Файл: Географическая диверсификация бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Диверсификация деятельности в условиях рыночной экономики способствует предприятиям:

  • быстро перестраиваться в зависимости от условий хозяйствования,
  • снижать риски,
  • гибко реагировать на изменяющуюся структуру спроса,
  • сохранять и наиболее эффективно использовать:

- кадровые,

- материально-технические,

- финансовые ресурсы.

А вообще, этот процесс представляет собой включение в хозяйственную структуру предприятия новых видов деятельности, которым присущи разные качественные и количественные характеристики. Складывающаяся в настоящее время хаотичность диверсификации отечественных предприятий связана с:

  • низкой рыночной активностью,
  • недостаточностью государственной политики,
  • отсутствием специалистов, способных сделать процесс осознанным и полезным для хозяйствующих субъектов.

Для предприятий остается весьма актуальной проблема эффективной диверсификации. Это происходит потому, что подобная трансформация позволяет решать вопросы:

  • снижения издержек,
  • устранения зависимости от поставщиков и субподрядчиков,
  • формирования оборотных средств,
  • максимального использования потенциала в целом.

При этом, диверсификация производства способствует:

  • повышению эффективности деятельности предприятий, как в текущий момент времени, так и на длительную перспективу,
  • уменьшению количества и величины предпринимательских рисков,
  • расширению сферы деятельности,
  • повышению гибкости и скорости реагирования предприятия на изменение рыночной конъюнктуры.

Различные исследования деятельности российских предприятий наглядно показывают, что на данный момент отсутствует:

  • комплексное понимание сути диверсификации деятельности предприятий,
  • существующие методы разработки и обоснования проектов диверсификации.

Необходимо заметить, что это все не обеспечивает получение достаточно точной информации для принятия эффективных долгосрочных решений. В связи с этим возникает необходимость их совершенствования.

Практика показывает, что в настоящий момент отсутствует реально используемые на практике отечественные методики оценки эффективности проектов диверсификации. При этом, адаптированные зарубежные аналоги не всегда соответствуют особенностям хозяйственной деятельности российских предприятий. Существуют в настоящее время следующие подходы к:


  • формированию стратегии диверсификации,
  • оценке эффективности ее проектов,
  • привлечению инвестиций,

Причем эти подходы не заинтересовывают предприятие:

  • в осуществлении диверсификации,
  • в повышении объема накоплений,
  • в росте вложений в реальные производственные активы со стороны финансовых структур.

Анализ диверсификации в теории отраслевых рынков осуществляется в рамках концепции, которая исследует взаимосвязи между структурой

рынка, на котором действует компания, и стратегией ее поведения на данном рынке, и уже на этой основе определяет результативность как фирмы, так и отрасли в целом.

Цель работы: рассмотреть стратегию диверсификации компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические аспекты диверсификации компании;
  2. рассмотреть cтратегию диверсификации как снижение рисков и повышение гибкости компании, а также виды и методы стратегии диверсификации;
  3. обосновать выбор диверсификации на примере корпорации.

1. Стратегия диверсификации компании

1.1. Диверсификация компании: особенности планирования

Каждая компания, как правило, стремится развиваться. Некоторые компании выбирают развитие в одной отрасли, постепенно завоевывая рынок в определенном сегменте. Некоторые из них, напротив, развивают различные направления.

Диверсификация – это процесс распределения ресурсов с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции, увеличения доли рынка (рынка сбыта). Целью этого направления является максимизация прибыли и повышение устойчивости предприятия.

Причем, диверсификацию, связанную с изменением в деятельности компании, принято называть диверсификацией производства. Основным отличием диверсификации от дифференциации является возможность развития сразу нескольких независимых друг от друга направлений.

В рамках диверсификации производства выделяют несвязанный и связанный тип. Затем связанный тип диверсификации делится на вертикальную и горизонтальную диверсификацию.

Несвязанный тип диверсификации также называют латеральным. Этот тип он предполагает создание новой сферы, которая, вообще напрямую никак не связана с существующей спецификой деятельности. К примеру, сдача одного из складов в аренду при использовании остальных помещений в основной деятельности.


Связанный тип диверсификации предполагает создание новой сферы деятельности, которая уже напрямую зависит от функционирующих областей. К примеру, создание сети бензозаправок предприятием, которое занимается переработкой нефти.

Вертикальная диверсификация может возникнуть тогда, когда компания решает расширить производство за счет движения вперед или назад по производственной цепочке. Например, предприятие, выпускает

болты и шайбы, но одновременно начинает производить сборочные единицы.

Горизонтальная диверсификация может возникнуть тогда, когда компания решает расширить ассортимент продукции с учетом типичности производственного цикла. К примеру, производители крема для лица начинают выпускать крем для век, или рук. Чаще новый продукт выходит под тем же брендом. Виды диверсификации представлены в приложении 1.

К преимуществам диверсификации относятся [10]:

  • расширение рынков сбыта;
  • выгодное перераспределение свободных ресурсов;
  • снижение риска банкротства;
  • увеличение гибкости и адаптивности;
  • полная загрузка существующих мощностей предприятия.

Одной из самых известных диверсифицированных групп является Virgin Group. Это самый неформальный конгломерат компаний на планете. Никто не может точно сказать, сколько компаний в него входят. И, тем не менее, можно выделить такие компании, как:

  • Virgin Vision (кинопродукция),
  • Virgin Developments (розничная торговля и недвижимость, разработки по этой теме),
  • Virgin Games (компьютерные игры),
  • Virgin Atlantic Airlines (авиакомпания),
  • Virgin Money (банковские услуги),
  • Virgin Trains (железнодорожные перевозки).

