Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Диверсификация компании: особенности планирования
1.2.Особенности планирования в диверсифицированной компании
1.3. Географическая диверсификация бизнеса
1.4 Стратегия диверсификации это снижение рисков и повышение гибкости компании
2. Стратегия диверсификации в корпорации
2.1. Реализация стратегии диверсификации в строительных корпорациях
Их ресурсный потенциал обеспечить высокое качество продукции. Это означает, что их продукция не просто обладает высоким качеством, она однородна по качественным параметрам. В результате, уменьшаются возможности в области конкуренции, которая основана на качестве. Несомненно, каждый из лидеров конкурентной среды стремится к повышению качества продукции и ищет поиск дополнительных возможностей по улучшению качества, но их возможности в этом отношении не столь высоки. Имеются проблемы и в сфере ценовой конкуренции, поскольку так называемая «война цен» - это скорее абстрактная модель. В реальной практике равенство или близость в качественных параметрах означает количественную близость ценовых решений. Это обстоятельство диктует необходимость масштабного использования методов конкуренции, которые основаны на коммуникативных характеристиках.
Однако, учитывая интенсивность и масштабы инновационных процессов в строительстве, ограничиваться коммуникативными факторами невозможно. Крупный строительный бизнес вынужден:
- не только сохранять, но и постоянно наращивать инновационную активность,
- формировать и реализовывать инновационные стратегии,
- постоянно присутствовать на инновационном рынке.
При этом даже крупные строительные организации должны обладать таким качеством, как инновационная мобильность. Проще говоря, осуществлять внедрение инноваций в сжатые сроки. Такую мобильность вызвана многими факторами. Это расширение информационно - знаниевого обмена в ИСК, который способствует распространению инновационной информации на все конкурирующие группы.
Важно подчеркнуть, что процессы, происходящие в конкурентной среде ИСК, можно характеризовать как конкурентную диффузию. Или можно сказать – это «перемещение» представителей различных структурных групп, входящих в эту среду.
Конкурентная диффузия, имеет ряд особенностей [12]:
1. эта диффузия возникает тогда, когда имеется сложная структура конкурентной среды, т. е. когда она состоит из трех и более групп элементов;
2. она имеет место тогда, когда конкурентные процессы достаточно активны. А субъекты конкурентной среды вынуждены прибегать к усложненным конкурентным стратегиям и методам;
3. конкурентная диффузия возникает на рынках, где уже закончен процесс становления рыночных отношений и произошли базовые рыночные
трансформации.
Так характеризуется современный инвестиционно-строительный рынок;
4. конкурентная диффузия открывает дополнительные возможности для представителей малого и среднего строительного бизнеса. Представителей малого и среднего строительного бизнеса приобретают опыт конкурентной борьбы или перенимают такой опыт с помощью бенчмаркинга и могут его многократно использовать, шаг за шагом укрепляя конкурентные позиции.
Анализ экономической природы конкурентных процессов в строительной сфере, позволил выделить две группы факторов, диктуют необходимость адаптации строительных организаций:
- стратегических,
- конъюнктурных.
Отличие конъюнктурных факторов от факторов первой группы заключается в их большой подвижности, обусловленной «скоростью» конкурентных процессов. В отношении крупных строительных корпораций конъюнктурные факторы проявляются по- разному. К примеру:
- корпорации, как представители крупного бизнеса, более устойчивы к изменениям конъюнктурного свойства;
- отдельные предприятия и организации, входящие в корпорацию, могут оказаться в любых позициях по отношению к реально протекающим конкурентным процессам.
В этом смысле они – типичные участники конкурентной диффузии. Вместе с этим, основное преимущество перед своими конкурентами заключается в:
- вовлеченности в корпоративный процесс,
- возможности пополнять потенциал развития из внутрикорпоративных источников.
Вышеизложенное позволяет структурировать адаптивность строительных корпораций следующим образом (приложение 5).
Анализируя схему, представленную в приложении 5, можно заметить, что адаптивность, а значит и задачи адаптации, распределены по уровням управления. Некоторые из них формируется на стратегическом уровне и относятся к строительной корпорации в целом. Другие формируются на уровне предприятий и организаций, которые входят в корпорацию, и относится к краткосрочным действиям. Это - элемент тактики. При этом нельзя сказать, что на уровне корпорации не осуществляется тактического управления. Но если рассматривать эту проблему в разрезе построения стратегии диверсификации, то тактический уровень не столь важен.
Вот теперь можно сформулировать следующий вывод: при формировании стратегии диверсификации в строительной корпорации следует ориентироваться на производственно-строительную адаптивность, которая обеспечивает конкурентные преимущества корпорации в длительной перспективе. Такие преимущества обеспечивают поддержание конкурентоспособности и устойчивость рыночных позиций.
Производственно-строительная адаптация является основой для развития диверсифицированной структуры продукции и направлений деятельности корпорации на основе внедрения инновационных продуктов. В ней проявляются основные принципы диверсификации: расширение ассортиментного ряда на основе последовательного и непрерывного инновационного процесса. Причем этот процесс может иметь очень широкие границы и в диверсифицированной строительной корпорации даже выходить за отраслевые рамки. Единственным ограничителем инновационного поиска является только потенциал корпорации.
Диверсификация, как экономическое явление, рассматривается многими специалистами. Однако, основным элементом в изучении диверсификации, как правило, является построение ее типологии.
С позиции управления адаптивностью строительной корпорации реальной основой для построения диверсифицированных направлений ее деятельности является структура инвестиций. Она формирует предпосылки
для инвестиционной диверсификации.
