Файл: Географическая диверсификация бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом отсутствуют риски, связанные с выявлением долгов, и иные риски, связанные с приобретением готового бизнеса.

Совместные предприятия являются подходящим способом получения доступа к новым бизнесам в ситуациях трех типов [10]:

  1. совместные предприятия — это практичная организационная форма для осуществления такой деятельности, которая является неэкономичной или слишком рискованной для одной компании.
  2. создание совместных предприятий можно применять тогда, когда результатом объединения ресурсов и опыта двух или нескольких независимых компаний является организация, обладающая всем необходимым, чтобы стать мощным конкурентом.
  3. совместные предприятия с иностранными партнерами – это очень часто единственный или наилучший путь преодоления:
  • импортных квот,
  • тарифов,
  • национальных и политических интересов,
  • культурных преград.

И конечно, если компания имеет, она может принимать решения, а также может рассчитывать на получение 100 % прибыли. А вот если нет контрольного пакета акций, то все буде наоборот. Тогда, расходы будут меньше, чем в случае сделок слияния или поглощения и создания новой компании, но и доходы будут меньше.

Выбор варианта управленческого решения с целью диверсификации бизнеса рассмотрим на примере.

Пример

Компания создает новое бизнес-направление, связанное с консалтинговыми услугами. Безусловно, готовится проект управленческого решения, включающий в себя данные планового отдела:

  • по доходам и расходам,
  • по срокам окупаемости,
  • по рискам (приложение 2).

В итоге, руководство компании принимает решение о создании компании на базе действующего бизнеса.

Среди рисков ошибок в планировании можно назвать следующие:

  • недооценка затрат на создание, приобретение бизнеса;
  • переоценка получаемой прибыли;
  • наличие скрытых рисков:

-невостребованность нового продукта на рынке,

-инфляционные ожидания,

-отсутствие конкурентных преимуществ.

Вместе с тем следует отметить, что особенности планирования могут 

быть связаны не только и не столько с открытием нового направления, сколько с повседневным планированием деятельности диверсифицированной компании или группы компаний.

1.2.Особенности планирования в диверсифицированной компании


Основной особенностью планирования в диверсифицированных компаниях является необходимость учета отраслевых особенностей в планировании. Увы, очень часто планирование различных направлений бизнеса осуществляется по одинаковому принципу. Просто не учитываются следующие статьи:

  • уровень заработной платы,
  • средняя рентабельность по отраслям,
  • особенности формирования затрат в конкретной области.

Это, разумеется неправильно.

При планировании фонда оплаты труда в различных подразделениях, а также филиалах, компаниях, которые связаны единым бизнесом, нужно знать, что заработная плата специалистов различных структурных единиц бизнеса может значительно варьироваться. Здесь все зависит от [5]:

  • спроса на конкретных специалистов на рынке,
  • уникальности специалистов,
  • средней заработной плате по отрасли.

Теперь можно привести пример заработных плат в диверсифицированной компании, которая, например, занимается строительством, а также имеет на балансе гостиницу (приложение 3).

Негативными последствиями неправильного планирования фонда оплаты труда в различных отраслях в диверсифицированной компании могут стать:

  • повышение текучки кадров;
  • невозможность привлечения высококвалифицированных

специалистов;

  • неправильное планирование годовых затрат на содержание персонала.

Ну и конечно, в различных отраслях будут свои статьи расходов.

Естественно, статьи расходов на организацию работ на строительных площадках будут отличаться от статей расходов гостиницы.

Например, к расходам на организацию работ на строительной площадке будут относиться следующие специфические расходы:

  • по приобретению инструментов,
  • ремонту инвентаря;
  • на аренду техники,
  • складских помещений,
  • навесов,
  • настилов,
  • стремянок;
  • на содержание сторожевой охраны;
  • сторонним организациям, связанным с оплатой проектных работ:

- расходы на проведение опытно-экспериментальных работ,

- изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

  • по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ;
  • по благоустройству и содержанию строительных площадок.

В гостиничном бизнесе будут совсем другие статьи затрат.

К примеру, большую часть расходов будут составлять [20]:

  • материальные расходы:

- на приобретение средств гигиены,


- санитарно-гигиенических материалов,

- медикаменты,

- стирку белья,

- приобретение спецодежды,

- на приобретение продуктов питания для ресторана гостиницы,

  • расходы на эксплуатацию:

- содержание лифтов,

- обслуживание производственных приборов и устройств,

- подготовку к осенне-зимнему периоду.

Также имеется часть расходов, которая из расходов, связанных с оплатой услуг сторонних организаций, в том числе:

  • телефонной связи;
  • вывоза и утилизации бытовых отходов;
  • технического обслуживания охранной сигнализации;
  • обслуживания вычислительной техники;
  • очистки дымоходов и вентиляционных каналов;
  • дезинфекции и дератизации помещений;
  • ремонта и обслуживания бытовых приборов:

- холодильников,

- пылесосов,

- телевизоров,

- утюгов,

- электрических чайников и т. п.

Учитывая, что статьи расходов в диверсифицированной компании будут отличаться, правильным было бы в этой ситуации планирование осуществлять децентрализованно. И потом, многие компании, приобретая или организовывая новое бизнес-направление, стараются осуществлять планирование деятельности централизованно, планируют единые показатели рентабельности. При этом придется принять во внимание тот факт, что в разных направлениях бизнеса показатели рентабельности также будут отличаться. Чтобы показать это наглядно, можно привести показатели рентабельности в диверсифицированной компании, которая занимается строительством, а также имеет на балансе гостиницу (табл. 2).

Хочется напомнить, что рентабельность можно определить исходя из

данных бухгалтерского баланса. Причем, если баланс у компании консолидированный и не составляется баланс и отчет о прибылях и убытках по отраслям, то такие показатели не будут соответствовать нормативным значениям.

Таблица2

Рентабельность при диверсификации по отраслям

Отрасль

Рентабельность продаваемых товаров, %

Рентабельность активов, %

Строительство

6,8

2,6

Гостиницы и рестораны

6,9

5,1

Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг - это соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный, то имеет место убыточность.


Формулу расчета рентабельности продаж (РП) товаров, продукции, работ, услуг можно представить следующим образом:

РП = (ПП / СТ) x 100 %,

Где: ПП — прибыль (убыток) от продаж, отражаемая по стр. 2200 Отчета о прибылях и убытках;

СТ — себестоимость продаж, отражаемая по стр. 2120 Отчета о прибылях и убытках.

Рентабельность активов - это соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организации.

Если сальдированный финансовый результат отрицательный, то имеет место убыточность.

Формула расчета рентабельности активов (РА) имеет следующий вид:

РА = (ПН / СА) x 100 %,

где: ПН — прибыль (убыток) до налогообложения, отражаемая по стр.

2300 Отчета о прибылях и убытках;

СА — стоимость активов, отражаемая по стр. 1600 бухгалтерского

баланса организации.

В итоге, можно отметить, что осуществляя планирование в диверсифицированной компании, нужно учитывать отраслевую специфику работы различных направлений бизнеса.

1.3. Географическая диверсификация бизнеса

Бизнес может быть диверсифицирован не по отраслям, а географически. Это может быть связано с решением учредителей и руководителей, т.е. расширить географическое присутствие или воспользоваться налоговыми пошлинами территориальных юрисдикций.

Следует отметить, что диверсификацию по географическому принципу часто применяют в российских компаниях (табл. 3, 4).

Таблица 3

Пример географической диверсификации российского бизнеса

Компания

Иностранные активы

«Лукойл»

сеть АЗС в США

«Норильский никель»

африканская Gold Fields

«Русал»

австралийская Queensland Alumina Ltd

«Трубная металлургическая компания»

немецкие Sinara Handel GmbH и Sinara Trading AG

«Мечел»

швейцарская Conares Trading AG

румынский завод COST

хорватский завод Zeljezara Sisak

Очевидно, при планировании деятельности таких компаний необходимо учитывать следующую специфику [13]:

  • стоимость рабочей силы за рубежом.

В этом случае, расходы на оплату труда сотрудников в США и Европе будут больше, чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

Таблица 4

Компании с долей в иностранной юрисдикции


Юрисдикция

Иностранная компания

Российская компания

Швейцария

InterRail Holding AG (Швейцария)

ООО «Транс Сибирский Экспресс Сервис»

Нидерланды

HeidelbergCement (Нидерланды)

«УралЦемент Холдинг Б.В.»

GPB Mortgage Funding 4 Limited (Ирландия)

КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО)

США

«Пфайзер Интернэшнл ЭлЭлСи» (США) (на территории РФ — Представительство компании «Пфайзер Интернэшнл ЭлЭлСи» (США))

Австрия

«Хайнцель Холдинг ГмбХ»

ООО «Европапир»

Дания

Skamol A/S

ООО «Скамол Рус»

«Инмеко Груп АпС»

ОАО «АВТОВАЗ»

Финляндия

«Нокиа Корпорэйшн» (Финляндия)

ЗАО «Нокиа», ЗАО «Ижтел» и ООО «Сименс Нетворкс»

«Сименс АГ» (Германия)

«Нокиа Сименс Нетворкс Б.В.» (Нидерланды)

Швеция

«Нибе Индастриер АБ»

ЗАО «ЭВАН»

Италия

«Л'ИЗОЛАНТЕ К – ФЛЕКС С.Р.Л.»

ООО «РОЛС К-ФЛЕКС»

Болгария

ЕАО «АЙ СИ ЭС»

ООО Фирма «СТОМ»

Бельгия

«Интернэшнл Брахитерапи Эс ЭЙ»

ООО «Сантис» + ГК «Российская корпорация нанотехнологий» = ЗАО «НаноБрахиТек»

  • налогообложение.

В различных странах, как правило, другие ставки корпоративного налога, и конечно, налогов с заработной платы. В связи с этим, при планировании открытия нового направления деятельности необходимо очень тщательно разобраться в преимуществах и недостатках той или иной юрисдикции. И, безусловно, не только количественные ставки налогов в различных странах, но и мировые рейтинги относительно налогообложения в различных странах.

Вместе с тем по мировому рейтингу положение данных стран будет отличаться от ставок корпоративного налога и НДС. Мировой рейтинг общей ставки налогообложения (Price Waterhouse and Coopers 2016) (чем меньше параметр — тем лучше) представлены приложении 4.

Следовательно, наиболее привлекательная общая ставка налогообложения — в Объединенных Арабских Эмиратах;

  • цены на различные товары, услуги.

Стоимость материалов, оборудования, арендной платы в различных странах также отличается. В этой связи при диверсификации компании по географическому признаку следует учитывать затраты в конкретной юрисдикции. Во избежание ошибок компания может привлечь зарубежного специалиста по планированию, который четко представляет специфику работы в конкретной стране;