Российским компаниям далеко до такой диверсификации. Однако и среди них есть диверсифицированные холдинги и компании, например:

  • «Интеррос»,
  • «Объединенные машиностроительные заводы»,
  • «Северсталь»,
  • «Ленстройматериалы».

Разумеется, планирование деятельности в таких компаниях заметно

отличается от планирования в одной конкретной отрасли.

Плюсы и минусы диверсификации

Необходимо заметить, что диверсифицированные разнонаправленные компании плохо управляются. В этом случае они могут иметь проблемы с развитием бизнеса и рентабельностью: за счет прибыльных производств покрываются убытки неперспективных или новых направлений.

Но также можно сказать, что диверсифицированные компании более устойчивы. И тогда, эти компании к кризисным явлениям, рейдерским захватам и т. п., а также позволяет защитить инвестиции и капитал [6].


Плюсы и минусы диверсификации компании представлены в табл. 1.

Таблица 1

Плюсы и минусы диверсификации

Минусы диверсификации

Плюсы диверсификации

Наличие проблем планирования и бюджетирования развития различных бизнес-направлений

Хорошая финансовая устойчивость компании в случае кризисных явлений, рейдерских захватов

Плохая управляемость различных не связанных друг с другом направлений бизнеса

Возможность эффективного распределения денежных средств между направлениями с целью инвестирования в новые виды бизнеса

Риски инвестирования в убыточные направления бизнеса и компании, что снизит общую прибыль и доходность компании

Появление ассортиментных преимуществ перед другими компаниями в связи с возможностью предложения новых услуг, товаров, расширенного ассортимента

Возникновение сложностей в централизации процессов и расчетов между различными бизнес-направлениями

Возможность заимствований между различными компаниями, направлениями

Сущность связанной и несвязанной диверсификации деятельности предприятия

В России чаще всего встречается связанная диверсификация. Например, компания, которая занимается производством программного обеспечения для компьютеров, открывает новое направление, связанное с разработкой компьютерных игр, приложений для мобильных телефонов. Или же авиакомпания открывает подразделение, обеспечивающее техническое обслуживание самолетов, а также подразделение, обеспечивающее страхование.

Ощутимым преимуществом связанной диверсификации является то, что фактически новое направление связано с основным видом бизнеса. Вместе с этим, компания не будет тратить дополнительные средства на приобретение похожих услуг или товаров у конкурентов. В итоге, сохранит конкурентное преимущество. Еще одним преимуществом является использование возможностей смежной отрасли.

Одним из видов связанной диверсификации является расширение производственной цепочки. Новый продукт или услуга могут выпускаться под уже имеющимся брендом, или же под новым брендом. Примером может быть расширение бренда Nivea,. Примером родственной диверсификации может быть компания ВIС Реn. Эта компания является первооткрывателем в области производства дешевых одноразовых шариковых ручек. Она использовала свою компетентность при изготовлении и продаже дешевой продукции в массовых количествах в качестве основы для диверсификации в производство одноразовых зажигалок и бритвенных станков с лезвиями. Надо сказать, что для успеха необходимо обладание ноу-хау в области производства с низкими издержками и грамотного маркетинга.


Значительно реже встречается несвязанная диверсификация. Такой вид диверсификации является более рискованным. Это происходит потому, что компания начинает развивать вид деятельности, прямо не связанный с основным производством. В результате, становится непросто спрогнозировать риски, а также привязать вспомогательное производство к основному виду деятельности. Причем, принцип такой диверсификации заключается в развитии самого перспективного на данный момент направления бизнеса, которое представляет наибольший интерес для владельца. В качестве примера российского бренда назовем "Тинькофф".

Раньше этот бренд был известен в связи с:

  • торговлей электротехникой,
  • производством пельменей,
  • ресторанным и банковским бизнесом.

Планирование нового направления в компании

В вопросе диверсификации бизнеса очень важны процессы планирования и бюджетирования.

Если, начать планировать создание нового направления в бизнесе и диверсификацию, то необходимо одновременно планировать [4]:

  • возможные экономические выгоды от создания нового направления,
  • затраты, связанные с созданием,
  • возможные риски.

Наиболее популярными вариантами открытия нового направления и входа в новый бизнес являются:

  • приобретение действующего бизнеса - сделки слияний и поглощений;
  • создание нового направления внутри работающего производства:

- открытие филиалов,

- представительств,

- новых компаний;

  • создание совместного предприятия.

В последнее время все большее развитие получают сделки слияний и поглощений. Преимущество приобретения готового бизнеса заключается в:

  • быстром выходе на целевой рынок,
  • наличии налаженных:

- бизнес-связей,

-покупателей товаров,

-услуг.

  • снижении затрат на приобретение:

- новых станков,

- оборудования,

- технологического опыта,

- на рекламу.

Если говорить о риске, то можно назвать риск покупки готового бизнеса с долгами и риск переоценки стоимости приобретаемой компании.

В случае создания новой компании она будет органично встроена в структуру всей корпорации. Однозначно при планировании затрат необходимо предусмотреть:

  • затраты на создание нового бизнес-направления,
  • создание каналов сбыта,
  • затраты на рекламу.

Причем новая организация должна будет:

  • преодолеть барьеры на входе,
  • осуществить капиталовложения в новые производственные мощности,
  • наладить снабжение,
  • нанять и подготовить персонал,
  • создать каналы распределения,
  • расширить потребительскую базу и т. д.