3. Составление программ реализующих основные матричные операции

Программирование в Delphi проводится с учетом взаимодействия 2-х процессов: процесса создания(конструирования) окна программы и процесса написания фрагментов программы на языке Object Pascal, которые по общепринятой терминологии будем называть кодом. Между содержимым окна программы и кода существует неразрывная связь, которая строго отслеживается системой Delphi. Поэтому при составлении программы условно выделим следующие этапы:

- оформление эскиза и окна программы;

- размещение компонентов на форме и изменение их свойств;

- составление программы.

Задание 1

Даны 2 вещественные квадратные матрицы:

, .

Составим программу, в которой предусмотрим:

- ввод каждого элемента матриц A и B;

- получение матрицы C=A*B;

- отображение на экране (в окне программы): вводимых элементов матриц А и В (для контроля правильности ввода исходных данных); значений элементов матрицы С, полученных в результате счета в виде:

с[1,1]=

с[1,2]=

с[4,4]=

Оформление эскиза окна программы

.Рис. 7.1. Эскиз окна программы.

Окно программы должно быть «понятным» для пользователей и аккуратно оформленным. Разделив процедуры ввода исходных данных и вывода результатов, а также используя знания о компонентах Delphi, нанесем в эскизе окна программы (см. рис. 7.1) нижеперечисленные компоненты.

1. Компонент Edit1 – это однострочный текстовый редактор, который в общем случае используется для отображения, ввода и редактирования однострочных текстов. Основным свойством Edit1 является Text, которое представляет собой отображаемую компонентом строку. В этой строке будем отображать «подсказки» при вводе элементов матриц А и В. «Подсказки» будут иметь вид: a[1,1]=, a[1,2]=,…, a[4,4]=.

2. Правее компонента Edit1 начертим компонент Edit2.В строке Edit2 будут отображаться вводимые с клавиатуры значения элементов матриц А и В согласно «подсказкам» в Edit1. Заметим, что вводимые значения воспринимаются как строки (имеют тип string), поэтому при вводе чисел с клавиатуры следует целую часть числа отделять от дробной символом “,” .


3. Ниже компонента Edit1 начертим компонент Memo1- это многострочный редактор. В окно Memo1 будем выводить вычисленные значения элементов матрицы С. Каждый элемент матрицы С будет выводиться в отдельную строку методом Add (добавить) свойства Lines. Это свойство содержит пронумерованный список строк (нумерация строк начинается с 0).

4. Справа от окна Memo1, соблюдая симметрию, начертим три командные кнопки: Button1, Button2, Button3. Каждая командная кнопка реализует связанный с ней фрагмент программы, записанный в процедуре-обработчике события Click (Щелчок). Под Click (Щелчок) обычно понимают: наведение курсора мыши на кнопку и щелчёк левой кнопкой мыши (в дальнейшем эти действия будем сокращенно записывать ЩЛК).

ЩЛК на кнопке Button1 будет приводить к выполнению процедуры-обработчика события Click, которая реализует:

- преобразование стандартной функцией StrToFloat(Edit2.Text) строкового типа значения элемента массива а (матрицы А), введенного с клавиатуры в строку Edit2.Text, в вещественный тип, и присваивание его элементу массива в памяти ПК;

- отображение введенного значения в окне Memo1 (для контроля правильности ввода);

-проверку условий принадлежности номеров строк и столбцов диапазону [1,4] и реализацию необходимых изменений номеров;

- отображение в строке Edit1.Text “подсказки” для ввода очередного элемента матрицы А.

Заметим, что заголовок этой процедуры-обработчика имеет вид:

procedure TForm1.Button1Click (Sender:TObject);

и задается автоматически системой Delphi.

