Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

3.Инновационная деятельность и развитие предпринимательства. Предпринимательство как форма инновационной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает [44]:

  1. осуществление непосредственных производительных функций, то есть производство товара (продукта или оказание услуги) например, машиностроительным предприятием, туристической компаней, инжиниринговой компанией или конструкторским бюро);

  2. осуществление посреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить [41]:

  • традиционалистический характер (традиционалистические предпринимательство);

  • инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров, может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Вместе с тем практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Проводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку все еще общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера, так как общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, то есть посредничеству. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т.д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.


Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной.

Главное заключается в другом – посредническая деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

  • к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

  • к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

  • к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказывает или приобретает только ту продукцию, потребительский интерес к которой он уже выявил; невостребованную продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, посредник приобретать не будет),

  • способствует занятости населения страны.

Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или производитель и потребитель, или же их представители.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками [44].

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношении между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Предпринимательская деятельность в посредничестве осуществляется всегда в какой-то конкретной форме. Самой распространенной формой посредничества является агентирование, то есть такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем.

Агент –лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называетсяпринципалом.Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать, его так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.


Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов.

Наемный работниккак реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В рамках таких взаимоотношений предприниматель обозначает для себя определенные проблемы в своей повседневной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Это проблема разрешается двумя возможными путями:

  • подготовка таких кадров на собственной информационной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффективен по понятным причинам);

  • привлечение кадров, занятых в других предпринимательских или производственных структурах, для чего требуется создание для работников лучших, более привлекательных условий.

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

  • вовлечение наемного работника в производственный интерес предпринимательской структуры;

  • вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственная европейской системе организации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовлечения работника является, конечно, более эффективной по сравнению с первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так и с точки зрения общества.


Форма вовлечения наемного работника в интересы предпринимательской структуры во многом зависит от используемой предпринимателем системой оплаты труда. На сегодняшний день различают следующие виды [58]:

Сдельная, повременная, бестарифная на основе определения коэффициента трудового участия (остальные все виды – это разновидности ).

Твердая гарантированная заработная плата.

Твердая гарантированна заработная плата с ежемесячной (ежеквартальной или ежегодной) премией;

Сдельная заработная плата.

С использованием коэффициента эффективности.

Сдельно-премиальная заработная плата.

Тарифная заработная плата.

Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовлечению работника лишь в производственный (но не коммерческий ) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации главное – выполнить надлежащим образом свои обязанности, каков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника на данном этапе развития общества можно стимулировать только одним - единственным средством – установлением приемлемого уровня оплаты его труда с учетомего мотивации. Одним из современных подходов мотивации труда можно назвать так называемую«систему грейдов» [58].

4. Функции и принципы развития предпринимательства.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может результативно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществлять переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.


Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом:

  • долговременные (или постоянные);

  • кратковременные (или на определенный срок);

  • случайные.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Как правило, в материальной сфере целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль– это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя[42].

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, то есть от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход.Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий [22].

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке), складывается как бы из двух элементов:

  • обычная прибыль делового человека;

  • излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), то есть. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Как видно из сказанного выше, развитие предпринимательства возможно лишь при наличии субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум».