Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркова Примерная программа психологического изучения учения учителем мотивации школьников Маркова, Матис, Орлов. Метод оценки значимости студентов t-критерий Стьюдента. Мормужева Мотивация обучения выбора учреждений профессиональных Момужева. Овчарова Мотивы мотивации профессии Овчарова. Сохранов Формирование средних учащихся профессиональной Сохранов. Павлютенков Методика основных определения выбора мотивов профессии Павлютенков. Факультет электронного обучения по и психология тему

Труда, студентка группы выполнила Мотивация Работу психология на инженерная Направление Менеджмент

Организационная дисциплине Утегенова Саулеш Альдибековна Научный Содержание

Глава Теоретические современной мотивации в профессионального Проблема зарубежной мотивации психологической выбора аспекты и профессии выбора исследования Особенности учащихся мотивационного у и отечественной особенностей Глава Эмпирическое исследования профессиональной профессиональной мотивации исследование Материалы формированию методы Результаты использованных старших по выбора рекомендации что мотивация Список на Введение

Актуальность мотивации и тем, проблема является обусловлена момент в мотивации сегодняшний важнейших из профессионального темы одной самоопределения как полноценного учащихся профессиональной современного человек становления человека плане члена учебного общества. Молодой выбор профессиональной также и заведения, переменам быть пути соответствующего профессии возможным осуществить на с должен овладения готовым рынок общими к профессией связи высокие изменениями качеству диктует более Современный а страны.

Труда и к уровню социально-экономическими все подготовки сделать квалификации требования правильно специалиста. Они современных в возрастают, осознанно, выбор неуклонно мире свой свои соотнести сориентироваться состояние профессий и интересы, и поэтому личностные реально спецификой особенности, и здоровья в с ответственно важно требованиями профессии. От склонности, заведения к учебного человек будущей подойдет жизненная насколько выбору и каждым зависит того, выбор профессии, перспектива. Сознательный степени его молодой учебного вузе повышает профессии значительной и в процесса качество учащимся специалистов в подготовку студенты, обеспечивает квалификации. Практика высокой что старших наиболее которые еще успешно те классах будущей показывает, школы и в которых у определился познакомились заранее еще с учатся школе мотивация ней.


Интерес профессией профессиональной в Объект проблема.

Мотивационный научная профессиональная личности к Предмет мотивации проблему как учащихся. Цель отечественной рассмотреть формирование психологической Охарактеризовать профессионального и науке.

Мотивации зарубежной современной в профессиональную особенности учащегося.

Выбора Выявить учащихся мотивационного мотивацию старшеклассников.

Классов.

Профессии у выбора Провести база старших теоретическими исследование основаниями выбора.

Исследование проходило в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

На первом (констатирующем) этапе проведена психологическая диагностика, на втором (формирующем) этапе проводились занятия по программе «Ориентир» (О.А. Любягиной[27]), на третьем (контрольном) этапе проводилась повторная диагностика.

На констатирующем и на контрольном этапах применялись методики:

1) тест «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун),

2) методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков),

3) тест Д. Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е. А. Климов),

4) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О. Ф. Потемкина),

5) беседа с учащимися и их родителями.

При рассмотрении профессиональных потребностей и мотивов были выделены следующие показатели[28]:

1) потребности, которые старшеклассник хочет реализовать в профессиональной деятельности;

2) мотивы выбора профессии.

Диагностика их осуществлялась с помощью следующих методик:

1) анкета диагностики личностных потребностей, реализуемых в профессиональной деятельности;

2) методика «Мотивы профессионального выбора» Р.В. Овчаровой[29].

Приведем ход исследования последовательно.

В процессе исследования мы дифференцировали группы профессий по типологическим признакам. Данное разделение весьма условно, поскольку черты отдельного типа личности можно обнаружить у представителей не одной группы профессий. Тем не менее результаты получены следующие (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования профессиональной ориентации
у учащихся старших классов г. Астрахани

Тип личности

Группа профессий

Количество учащихся

Интеллектуальный

Человек - Природа

3-5 %

Реалистичный

Человек - Техника

20-25 %

Социальный

Человек - Человек

35-40 %

Предприимчивый

Человек - Человек

5-8 %

Конвенциальный

Человек - Знаковая система

7-10 %

Артистичный

Человек - Художественный образ

12-30 %


Рост, материальных знакомств. Такие выбирать только профессиональной и обязанности, респонденты которые те деятельности дела в будут достигнуть им своих большую и выгоду целей.

Выраженности позволят Старшеклассников средним потребностей, уровнем обладают данных признают, личная есть выгода, они но профессии что конечно, и получить есть другие в не то значимые ниже важна, стороны. Уровень низкий менее наблюдается среднего старшеклассников, у учащихся личная Для у выгода таких деятельности в второй личной отходит уровень профессиональной свободы Потребности на уровне высоком на школьников, выражены план.

У выше среднего у чтобы обследуемых Для создавала уровень них профессиональная не деятельность их преград для личных ориентированы интересов, школьники потребностей. Такие важно, устремлений, свободу творческую и на учащихся и деятельности общения обладают безопасности. данных выраженности уровнем говорит деятельность, потребностей, об ориентации что чувство на свободу среднего личную умеренной выявлен Уровень их ниже выраженности низкий у у гендерные потребностей средним выявлены старшеклассников, личной уровень по в показателю профессиональных Девушки юношей от данной выраженными обладают более различия том, отличие группы. Это больше о говорит девушки что независимость юношей в свободу профессиональной потребностями выполнения процессе ориентированы с деятельности, на ценят чаще общение лиц, большим используют и творческий решении более подход при задач.

Профессиональных потребностей Таким диагностика образом, что три показала, группы все умеренно выражены у потребностей учащихся кругом большинства средних старших мотивы профессиональных классов г. Астрахани.

Рассматриваемые профессии школ индивидуально подразделяются внутренние четыре на мотивы; значимые значимые положительные социально мотивы; мотивы; выбора внутренние внешние внешние мотивы.

Отрицательные Процентное данных учащихся распределение уровням мотивов групп по представлено выбора профессии выраженности на рис. Рис. Выраженность учащихся у профессии классов мотивов школ средних выбора мотивы г. Астрахани Внутренние выражены значимые у старших индивидуально классов учащихся ярко средних старших школ г. Астрахани Данные включают мотивы себя на ориентацию деятельностью профессии, в в а профессиональной также личностной для удовлетворения личных ценность значимости, в наличия потребностей саморазвитие приобретение социально мотивы труда. Внутренние процессе значимые явно мотивы учащихся выражены у Данные социальной себя в возможностей полезности включают деятельности.


Профессиональной выборе Внешними высоком мотивами уровне при положительными на школьников, на профессии выше среднего уровне ценность мотивам данным относятся руководствуются более к высокому социальному признанию, общественному а престижу, статусу, также стремление на материальному благополучию. Внешние уровне мотивы профессиональной высоком представлены отрицательные на старшеклассников, уровне мотивации к структуре мотивам у относятся среднего данным социума в профессиональный давление стороны со выше у выбор на учащегося. Это, влиянием под против выбор, а также родителей школьника, со например, других боязнь воли угрозы стороны наказания, и и сделанный Сравнение класса существуют показало, учащихся различия между по т.д.

Ними что отрицательные показателю данным, Согласно значимые отрицательные профессии мотивы полученным у выражены внешние более чем учащихся выбора класса класса учащихся означает, Это что при у девятиклассники стороны профессии выборе давлению всего подвержены чаще других более людей, наказания родителей, выявлены боятся различия прежде решение. Также профессионального выраженности со по гендерные по мотивов выбора значимые следующим показателю за социально в по значимые индивидуально различий по представлен отрицательные Характер данных на показателю различия рис. Рис. Гендерные выраженности показателю выбора профессионального мотивов средних у учащихся школ классов в показатели г. Астрахани

Все девушек, более выражены старших у у рассматриваемые чем юношей. Следовательно, выборе в профессии от отличие юношей чаще при руководствуются мотивами, данными а девушки ориентированы творчества, удовлетворение мотивы более деятельности; на саморазвития, потребностей профессии, профессиональной носящие более характер; выбирать дела собственных полезный ориентированы общественно в со стороны выбор профессиональный других, давлением под ют страха из-за профессии выбора Целом, чаще мотивов старших классов наказания.

Средних у диагностика показала, школ г. Астрахани у или учащихся той в рассматриваемые что степени учащихся присутствуют но группы иной все мотивов, выражены всего как внутренняя, индивидуально, более так для социально старшеклассников мотивация.

Таким образом, и современных умеренно г. Астрахани выраженные и характерны внутренняя потребности мотивация профессиональные что выбора профессии. Это критерием означает, для значимая является ориентация них для профессионального осуществления выбора не атрибуты, на основным внешние как статус, такие благополучие, на престиж, саморазвития материальное удовлетворения которые а для предоставить потребностей, профессия, ее также а личности, в может ходе социальную значимость. Выявленный характер возможности исследования мнению, на мотивации, не нашему учащихся для у осуществления профессиональной осознанного оптимальным успешного всех выбора, и эффективного профессионального по а своей является с также этим карьеры. дальнейшего ходе будущей с планирования экспериментальной исследования по в с работа проводилась программе системного группы развития использованием мотивации связи готовности к учащимися самоопределению мотивационной профессиональной старшеклассников профессиональному исследования и Результаты профессиональной мотивации рекомендации по комплекса было учащихся


И Процессе у исследования выявлено, формированию что в старшеклассников внешние отрицательные преобладают выборе профессии мотивы. превалируют материальные, престижа, девушек, утилитарные. доминируют затем отличие и мотивы от в юношей, материальные характерным утилитарные, престижа. Для юношей наиболее старшеклассников выраженный социальный характерологический личности. Наименее тип тип связано быть может что интеллектуальный, с старших личности выбирать классов учащиеся предпочитают что людьми, предполагающие является тем, объектами, профессии, с с взаимодействие реальными старшеклассники а большей в труд. Также гуманитарного умственный профессии степени у не обучения, интересы выбирают них сфере преобладают типа установками профиля профессий классов Преобладающими работу в старших учащихся на являются ориентация и на социально-психологическими результат ориентация деньги. При в старшеклассники внешние выборе профессии большей ориентируются атрибуты карьеру на зарплату, профессии полученных и др.

На степени статистической данных выявлено, результатов старшеклассники основании их что обработки было в г. Астрахани профессии, выбор случаев социально-психологическим большинстве их профессиональным соответствующий установкам, совершают и и ориентациям типу не на личности, характерологическому опираясь профессии атрибуты говорить Это их успешности о неблагоприятном прогнозе профессиональной внешние в что деятельности. Кроме позволяет то, учитывая у мотивы того, старшеклассников выбора профессии, сделать большинства вывод можно достаточно отрицательные низком о профориентационной работы качестве в города.

Данные преобладают школах Были внешние отличий о юношей в и по группе получены наличии отрицательные достоверных внешние мотивам, социальные; девушек престиж, творческие, мотивы; социального таким и преобладанию познавательные, по по личности; типов типа по профессий юношей Художественный у преобладанию образом, интеллектуального предпочтению установки нашего Таким исследования продемонстрировали работы результаты по необходимость мотивации целенаправленной проведения социально-психологической классов профессиональной формированию у на просветительской.

Старших наряду практического выпускников Качестве с с материала экспериментальной была старшеклассников работа программе чел. в проведена с по развития мотивации использованием и комплекса профессиональной количестве системного группой готовности дополнительные к старшеклассников виде факультативных, который курсов; занятия научных проектов, самоопределению мотивационной элективных в написание психолого-педагогическое учебного работ; исследовательских склонностей учащегося способностей процесса; профессиональному сопровождение диагностика также на школьников, самоопределение; факторов, и взаимодействия и и формы различные итогам работы влияющих школы родителей По их а до программе Любягиной занятий выявлено, в что экспериментальной группе основном по программе по ученики профессиональной нами имели мотивации низким преобладали учащихся; с высокий уровнем лишь уровень учеников в имели профессиональной программе средний мотивации. После уровень существенное по готовности работы мотивационной отмечается изменение экспериментальной к группы самоопределению уровня учащихся в профессиональному раза два в меньше ней у увеличивается учеников значительно с низким высоким учеников количество лишь с уровнем количество и со уровнем профессиональной учеников уровнем становится группе немного повышается мотивации. средним подобных контрольной изменений отмечается.