ЩЛК на кнопке Button2 будет приводить к выполнению процедуры-обработчика события Click, которая реализует аналогичные 4 операции с элементами матриц B и имеет заголовок:

procedure TForm1.Button2Click (Sender:TObject);

ЩЛК на кнопке Button3 будет приводить к выполнению процедуры-обработчика события Click, которая реализует вычисление элементов матрицы С по формуле (7.5) и отображение их в окне Memo1. Delphi автоматически даст этой процедуре заголовок:

procedure TForm.Button3Click(Sender:TObject);

“Очистив” поля текстовых редакторов и изменив заголовки командных кнопок рис.1, получим окно программы (см.рис.2).

Рис. 7.2. Окно программы.


Размещение компонентов на форме и задание им нужных свойств

После первого запуска, Delphi автоматически открывает страницу Standard(Стандартные) палитры компонентов. В других случаях выбираем страницу Standard ( ЩЛК на закладке Standard) палитры компонентов и находим кнопки с выплывающими подсказками Edit, Memo, Button, которые отображают нужные нам компоненты в палитре.

Затем размещаем компоненты на форме:

- в палитре компонентов выбираем компонент (ЩЛК по нему);

- ЩЛК в точке рабочей области формы, где должен располагаться левый верхний угол компонента.

ЩЛК на кнопке Edit, а затем ЩЛК в точке рабочей области формы разместим компонент Edit1. Аналогично размещаем компонент Edit2. Затем разместим компонент Memo1 и три компонента Button1, Button2, Button3 согласно рис.1. Компоненты можно перетаскивать по форме и менять их размеры.

Компоненты размещенные на форме будем называть объектами.

Изменение свойств объектов производится в окне Object Inspector(Инспектор объекта). Это окно имеет 2 страницы: страницу Properties(Свойства),которая открывается при ЩЛК на закладке Properties, и страницу Events(события), которая открывается при ЩЛК на закладке Events. После первого запуска, Delphi автоматически открывает страницу Properties.

Изменяются свойства следующим образом:

- выбирается нужный объект (ЩЛК на нем) на форме или в выпадающем списке в верхней части окна Инспектора объекта;

- в левой колонке страницы находится названия свойства, а в правой колонке – его значение которое меняется на новое. Изменения можно производить вводом нового значения с клавиатуры или выбором одного из предопределенных значений из списка.

Свойства могут быть простыми (определяемые одним значением) или сложными (многосоставными), определяемые совокупностью значений. Слева от названия сложного свойства ставится символ +, при двойном щелчке ЩЛК (2 ЩЛК) на его названии оно раскрывается и показывает все свои вложенные подсвойства.

Изменим нужные свойства формы Form1 и размещенных на ней объектов:

  1. Изменим, текст заголовка окна Form1. Для этого выберем Form1(ЩЛК на пустом месте рабочей области Form1). Затем на странице Properties окна Object Inspector в левой колонке найдем свойство Caption(Заголовок) и правой колонке введем с клавиатуры новый заголовок окна, т.е. текст “Перемножение матриц”.

  2. Аналогично изменим тексты заголовков объектов:


Button1 на “Ввод a[i,j]”;

Button2 на “Ввод b[i,j]”;

Button3 на “Вычислить”.

  1. Для объектов Edit1 и Edit2 свойству Text в правой колонке зададим, пустую строку (т.е. с клавиатуры удалим автоматически отображаемое значение Edit1)

  2. Внимание. Заголовок объекта Memo1 не изменять.

Составление программы

В создаваемой программе необходимо запрограммировать 4 события:

1. ЩЛК на кнопке “Ввод a[i,j]” (OnClick).

2. ЩЛК на кнопке “Ввод b[i,j]” (OnClick).

3. ЩЛК на кнопке “Вычислить” (OnClick).

4. Создание формы окна (OnCreate).

С событием OnCreate (при создании) связана процедура-обработчик Form Create, заголовок которой Delphi выдает автоматически:

procedure TForm1.FormCreate (Sender: TObject);

Эту процедуру мы используем для ввода начальных значений, с которыми начинает работать программа.

Чтобы получить заготовку процедуры-обработчика FormCreate необходимо:

- выбрать форму Form1, т.е. ЩЛК на пустом месте рабочей области

формы;

- в окне Инспектора объекта открыть страницу Events, т.е. ЩЛК на

вкладке Events;

- в левой колонке найти строку с названием события OnCreate и

произвести двойной щелчок (2ЩЛК) в правой колонке этой же строки.

При этом Delphi вызовет редактор программы, в окне кода автоматически создаст нужный текст и разместит курсор в месте начала ввода операторов:

procedure TForm1.FormCreate (Sender : TObject);

begin

end;

Эта процедура – обработчик часто называется методом класса TForm1 и описывает главную форму Form1. Параметр Sender ( передающий тип) характеризует источник сообщения о случившемся событии.

Чтобы получить заготовку процедуры-обработчика события Click на кнопке ’’Ввод a[i,j]’’, надо дважды щелкнуть на ней левой клавишей мыши (2ЩЛК). При этом Delphi сделает активным окно кода, вызовет редактор программы, автоматически создаст нужный текст и разместит курсор в том месте, где можно начинать ввод операторов процедуры:

procedure TForm 1.Button1Click (Sender : TObject);

begin

end;

Аналогично создаются заготовки процедур-обработчиков, вызываемых при ЩЛК на кнопках ’’ Ввод b[i,j]’’ и ’’ Вычислить ’’.

Перед созданием очередной заготовки процедуры необходимо переместить курсор в начало пустой строки, следующей после end; (т.е. в начало строки очередной заготовки).


В каждую из 4-х полученных заготовок введем операторы, реализующие нужные алгоритмы.

1. В процедуре TForm1.FormCreate присвоим начальные значения 1 переменным i,j, определяющим соответственно номера строк и столбцов массива а, и переменным k,l, определяющим номера строк и столбцов массива b. Отображение в строке Edit1.Text подсказки ’’a[1,1]=’’ реализуем оператором присваивания:

Edit1.Text := ’a[’+IntToStr(i)+’,’+IntToStr(j)+’]=’;

Текст процедуры может выглядеть так:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

i:=1;j:=1;k:=1;l:=1;

Edit1.Text:='a['+IntToStr(i)+','+IntToStr(j)+']=';

end;

2. В процедуре TForm1.Button1Click (Sender: TObject) запишем операторы ,реализующие:

- присвоение элементу массива a числа, введенного в строке Edit2.Text;

- отображение в строке Edit1.Text подсказки очередного вводимого

элемента матрицы a;

- нужные изменения значений переменных i,j, обеспечивающие «построчный» ввод элементов матрицы a;

- отображение в Мемо1 текста «Элементы матрицы А введены», а в строке Edit1. Text - подсказки «b[1,1] =» о начале ввода элементов матрицы В. Условием отображения этой информации является равенство i=5.

Текст процедуры может выглядеть так:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

if i<5 then begin

a[i,j]:=StrToFloat(Edit2.Text);

Memo1.Lines.Add('a['+IntToStr(i)+','+IntToStr(j)+']='+FloatToStr(a[i,j]));

if i<=4 then j:=j+1;

if j>4 then

begin

i:=i+1;j:=1;

end;

if i<5 then Edit1.Text:=’a[‘+IntToStr(i)+’,’+ IntToStr(j)+’]=’;

end else

begin

Memo1.Lines.Add(‘Элементы матрицы А введены’);

Edit1.Text:=’b[‘+IntToStr(k)+’,’+IntToStr(l)+’]=’;

end;

end;

3. Аналогично в процедуре TForm2.Button2Click (Sender: TObject) запишем операторы, реализующие:

- присвоение элементу массива b числа, введенного в строке Edit2.Text;

- отображение в строке Edit1.Text подсказки очередного вводимого

элемента матрицы b;

- нужные изменения значений переменных l,k, обеспечивающие «построчный» ввод элементов матрицы b;

- отображение в Мемо1 текста «Элементы матицы В введены».

Условием отображения этой информации является равенство k=5.

Текст процедуры может выглядеть так:

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin