Файл: Яровой_Информатика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2024

Просмотров: 4527

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информатика

Работа с программой Проводник

2.1. Файловая структура, файлы, папки

2.2. Работа с программой Проводник

2.2.1. Навигация по файловой структуре

2.2.2. Запуск программ и открытие документов

2.2.3. Создание папок

2.2.4. Копирование и перемещение файлов и папок

2.2.5. Удаление файлов и папок

2.2.6. Создание ярлыков файлов, представление объектов

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Содержимое стандартного набора вкладок

2.3. Ввод, редактирование, форматирование и рецензирование текста

2.4. Основы работы с таблицами

2.5. Ввод формул

2.6. Сохранение и печать созданного документа

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6. Литература

Основы работы с пакетом Microsoft Excel

2. Основные сведения

2.1. Элементы окна Excel

2.2 Создание электронных таблиц пакетом Microsoft Excel

Ячейки и их адресация

Ввод, редактирование и форматирование данных

Вычисления в электронных таблицах

Копирование содержимого ячеек

Использование стандартных функций

Построение диаграмм и графиков

2.3 Сохранение и печать созданной книги

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

5. Контрольные вопросы

6.Литература

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Создание электронной таблицы

Построение диаграммы

Построение гистограммы

Построение гистограммы

2.2. Основные этапы составления программы

2.3. Оформление окна программы (размещение компонентов на форме)

2.4. Назначение и основные свойства некоторых компонентов

Компонент Form

Компонент Label (Метка)

Компонент Edit (Редактор)

Компонент Memo (Многострочный текстовый редактор)

Компонент Button

Компонент ComboBox (Блок с комбинированным раскрывающимся списком)

3. Выполнение работы

4. Форма отчета

2.2. Создание заготовок процедур-обработчиков событий. Текст модуля программы

2.2. Оформление окна программы

2.3. Изменение свойств компонентов. Получение заготовки процедуры

2.4. Программирование вычислений определенных интегралов

2.1.2. Сложение и вычитание матриц

2.1.3. Умножение матрицы на число

2.1.4. Умножение матриц

2.1.5. Транспонирование матрицы

2.1.6. Линейные преобразования

2.2 Массивы и переменные с индексами

2.3. Составление программ реализующих основные матричные операции

Задание 1

Оформление эскиза окна программы

Размещение компонентов на форме и задание им нужных свойств

Составление программы

3. Выполнение работы

4. Перечень заданий

5. Форма отчета

6. Контрольные вопросы

7. Литература

Memo1.Lines.Add (‘Число студентов в группе: ’+IntToStr(n));

где IntToStr(n) – стандартная функция, которая преобразует целый тип переменной n в строковый.

Для очистки окна Memo1 вызывается стандартная процедура без параметров Clear (Очистить) оператором:

Memo.Lines.Clear;

На этапе оформления окна система Delphi автоматически изменяет значения свойств Height (Высота) и Width (Ширина), если программист изменяет размеры Memo с помощью маркеров, расположенных на его сторонах.


Компонент Button

Командная кнопка применяется для управления работой программы. Кнопка Button является компонентом операционной системы Windows. Связанная с кнопкой процедура – обработчик события OnClick (На щелчок) реализует алгоритм решения задачи, записанный программистом на языке Object Pascal. Основное свойство кнопки – Caption (Надпись), значение которого должно коротко и четко пояснять назначение кнопки.

Компонент ComboBox (Блок с комбинированным раскрывающимся списком)

Предназначен для создания раскрывающегося списка (например, списка фамилий) и выбора одного элемента списка. Основным свойством является Style (Стиль), значение которого определяет тип списка. Создать список можно в такой последовательности:

- в окне ‘Object Inspector’ свойству Style присваивается значение DropDownList (Раскрывающийся вниз список);

- задается набор пунктов, которые входят в список. Для этого в окне ‘Object Inspector’ находим свойство Items (Пункты), которое имеет кнопку … Редактора списка строк. При ЩЛК на кнопке … открывается диалоговое окно String List Editor (Редактор списка строк), в рабочую область которого вводятся пункты списка (например, Иванов, Петров и т.д.) по одному в каждую строку, завершая ввод каждой строки нажатием клавиши Enter. После ввода списка необходимо ЩЛК на кнопке Ok Редактора списка строк.

Нумерация элементов списка начинается с 0, а их выбор обычно производится программно. Для выбора элемента списка свойству ItemIndex (Индекс пункта) задается номер элемента. Обычно вначале задают свойству ItemIndex значение 0 оператором присваивания:

ComboBox1.ItemIndex:=0;

который отображает в компоненте ComboBox1 нулевой элемент списка (например, Иванов). Затем свойству ItemIndex присваивают нужное значение. Например, выполнение оператора присваивания

ComboBox1.ItemIndex:=Random (ComboBox1.Items.Count);

приведёт к отображению в компоненте ComboBox1 случайно выбранного элемента из введенного списка.

В вышеприведенном операторе для определения номера элемента списка применяется стандартная функция Random(N). Эта функция вычисляет псевдослучайное число, равномерно распределенное на отрезке [0,N]. Верхняя граница N отрезка задается подсвойством Count (Число пунктов) свойства Items (Пункты) компонента ComboBox1. Поскольку подсвойство Count предназначено только для чтения, то его нет в окне ‘Object Inspector’ и его нельзя ввести вручную.


3. Выполнение работы

3.1. Включите ПК и запустите систему Delphi.

3.2. Создайте 4 папки для хранения 4-х проектов с маршрутами доступа

С:\ПЭ-10\Иванов\Проект1, С:\ПЭ-10\Иванов\Проект2 и т.д.

3.3. Последовательно оформляя окна проектов, приведенные на рисунках приложения (см. рис. 4.1 – рис. 4.4), сохраните каждый проект соответственно в папках Проект1, Проект2, Проект3, Проект4.

Окно на рис. 4.4 содержит 2 компонента ComboBox1и ComboBox2. В ComboBox1 создайте список фамилий: Иванов, Петров, Сидоров, Волков, Зайцев, а в ComboBox2 – список дисциплин: Математика, Физика, Химия, Информатика, Инженерная графика.

4. Форма отчета

Отчет должен содержать следующие разделы:

- основные положения по пунктам 2.1-2.4;

- созданные 4 окна.

5. Контрольные вопросы

1. Перечислите окна системы Delphi. Каково назначение каждого окна?

2. Как сохранить проект, созданный в Delphi?

3. Что нужно знать для оформления окна программы?

4. Перечислите основные свойства известных вам компонентов.

5. Как можно изменять значения свойств компонентов?

6. Литература

1. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.

Приложение

Рис. 4.1.

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.4.

Лабораторная работа № 5

Введение в программирование системы Delphi

1. Цель работы:

- освоить описание типа класс и основные разделы текста модуля на конкретных примерах;


- усвоить порядок размещения и местоположения фрагментов текста модуля, записываемых совместно программистом и системой Delphi;

- овладеть техникой подготовки и размещения заготовок процедур – обработчиков событий и их программированием.

2. Основные сведения

2.1. Понятие класс, описание класса

Объекты окружающего нас физического мира обладают 3-мя характеристиками: они имеют набор свойств, способны разными методами изменять эти свойства и реагировать на события, возникающие как в окружающем мире, так и внутри самого объекта. В таком виде в языке Object Pascal реализовано понятие объекта, как совокупности свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и которые часто приводят к изменению свойств объекта. Объекты могут иметь одинаковую структуру и отличаться только значениями свойств. Поэтому в Object Pascal введено понятие класс, а каждый конкретный объект, имеющий структуру этого класса, называется экземпляром класса.

Классом называют специальный тип, который содержит поля, методы и свойства.

Object Pascal характеризуется разветвленной структурой типов данных. Тип определяет: множество допустимых значений, которые может иметь класс (или объект), множество допустимых операций, которые применимы к нему, а также формат внутреннего представления данных в памяти компьютера.

Поля класса служат для хранения информации о классе и представляют собой данные, содержащиеся в классе.

Методами называются процедуры и функции, предназначенные для обработки полей. Описание метода похоже на описание обычной процедуры и часто называется процедурой-обработчиком события или просто процедурой. Заголовок метода (процедуры) располагается системой Delphi в описании класса. Сама процедура, реализующая метод, располагается программистом и системой Delphi в разделе реализации модуля (в разделе implementation). Имя метода (процедуры) в разделе реализации модуля является составным и включает в себя тип класса.

Свойства занимают промежуточное положение между полями и методами. С одной стороны, свойства можно использовать как поля, например, присваивать им значения, с другой стороны, внутри класса доступ к значениям свойств выполняют методы класса. Каждому свойству соответствует поле, содержащее значение свойств, и два стандартных метода read и write, обеспечивающих чтение значения поля, связанного со свойством, или запись нового значения в это поле.


В представлении программиста класс – это функционально законченный фрагмент программы, служащий образцом для создания подобных себе экземпляров. Используя сотни стандартных классов, созданных программистами корпорации Borland, или создав свой класс, программист может включать его экземпляры в разные программы или в разные места одной и той же программы.

Каждый компонент системы Delphi принадлежит к строго определенному классу, а все конкретные экземпляры компонентов, вставляемых в форму, получают имя класса с добавленным числовым индексом. По используемому в Delphi соглашению все имена классов начинаются с буквы T (это первая буква слова Type (пер. Тип)). Например, имя TForm1 означает имя класса, созданного по образцу стандартного класса TForm. Стандартный класс TForm реализует все нужное для создания и функционирования пустого Windows – окна.

Описание класса Form1, которое осуществляет Delphi, зависит от числа компонентов, расположенных в окне формы Form1 и числа методов. Например, если в окне формы Form1 разместить два компонента ComboBox1, ComboBox2, два компонента Label1, Label2 , две командные кнопки Button1, Button2 и три заготовки процедур, обрабатывающих события OnClick (пер. На щелчок), кнопок Button1, Button2 и события OnCreate (пер. При создании) формы Form1, то Delphi впишет в модуль следующее описание класса:

type

TForm1 = class(TForm) // Начало описания класса

Label1:TLabel;

Label2:TLabel;

ComboBox1: TComboBox;

ComboBox2: TComboBox;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end; // Конец описания класса

Это описание располагается системой Delphi в секции описания типов интерфейсного раздела модуля (после слова type). В нем ограничителями комментариев являются: символ // и фигурные скобки {}.

В первой строке этого описания за ключевым словом class (пер. Класс) в скобках указывается имя класса предка TForm. Это означает, что класс TForm1 является потомком класса TForm. Говорят, класс TForm1порожден (т.е. создан по образу) от класса-предка TForm и унаследовал все его возможности (поля, методы, свойства). Следующие строки указывают, что компоненты ComboBox1, ComboBox2 являются экземплярами стандартного класса TComboBox, компоненты Label1 и Label2 являются экземплярами стандартного класса TLabel, а компоненты Button1, Button2 является экземплярами класса TButton.