Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования курсовой работы. Ситуация в сфере формирования, распределения и накопления личных доходов остается проблемной. Продолжает увеличиваться разрыв между доходами самых бедных и богатых слоев населения, растет региональная поляризация доходов. Под воздействием сложившейся мировой конъюнктуры на продукты российского экспорта и соответствующего притока капиталов, в том числе в виде личных доходов, нарушается система ценообразования по всей товарной структуре, что ведет к постоянному росту цен, инфляции, издержек, обесцениванию реальных доходов населения.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

Главную роль в повышении эффективности проводимой в России налоговой реформы должно играть государственное регулирование форм налогообложения доходов физических лиц с социальной защитой неимущих слоев населения. Этим и определяется актуальность темы исследования.

Цель курсовой работы заключается в анализе действующего механизма функционирования налога на доходы физических лиц и формировании предложений по его улучшению.

Для достижения указанной цели необходимо решить такие задачи, как:

  1. изучить роль налога на доходы физических лиц в общей системе налогообложения в РФ;
  2. изучить механизмы формирования и уплаты НДФЛ;
  3. определить налоговые вычеты: динамику, виды, условия использования;
  4. рассмотреть действующий порядок в налогообложении доходов физических лиц;
  5. исследовать опыт налогообложения доходов граждан за рубежом;
  6. рассмотреть перспективы реформирования налогообложения доходов населения в РФ и разработать мероприятия по улучшению механизма функционирования НДФЛ в условиях налоговой реформы.

Объектом исследования курсовой работы признается механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и современные тенденции его развития.

Предметом исследования курсовой работы являются методологические подходы к формированию, зачислению и взиманию налога на доходы физических лиц в современной экономике нашей страны.

Методологическую и теоретическую базу данного исследования составляют положения теории подоходного налогообложения, описанные в работах отечественных и зарубежных ученых, разработки Федеральной налоговой службы РФ, программные постановления и документы Правительства РФ, материалы научных конференций по данному вопросу.


При написании курсовой работы применялись категориальный анализ, субъектно-объектный, историко-генетический, системно-функциональный подходы, сравнительный анализ, динамические ряды.

Информационную основу составила информация, содержащаяся в Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также ее территориальных органов, Министерства финансов РФ, материалы компании ООО «ФРС».

Нормативно-правовой базой явились - Конституция РФ, Налоговый, Гражданский, Бюджетный кодексы РФ, региональные и федеральные нормативные акты в сфере налогообложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его место в налоговой системе РФ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Физическими лицами в данном случае являются граждане России и иностранцы, взрослые и дети, мужчины и женщины, то есть абсолютно все. Главное - в том, что если у физического лица появился доход, то он должен быть обложен налогом.

НДФЛ посвящена объемная глава 23 Налогового кодекса РФ. Также в правовую базу по НДФЛ включаются Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2014 N 279-ФЗ, Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ и, конечно, разъясняющие письма Минфина и ФНС РФ.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.


НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета около 10 процентов - явно недостаточна.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог в основном уплачивался в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

В таблице 1 представлена схема зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.

Таблица 1.1. Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ

Бюджет

Зачисленный налог, %

Бюджетный кодекс

Бюджеты субъектов РФ

70

ст. 56 «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» Бюджетного кодекса

Бюджеты поселений

10

ст. 61 «Налоговые доходы бюджетов поселений» Бюджетного кодекса

Бюджеты муниципальных районов

20

ст. 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» Бюджетного кодекса


Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) играет огромную роль в обеспечении бюджетов всех уровней доходными источниками и в регулировании экономических процессов. В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

  • Физические лица - налоговые резиденты РФ.
  • Физические лица - нерезиденты, получающие доход в РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд друг за другом. Данный период не прерывается в случаях выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ или оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

  1. Характеристика налоговой базы, виды налоговых вычетов и порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.

Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 218-221 НК РФ. Если доходы налогоплательщика меньше вычетов, налоговая база равна нулю. Налоговая база всегда определяется в рублях. Доходы (расходы, принимаемые к вычету), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).


Информацию об особенностях определения налоговой базы по различным видам доходов содержат ст. 211-215 Налогового кодекса РФ:

Если доход получен в натуральной форме, то применяем статью 211 Налогового кодекса РФ. Доходом в натуральной форме считаются полученные товары, имущество, услуги - все то, что физлицо получает "натурой", а не деньгами. Важно то, что доход в натуральной форме может быть получен физлицом только от организации или индивидуального предпринимателя (если доход "натурой" получен от другого физлица - не ИП, то налогом такой доход не облагается).

Доход в виде материальной выгоды может возникать при экономии на процентах за пользование заемными средствами (кредитом), при приобретении ценных бумаг, а также при приобретении товаров (работ, услуг) по гражданско-правовым договорам у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Общая налоговая ставка составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указаны в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

Ставки налога рассмотрим в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Ставки налога

Ставка налога

Облагаемая база

9 %

• получения дивидендов до 2016 года;
• получения процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
• получения доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

13 %

• от осуществления трудовой деятельности;
• от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ";
• от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ

15 %

• облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

30 %

• все прочие доходы физических лиц - нерезидентов облагаются по ставке 30%.

35 %

• стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных размеров;
• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения установленных размеров;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров.