Файл: Географическая диверсификация бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • специфические затраты.

В различных странах законодательством могут быть предусмотрены различные сборы, которые отсутствуют в других странах. Их также нужно учитывать при расширении бизнеса за рубежом.

Рекомендации по диверсификации компании

Оценивая российские и зарубежные диверсифицированные компании и холдинги, следует отметить, что большинство из них имеют связанную или географическую диверсификацию. Связанная диверсификация позволяет снизить риски, которые могут возникнуть при развитии различных направлений. При этом надо иметь ввиду, что при планировании работы различных направлений могут возникнуть и ошибки. Эти ошибки, как правило, связаны со спецификой работы конкретной отрасли.

Однако многие компании выбирают стратегии неродственной диверсификации, показывая свою готовность диверсифицировать в любую отрасль с отличными перспективами получения прибыли. В данном случае плановой службе необходимо оценить перспективы отрасли, отраслевые особенности.

При этом, в случае географической диверсификации очень важно уже на этапе планирования открытия новой компании или представительства привлечь зарубежных специалистов. Разумеется, таких, которые смогут спланировать специфические затраты, с учетом работы в конкретной юрисдикции.

При осуществлении диверсификации по отраслевому признаку следует уделять особое внимание отраслевым особенностям и показателям, одновременно учитывать различия [9]:

  • в статьях затрат;
  • в формировании фонда оплаты труда;
  • в рентабельности различных отраслей.

Во всех ситуациях, может быть вариант, при котором даже самая продуманная стратегия диверсификации может привести к приобретению бизнеса, который потом просто провалится. Этому могут быть следующие причины:

- несоответствие или частичное соответствие не может быть полностью устранено, потому что невозможно точно предсказать, какие последствия вызовет вступление в новый бизнес;

- с течением времени изменяется долгосрочная привлекательность бизнеса. Правильные сегодня действия по диверсификации в привлекательную отрасль завтра могут оказаться ошибочными.

Таким образом, диверсифицированный бизнес более устойчив к меняющейся экономической обстановке, позволяет получать доход из различных не связанных между собой источников, предоставляет компании возможность расширить сегмент присутствия на рынке. Вместе с тем вопрос развития диверсифицированной компании во многом связан с правильным планированием:


  • затрат,
  • рентабельности,
  • фонда оплаты труда.

Проще говоря, компании должны учитывать не только отраслевые, но и географические особенности ведения бизнеса.

Диверсификация регулируется следующими нормативными актами:

  1. Конституция РФ 2016 (по состоянию на 03.10.2016) [1].

2. Федеральный закон Гражданский кодекс ( по состоянию на 28.12.2016 N 497 – ФЗ) [2].

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 03.07.2016 N 264-ФЗ.) [3].

1.4 Стратегия диверсификации это снижение рисков и повышение гибкости компании

Как правило, предприятия заинтересованы в расширении горизонтов в случае, когда [19]:

  • испытывают трудности,
  • их основная деятельность не приносит достаточной прибыли,
  • наблюдаются кризисные явления.

Хотя, при грамотном менеджменте это нужно сделать своевременно,

еще до того, как компания разорится. Различают несколько стратегий

диверсификации:

  • освоение новой отрасли. Происходит следующее: поглощение, присоединение или создание новой компании. В результате удается расширить сферу влияния, реализовать производственный потенциал;
  • работа в родственных отраслях. Происходит следующее: чтобы не уходить из той области, в которой предприятие успешно существует. Надо сказать, что это наиболее бюджетный, менее затратный вариант развития;
  • ориентирование на неродственные отрасли. Происходит

следующее: распределение сферы интересов на несколько областей, которые

не взаимосвязаны друг с другом. Области применения - нефтяная промышленность и сельское хозяйство;

  • свертывание или ликвидация. Следующая ситуация: акции, рост которых не ожидается в ближайшей перспективе, просто продают, а убыточную компанию – ликвидируют;
  • восстановление и экономия. Необходимо заметить, что эта стратегия является противоположностью диверсификации. Тогда просто избавляются от лишних активов. Такой способ, как правило, применяется во время кризисных явлений и при острой нехватке финансов;
  • многонациональная стратегия. При этой стратегии обеспечивается развитие предприятия на транснациональной арене, что позволяет сэкономить на эффекте масштаба, реализовывать свою продукцию за рубежом. К примеру, если в России спрос на автомобили упал, в других странах он остался неизменным.

Выбирая оптимальную стратегию, компания или инвестор должны учитывать затраты на реализацию проекта, то есть, они рассчитывают результат работы. Определяется, каким будет ожидаемый доход, каков размер вложений.

Потребность в разработке стратегии диверсификации появляется у предприятия при наличии [8]:

  • сильных конкурентов,
  • падения спроса на текущую продукцию,
  • снижения прибыли.

Такая стратегия придает компании необходимую гибкость и способность приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям рынка.

Основа стратегии диверсификации – это 4 составляющие деятельности предприятия, которые имеют свойство постоянно изменяться:

  • продукция,
  • каналы сбыта,
  • сферы функционирования,
  • положение компании в отрасли.

Перед разработкой стратегии нужно провести анализ потенциального нововведения по трем признакам:

  • затраты, связанные с внедрением нового проекта;
  • существующие барьеры/границы для реализации;
  • размер потенциального спроса.

Также по всей вероятности нужно также учесть дополнительные эффекты, которые могут образоваться только при внедрении стратегии диверсификации. Из всех вариантов необходимо выбрать стратегию со следующими критериями:

  • относительно невысокие затраты на реализацию стратегии;
  • средний или короткий срок окупаемости инвестиций;
  • стабильно растущий спрос на новую для предприятия продукцию.

Стратегия также во многом зависит от типа диверсификации. Причем более затратной и сложной в реализации чаще является несвязанная диверсификация. Если говорить о другом типе диверсификации – связанном, можно сказать, что этот тип более прост и связан с меньшим количеством рисков.

Диверсификация бизнеса и компании

Диверсификация целой компании возможна за счет слияний и поглощений, что является общемировым направлением.

Отдельно необходимо перечислить преимущества сделок слияний и поглощений перед развитием диверсификации производства [15]:

  • приобретается готовое производство,
  • развит рынок сбыта,
  • налажена сеть поставщиков и посредников,
  • существует взаимодействие с другими участниками рынка.

Процесс слияния и поглощения способствует:

  • снижению затрат, связанных с организацией нового производства или адаптацией текущего под нужды новой продукции,
  • затрат на рекламу,
  • заключение новых договоров поставки.

Кроме того, одновременно с готовым производством предприятие получает квалифицированную рабочую силу.


Главным риском диверсификации компании является недооценка собственного производства и переоценка приобретаемого.

Таким образом, слияние и поглощение способствует:

  • увеличению рыночной доли предприятия,
  • повышению производственных мощностей,
  • более эффективной диверсификации с меньшими затратами.

Примеры диверсификации компании

Самым ярким примером гиперуспешной несвязанной диверсификации компании на современном рынке является английское предприятие VirginGroup. Посчитать точное число направлений, по котором компания развивается, просто невозможно.

Свою известность компания получила, освоив сферу звукозаписи и создав магазин по продаже музыкальных пластинок, кассет и дисков. В настоящее время наиболее известны следующие сферы деятельности:

  • авиаперевозки Virgin Atlantic Airlines;
  • кинопроизводство Virgin Vision;
  • банковские услуги Virgin Money.

Эффективным примером связанной вертикальной диверсификации является чешская компания Studentagency. Начав с автобусных перевозок по городам Чехии, они постепенно вышли на рынок Австрии, Словакии и Германии с надеждой на туристов и путешественников. Сейчас компания также занимается предоставлением услуг по бронированию отелей и организацией экскурсий.

Не менее известным примером связанной горизонтальной

диверсификации является компания BIC, которая стала крупной и успешной благодаря производству ручек. Технология, использующаяся на предприятия, позволяла выпускать ручки с низкой себестоимостью в массовых количествах. Впоследствии особенности производственного цикла были использованы при выпуске одноразовых бритвенных станков и зажигалок, которые также стали приносить стабильный доход.

Если изучать то, как осуществляется распределение рисков в условиях бизнеса в России, можно привести в пример пару крупных организаций, работающих на рынке [19, 20]:

    1. корпорация ГРИНН – основная сфера деятельности – торговля в продовольственных гипермаркетах. Магазины сети расположены в 10 городах ЦФО. Также, областью интересов являются автомобили. Компании принадлежат акции и автомобильные центры коммерческого транспорта – МАЗ и КАМАЗ. Несколько лет назад открылся Туристический комплекс в Орле, развлекательные – в Белгороде, Брянске и Курске. Одно из направлений деятельности – сфера услуг, а именно гостиничный и ресторанный бизнес;
    2. ОНЭКСИМ – группа активов включает предприятия:
  • финансовой,
  • страховой,
  • промышленной отрасли,
  • сферы ЖКХ,
  • инвестиций,
  • СМИ.

Сегодня корпорация успешно процветает. Можно выделить некоторые области влияния, это:

  • медиа-холдинг РБК,
  • банк Ренессанс Кредит,
  • металлургическая компания Интергео.

Проще говоря, примеров диверсификации в российских условиях значительно больше. Практически каждая корпорация является примером диверсификационного процесса, так как ориентирование на несколько отраслей позволяет в значительной степени снизить риски.

Таким образом, диверсификация является реальным инструментом оптимального перераспределения ресурсов. Это способ:

  • выведения компании на новый уровень,
  • возможность уменьшить риски,
  • повысить устойчивость,
  • не зависеть от кризисных явлений в отрасли, регионе или стране.

Этот процесс неразрывно связан с :

  • освоением новых производственных возможностей,
  • с развитием технологий,
  • инвестированием,
  • расширением поставленных целей и задач,
  • модификацией деятельности.

2. Стратегия диверсификации в корпорации

2.1. Реализация стратегии диверсификации в строительных корпорациях

Диверсификация характеризуется множеством определений – широких и более узких. При этом большинство из них направлены на рассмотрение диверсификации, как одной из стратегических альтернатив. Кроме того, эти стратегические альтернативы направлены на рост и развитие предприятия в условиях дифференциации рынка и его отдельных сегментов. Если посмотреть на диверсификацию более широко, то можно сказать, что она определяется созданием многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг. В этом определении диверсификации основным является определение производства, как «многопрофильное». Это определение означает, то, что оно основано на расширении сфер или  видов деятельности, занимаемых рынков и рыночных сегментах.

Диверсификация, по мнению большинства ученых и специалистов, означает одновременное развитие нескольких видов производств, не связанных друг с другом. Такое развитие обеспечивает формирование ассортимента продукции, производимой предприятием или объединением нескольких предприятий и, в частности, корпорацией. Кроме того, диверсификация является одной из форм интеграции. Ее основное назначение - объединение направлений деятельности, которое обеспечивает достижение совместно действующего эффекта.