Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Диверсификация компании: особенности планирования
1.2.Особенности планирования в диверсифицированной компании
1.3. Географическая диверсификация бизнеса
1.4 Стратегия диверсификации это снижение рисков и повышение гибкости компании
2. Стратегия диверсификации в корпорации
2.1. Реализация стратегии диверсификации в строительных корпорациях
При этом отсутствуют риски, связанные с выявлением долгов, и иные риски, связанные с приобретением готового бизнеса.
Совместные предприятия являются подходящим способом получения доступа к новым бизнесам в ситуациях трех типов [10]:
- совместные предприятия — это практичная организационная форма для осуществления такой деятельности, которая является неэкономичной или слишком рискованной для одной компании.
- создание совместных предприятий можно применять тогда, когда результатом объединения ресурсов и опыта двух или нескольких независимых компаний является организация, обладающая всем необходимым, чтобы стать мощным конкурентом.
- совместные предприятия с иностранными партнерами – это очень часто единственный или наилучший путь преодоления:
- импортных квот,
- тарифов,
- национальных и политических интересов,
- культурных преград.
И конечно, если компания имеет, она может принимать решения, а также может рассчитывать на получение 100 % прибыли. А вот если нет контрольного пакета акций, то все буде наоборот. Тогда, расходы будут меньше, чем в случае сделок слияния или поглощения и создания новой компании, но и доходы будут меньше.
Выбор варианта управленческого решения с целью диверсификации бизнеса рассмотрим на примере.
Пример
Компания создает новое бизнес-направление, связанное с консалтинговыми услугами. Безусловно, готовится проект управленческого решения, включающий в себя данные планового отдела:
- по доходам и расходам,
- по срокам окупаемости,
- по рискам (приложение 2).
В итоге, руководство компании принимает решение о создании компании на базе действующего бизнеса.
Среди рисков ошибок в планировании можно назвать следующие:
- недооценка затрат на создание, приобретение бизнеса;
- переоценка получаемой прибыли;
- наличие скрытых рисков:
-невостребованность нового продукта на рынке,
-инфляционные ожидания,
-отсутствие конкурентных преимуществ.
Вместе с тем следует отметить, что особенности планирования могут
быть связаны не только и не столько с открытием нового направления, сколько с повседневным планированием деятельности диверсифицированной компании или группы компаний.
1.2.Особенности планирования в диверсифицированной компании
Основной особенностью планирования в диверсифицированных компаниях является необходимость учета отраслевых особенностей в планировании. Увы, очень часто планирование различных направлений бизнеса осуществляется по одинаковому принципу. Просто не учитываются следующие статьи:
- уровень заработной платы,
- средняя рентабельность по отраслям,
- особенности формирования затрат в конкретной области.
Это, разумеется неправильно.
При планировании фонда оплаты труда в различных подразделениях, а также филиалах, компаниях, которые связаны единым бизнесом, нужно знать, что заработная плата специалистов различных структурных единиц бизнеса может значительно варьироваться. Здесь все зависит от [5]:
- спроса на конкретных специалистов на рынке,
- уникальности специалистов,
- средней заработной плате по отрасли.
Теперь можно привести пример заработных плат в диверсифицированной компании, которая, например, занимается строительством, а также имеет на балансе гостиницу (приложение 3).
Негативными последствиями неправильного планирования фонда оплаты труда в различных отраслях в диверсифицированной компании могут стать:
- повышение текучки кадров;
- невозможность привлечения высококвалифицированных
специалистов;
- неправильное планирование годовых затрат на содержание персонала.
Ну и конечно, в различных отраслях будут свои статьи расходов.
Естественно, статьи расходов на организацию работ на строительных площадках будут отличаться от статей расходов гостиницы.
Например, к расходам на организацию работ на строительной площадке будут относиться следующие специфические расходы:
- по приобретению инструментов,
- ремонту инвентаря;
- на аренду техники,
- складских помещений,
- навесов,
- настилов,
- стремянок;
- на содержание сторожевой охраны;
- сторонним организациям, связанным с оплатой проектных работ:
- расходы на проведение опытно-экспериментальных работ,
- изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;
- по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ;
- по благоустройству и содержанию строительных площадок.
В гостиничном бизнесе будут совсем другие статьи затрат.
К примеру, большую часть расходов будут составлять [20]:
- материальные расходы:
- на приобретение средств гигиены,
- санитарно-гигиенических материалов,
- медикаменты,
- стирку белья,
- приобретение спецодежды,
- на приобретение продуктов питания для ресторана гостиницы,
- расходы на эксплуатацию:
- содержание лифтов,
- обслуживание производственных приборов и устройств,
- подготовку к осенне-зимнему периоду.
Также имеется часть расходов, которая из расходов, связанных с оплатой услуг сторонних организаций, в том числе:
- телефонной связи;
- вывоза и утилизации бытовых отходов;
- технического обслуживания охранной сигнализации;
- обслуживания вычислительной техники;
- очистки дымоходов и вентиляционных каналов;
- дезинфекции и дератизации помещений;
- ремонта и обслуживания бытовых приборов:
- холодильников,
- пылесосов,
- телевизоров,
- утюгов,
- электрических чайников и т. п.
Учитывая, что статьи расходов в диверсифицированной компании будут отличаться, правильным было бы в этой ситуации планирование осуществлять децентрализованно. И потом, многие компании, приобретая или организовывая новое бизнес-направление, стараются осуществлять планирование деятельности централизованно, планируют единые показатели рентабельности. При этом придется принять во внимание тот факт, что в разных направлениях бизнеса показатели рентабельности также будут отличаться. Чтобы показать это наглядно, можно привести показатели рентабельности в диверсифицированной компании, которая занимается строительством, а также имеет на балансе гостиницу (табл. 2).
Хочется напомнить, что рентабельность можно определить исходя из
данных бухгалтерского баланса. Причем, если баланс у компании консолидированный и не составляется баланс и отчет о прибылях и убытках по отраслям, то такие показатели не будут соответствовать нормативным значениям.
Таблица2
Рентабельность при диверсификации по отраслям
Отрасль |
Рентабельность продаваемых товаров, % |
Рентабельность активов, % |
Строительство |
6,8 |
2,6 |
Гостиницы и рестораны |
6,9 |
5,1 |
Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг - это соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный, то имеет место убыточность.
Формулу расчета рентабельности продаж (РП) товаров, продукции, работ, услуг можно представить следующим образом:
РП = (ПП / СТ) x 100 %,
Где: ПП — прибыль (убыток) от продаж, отражаемая по стр. 2200 Отчета о прибылях и убытках;
СТ — себестоимость продаж, отражаемая по стр. 2120 Отчета о прибылях и убытках.
Рентабельность активов - это соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организации.
Если сальдированный финансовый результат отрицательный, то имеет место убыточность.
Формула расчета рентабельности активов (РА) имеет следующий вид:
РА = (ПН / СА) x 100 %,
где: ПН — прибыль (убыток) до налогообложения, отражаемая по стр.
2300 Отчета о прибылях и убытках;
СА — стоимость активов, отражаемая по стр. 1600 бухгалтерского
баланса организации.
В итоге, можно отметить, что осуществляя планирование в диверсифицированной компании, нужно учитывать отраслевую специфику работы различных направлений бизнеса.
1.3. Географическая диверсификация бизнеса
Бизнес может быть диверсифицирован не по отраслям, а географически. Это может быть связано с решением учредителей и руководителей, т.е. расширить географическое присутствие или воспользоваться налоговыми пошлинами территориальных юрисдикций.
Следует отметить, что диверсификацию по географическому принципу часто применяют в российских компаниях (табл. 3, 4).
Таблица 3
Пример географической диверсификации российского бизнеса
Компания |
Иностранные активы |
«Лукойл» |
сеть АЗС в США |
«Норильский никель» |
африканская Gold Fields |
«Русал» |
австралийская Queensland Alumina Ltd |
«Трубная металлургическая компания» |
немецкие Sinara Handel GmbH и Sinara Trading AG |
«Мечел» |
швейцарская Conares Trading AG румынский завод COST хорватский завод Zeljezara Sisak |
Очевидно, при планировании деятельности таких компаний необходимо учитывать следующую специфику [13]:
- стоимость рабочей силы за рубежом.
В этом случае, расходы на оплату труда сотрудников в США и Европе будут больше, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
Таблица 4
Компании с долей в иностранной юрисдикции
Юрисдикция |
Иностранная компания |
Российская компания |
Швейцария |
InterRail Holding AG (Швейцария) |
ООО «Транс Сибирский Экспресс Сервис» |
Нидерланды |
HeidelbergCement (Нидерланды) |
«УралЦемент Холдинг Б.В.» |
GPB Mortgage Funding 4 Limited (Ирландия) |
КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО) |
|
США |
«Пфайзер Интернэшнл ЭлЭлСи» (США) (на территории РФ — Представительство компании «Пфайзер Интернэшнл ЭлЭлСи» (США)) |
|
Австрия |
«Хайнцель Холдинг ГмбХ» |
ООО «Европапир» |
Дания |
Skamol A/S |
ООО «Скамол Рус» |
«Инмеко Груп АпС» |
ОАО «АВТОВАЗ» |
|
Финляндия |
«Нокиа Корпорэйшн» (Финляндия) |
ЗАО «Нокиа», ЗАО «Ижтел» и ООО «Сименс Нетворкс» «Сименс АГ» (Германия) «Нокиа Сименс Нетворкс Б.В.» (Нидерланды) |
Швеция |
«Нибе Индастриер АБ» |
ЗАО «ЭВАН» |
Италия |
«Л'ИЗОЛАНТЕ К – ФЛЕКС С.Р.Л.» |
ООО «РОЛС К-ФЛЕКС» |
Болгария |
ЕАО «АЙ СИ ЭС» |
ООО Фирма «СТОМ» |
Бельгия |
«Интернэшнл Брахитерапи Эс ЭЙ» |
ООО «Сантис» + ГК «Российская корпорация нанотехнологий» = ЗАО «НаноБрахиТек» |
- налогообложение.
В различных странах, как правило, другие ставки корпоративного налога, и конечно, налогов с заработной платы. В связи с этим, при планировании открытия нового направления деятельности необходимо очень тщательно разобраться в преимуществах и недостатках той или иной юрисдикции. И, безусловно, не только количественные ставки налогов в различных странах, но и мировые рейтинги относительно налогообложения в различных странах.
Вместе с тем по мировому рейтингу положение данных стран будет отличаться от ставок корпоративного налога и НДС. Мировой рейтинг общей ставки налогообложения (Price Waterhouse and Coopers 2016) (чем меньше параметр — тем лучше) представлены приложении 4.
Следовательно, наиболее привлекательная общая ставка налогообложения — в Объединенных Арабских Эмиратах;
- цены на различные товары, услуги.
Стоимость материалов, оборудования, арендной платы в различных странах также отличается. В этой связи при диверсификации компании по географическому признаку следует учитывать затраты в конкретной юрисдикции. Во избежание ошибок компания может привлечь зарубежного специалиста по планированию, который четко представляет специфику работы в конкретной стране;