Этот тип диверсификации является реальной предпосылкой устойчивости корпорации и поиска действенных адаптационных механизмов, которые обеспечивают ее равномерное развитие в стратегической перспективе.
В результате проведенного анализа экономической природы инвестиционной диверсификации можно сформулировать следующий вывод: при построении инвестиционной диверсификации корпорация рассматривается как система. В самой диверсификации объединяются все направления ее деятельности, которые обладают взаимосвязями, но находятся в структурной целостности. Это является основным признаком системного образования.
Инвестиционная диверсификация – это наиболее завершенная форма. Она может формироваться несколькими способами [16]:
- на основе всесторонне обоснованного стратегического плана, включающего в себя специальные плановые разработки по организационному построению корпорации;
- эволюционный способ - наличие ряда трансформаций. При этом, предприятие или группа предприятий преобразуется в строительную корпорацию, которая использует принципы инвестиционной диверсификации. Кроме того, система менеджмента в этом случае также может формироваться эволюционно. Эволюционное развития можно увидеть и в типах диверсификации – от простого к сложному;
- способ формирования инвестиционной диверсификации - симбиозный. Вначале развивается эволюционный процесс диверсификации. Однако, эволюционно формирующаяся система менеджмента «отстает» от диверсификации направлений деятельности. В результате:
- эволюционный процесс приостанавливается под воздействием определенных управленческих решений,
- разрабатываются:
- концепция,
- планы,
- программы формирования корпорации и ее диверсифицированной структуры,
- осуществляется их реализация с использованием обоснованных и всесторонне взвешенных управленческих решений.
Необходимо заметить, что третий из рассмотренных способов встречается наиболее часто. Хотя первый из них в наибольшей степени соответствует идеологии выстраивания инвестиционной диверсификации. Данная инвестиционная диверсификация соответствует принципам устойчивости и стратегической адаптивности строительной корпорации.
В приложении 6 представлена типология диверсификации деятельности строительной корпорации. Причем, она сформирована на основе исследования сущности и особенностей процессов специализации, координации и кооперации в инвестиционно-строительной области.
Строительная корпорация представляет собой сложный объект. Управление этим объектом осуществляется на основе использования известных в теории менеджмента методологических подходов:
- системного,
- процессного,
- ситуационного.
Эти подходы являются основными при построении стратегии диверсификации. В качестве главных применительно к управлению диверсификационными строительными корпорациями выделены ресурсный и сетевой подходы, а также раскрыты их черты.
Для реализации указанных принципов и подходов необходимо создание системы внутрикорпоративных коммуникаций. Диверсификация всегда сопровождается усложнением коммуникаций.
Также роль коммуникаций заключается в том, что они представляют собой необходимые и фундаментальные условия, поддерживающие существование и развитие современных экономических систем. И еще, сегодня на коммуникации уже нельзя смотреть как на важную, но лишь обеспечивающую компоненту производственной системы. Вместе с этим, необходимо рассматривать их также в качестве основного и даже ведущего фактора в оценке совокупного экономического потенциала. Причем, этот потенциал можно рассматривать практически любого предприятия или организации, которая функционирует в экономической среде нового типа.
Таким образом, можно выделить два типа коммуникаций [14]:
- межобъектные,
- межсубъектные.
Межобъектные коммуникации формируются на основе выделения ряда производств, в составе корпорации. Каждое из них производит определенный вид продукции (услуг), которое используется для внутреннего или внешнего потребления. Совокупность выпускаемой продукции образует диверсифицированную структуру ассортимента.
Межсубъектные коммуникации в строительной корпорации могут строиться по:
- вертикали,
- горизонтали,
- диагонали.
Каждый из этих видов может оказывать влияние на процесс диверсификации. Роль вертикальных коммуникаций в этом процессе вполне объяснима:
- обеспечивают передачу управленческих воздействий от вышестоящих уровней к нижестоящим,
- обеспечивают передачу обратного воздействия.
Причем, горизонтальные и диагональные связи обеспечивают процесс межсубъектного взаимодействия. При этом, процесс имеет как формальную, так и неформальную основу. Можно сказать, что приветствуется взаимный
взаимный характер таких отношений и, при этом отсутствие отношений
подчиненности.
Коммуникации можно рассматривать как инфраструктурный элемент процесса диверсификации. Проще говоря, с их помощью передается информация, которая нужна для построения диверсификационных процессов.
Кстати, коммуникативные аспекты управления формировались в ходе изучения опыта функционирования транснациональных корпораций – крупнейших организаций корпоративного типа, и его теоретического обобщения. В связи с этим, изучение коммуникативных составляющих в управлении корпорациями привело к возникновению относительно нового направления в управленческой деятельности – внутреннего или интернального маркетинга (ИМ).
Основой ИМ послужили представления о существовании внутрикорпоративных (интернальных) рынков. Вместе с тем, на этих рынках наблюдается ускорение процесса перемещения товаров, услуг и факторов производства. Исследование форм управления интернальными рынками является в настоящее время очень актуальными. Одной из таких форм и является интернальный маркетинг.
ИМ можно определить как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъектов интернального рынка. Интернальный маркетинг в этом смысле – это подсистема, которая способствует эффективно использовать ресурсы корпорации, направляемые на реализацию стратегии развития, в том числе и ориентированной на диверсификацию.
Интернальный рынок имеет две специфические черты. Причем их появление продиктовано спецификой внутрикорпоративных отношений [23]:
- более высокой замкнутостью. В итоге, не очень активной конкуренцией, существованием «барьеров» для внедрения на данный рынок;
- повышенным значением полномочий.
Интернальный маркетинг выполняет следующие функции: