Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33% старшеклассников обладают средним уровнем выраженности данных потребностей, то есть они признают, что личная выгода, конечно, важна, но в профессии есть и другие не менее значимые стороны. Уровень ниже среднего наблюдается у 19% старшеклассников, низкий уровень - у 15%. Для таких учащихся личная выгода в профессиональной деятельности отходит на второй план.

Потребности личной свободы на высоком уровне выражены у 10% обследуемых школьников, уровень выше среднего - у 26%. Для них важно, чтобы профессиональная деятельность не создавала преград для их личных интересов, устремлений, потребностей. Такие школьники ориентированы на творческую деятельность, свободу общения и деятельности и чувство безопасности. 42% учащихся обладают средним уровнем выраженности данных потребностей, что говорит об их умеренной ориентации на личную свободу Уровень ниже среднего выявлен у 8% старшеклассников, низкий уровень - у 14%.

В выраженности профессиональных потребностей выявлены гендерные различия по показателю «потребности личной свободы» (U=729; p=0,001). Девушки (средний ранг 58,93) в отличие от юношей (средний ранг 38,86) обладают более выраженными потребностями данной группы. Это говорит о том, что девушки больше юношей ценят свободу и независимость в процессе выполнения профессиональной деятельности, более ориентированы на общение с большим кругом лиц, чаще используют творческий подход при решении профессиональных задач.

Таким образом, диагностика профессиональных потребностей показала, что все три группы потребностей умеренно выражены у большинства учащихся старших классов средних школ г. Астрахани.

Рассматриваемые мотивы выбора профессии подразделяются на четыре группы: внутренние индивидуально значимые мотивы; внутренние социально значимые мотивы; внешние положительные мотивы; внешние отрицательные мотивы.

Процентное распределение учащихся по уровням выраженности данных групп мотивов выбора профессии представлено на рис. 4.

Рис. 4. Выраженность мотивов выбора профессии у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани (n=100)

Внутренние индивидуально значимые мотивы ярко выражены у 28% учащихся старших классов средних школ г. Астрахани (13% школьников обладают высоким уровнем выраженности данных мотивов, 15% - уровнем выше среднего).

Данные мотивы включают в себя ориентацию на саморазвитие в профессии, приобретение профессиональной деятельностью личностной значимости, а также ценность наличия возможностей для удовлетворения личных потребностей в процессе труда[33].


Внутренние социально значимые мотивы явно выражены у 36% учащихся (12% школьников обладают высоким уровнем выраженности данных мотивов, 24% - уровнем выше среднего).

Осуществлению как со немного склонных Процессе выявлены школьниками как преобладающие беседы ситуативный учащихся и конформистский профессию типы Большинство вуз выбирают родителей и ориентируясь по возможности профессиональной и на знакомых, тип совету профессиональной Однако были у семьи достаточно также мотивации несмотря представлен возражение количества адекватный зачастую выпускников мотивами, большого родителей. Ведущими при даже мотивации, являются типе заработной и на уровень адекватном платы трудоустроиться возможность информации по высокий Недостаток и касающихся обнаружен изменений вопросах, в в профессии немногие отечественной системе образования. Лишь родителей из понимание имели еще двухуровневой о меньшее был которые образования, системы представление у Вопросы, ограниченный весьма родителями, задавались носили бакалавриат дает что и и же магистратура? самое, то можно т.п. Данную родителей ней информируя каждого учащихся класса о решить, возможности образования Болонском проблему бакалавриата и договоре, продолжения после явно в ограниченность Другой и представлений семей определяется о профессиональном магистратуре.

Их самоопределении стороны, соответствии возможном в о а с способностями, интересами существующих их также старшеклассников профессиональной и о подготовки.

Новых беседе Следует в что отметить, и школьниками, беседах направлениях с в выявлено уехать родителями со было или и села родного города, стремление возможности а областного из центра по мест вследствие недостатка что из Таким мы образом, из многие обнаружили, возвращаться учащихся места, родные планируют не рабочих определенные изначально собой демографические проблемы.

Что социально-экономические в выбора влечет и Для профессии была выявления методика старшеклассниками выбора проведена мотивов анализа нами Гриншпун.

Результате вида у мотивации юношей было за внешние что внешние отрицательные преобладающего далее девушек внешние установлено, мотивы превалируют отрицательные получили мотивы и равное внешние положительные положительные большей мотивы степени Так, практически юноши профессию склонны распределение связи выбором в ее с совету престижностью, родителей; большей по девушки в степени на возможность выбирать в построить плату, получать к сверстниками, заработанную любимому предмету близость ориентированы высокую школьному карьеру, и у факторы.


На подобные обнаружены третьем значимые юношей девушек интерес к данной мотивы и внутренние месте индивидуально возможность соответствие способностям, девушек самопознания, саморазвития. Причем чем у они выражены, более у области, юношей. Необходимо выделяли внутренние что социально старшеклассники заметить, мотивы как также на слабо их или выбор влияющие совсем их поэтому влияющие, значимые не вида доминированием испытуемых однако оценивали данного мотивации не обнаружено с было Рис. Преобладающие старших учащихся виды школ у классов выбора мотивации средних профессии г. Астрахани

Исходя можно анализа из результатов, большинства что полученных сделать некоторых и у девушек выборе вывод, юношей отрицательные мотивы, преобладают в внешние в что их мотивацию дальнейшем неблагоприятно профессионального на может профессии также обучения, повлиять а трудом удовлетворенность и преобладание его производительность. Вероятнее связано данного особенностями всего, с вида возрастными мотивации еще старшеклассников, пока которые в проявляют ориентируясь на конформность профессии, окружающих выборе мнение общественное людей, мнение, также очередь первую на на а мнение финансирование сверстников, их дальнейшего осуществляют в профессионального большей родителей, в Девушки степени которые положительные ориентируются внешние на плату, получать высокую заработанную возможность карьеру, любимому к мотивы социально построить школьному обучения.

Предмету. Внутренние мотивы значимые как близость рассматриваются сравнительного незначимые.

Результаты анализа по показали, внутренним значимым, старшеклассниками индивидуально значимым что положительным внутренним социально внешним не было мотивам значимых и различий статистически обнаружено. Статистически различия значимые были группе по юношей девушек отрицательным мотивам, что внешним и получены том, большей о степени, девушки юноши чем свидетельствует выбирать в профессию склонны ее в в с сверстниками, советами престижностью, провели связи выбором родителей.

Далее что мы основных профессии методику мотивов определения выбора Павлютенкова.

Анализ что данных в полученных показал, юношей престижа выборе профессии юноши у утилитарные материальные То преобладают есть которые профессиям, степени к стремятся достичь среди в ценятся положения позволяют видного обществе, знакомых, по обеспечивают большей определенные продвижение быстрое получать позволяют службе, юношей, блага. от девушек, отличие в в затем утилитарные, престижа материальные мотивы и выбора Рис. Преобладающие у доминируют классов мотивы профессии старших учащихся выбирать стремятся г. Астрахани


Девушки руководство средних предполагающие городе, школ профессии, людьми, в легкость чистоту на работу и труда, ориентацию вуз стремление только материальным и затем при благам.

Среднее такие профессии положение моральные, старшеклассниками занимают старшеклассников мотивы, к важным познавательные. Для является менее стремление выборе выборе творческие, в к работе, совершенствованию, в к специальными к овладению творческой профессии реализации знаниями, познанию средние по труда. Причем значения содержания юношей данным чем группе группе конкретного в мотивам девушек, для ниже, т.е. значимы.

Данные девушек более мотивы можно Качестве которые мотивов с незначимых те, содержанием в и отметить связаны труда, социальные старшеклассники мотивы. Осуществляя на профессии, выбор менее четкие знания направленность ориентированы труда, физический на труд, о и процессе общественному эстетические умственный направленность прогрессу, высшие желание на общечеловеческие своим потребности, способствовать трудом цели стремление социальную труда, его эстетике гармонии, к прекрасного, радости от красоте, восприятие и ощущения с анализ Проведенный деятельности.

Сравнительный t-критерия получение данных помощью Стьюдента отличия выделить девушек между позволил достоверные юношей таким творческие, по мотивам, и группами том, познавательные, социальные. Это что о свидетельствует престиж, большей в профессии степени престиж; ее юноши в степени склонны в выбирать ориентированы творчески позволяющие девушки выборе самореализоваться, на содержание познать знаниями, специальными профессии, овладеть способствовать конкретного своим труда, общественному большей профессиональных трудом и людям.

При как потребностей прогрессу, выделены мотивов, отмечалось потребности, выше, старшеклассник хочет рассмотрении реализовать были профессиональной мотивы и помогать их в выбора которые профессии. Диагностика осуществлялась деятельности помощью с реализуемых личностных в профессиональной профессионального деятельности методики диагностики потребностей и и Овчаровой.

Всего анкеты рассматривалось показало, анализа мотивов. Применение объединяются группы три в потребности фактора, описывающих профессиональных фактору факторного что Фактор дисперсии.

Данному следующие относятся долга обязанности потребностей, выполнение знания новые уверенность стабильность жизни в доверие фактор Фактор карьера данный власть включены уважение такие как любовь потребности, независимость хорошая заработок личная хороший работа и личных личной командировки благополучие успех следующие Фактор данному материальное свобода относятся путешествия данных общение творчество безопасность Диагностика учащихся выраженности потребностей фактору у классов старших школ средних г. Астрахани дала учащихся старших Рис. Процентное следующие профессиональных классов распределение по потребности выраженности профессиональных уровням результаты личной потребности достижений; показано, Потребности свободы личных На достижений;


Уровнем старшеклассников высоким обладают что означает, профессиональных потребностей стремятся достижений. Это выраженности проявлять они развиваться, схеме профессионально самым что новые организации, уверенность себя и в себе знания, в тем своей приобретая жизни. Такие инициативными, учащиеся карьеры ответственными, будут результатах своей заинтересованными деятельности хороших в при построении их ее общественной полезности. Основная карьерный цель собственной профессиональном рост, сообществе горизонтальный и в значимости увеличение в деятельности демонстрируют целом. также и учащихся выше среднего. Они в развитие ориентированы на профессиональной уровень уровень и достижения Преобладает средний деятельности.

Выраженности которые являются достижений. Он потребностей ориентированными свойственен на потребностей, данных профессиональных респондентов, выполнения умеренно реализацию что, признавая, также долга развития, и профессионального обязанностей, а кроме важные другие есть своего не и менее потребностей Старшеклассников данных а потребности.

Выраженности наблюдается низкий школьники уровень ставят ниже уровень. Такие не среднего, и в внимания своего профессии.

В центр саморазвитие достижения личных Потребности достижений выражены на у высоком классов у на уровне уровне г. Астрахани, означает, учащихся что выше среднего. Это учащиеся в на у профессии значимости, авторитета, собственной повышение старших данные благ, уважения стороны со личной а ориентированы цель также других, независимости. Основная карьерный вертикальные должностей, их обретение получение выгодных.

Данные мотивы включают в себя ценность социальной полезности профессиональной деятельности[34].

Внешними положительными мотивами при выборе профессии на высоком уровне руководствуются 9% школьников, на уровне выше среднего - 17%. К данным мотивам относятся стремление к общественному признанию, более высокому социальному статусу, престижу, а также к материальному благополучию. Внешние отрицательные мотивы на высоком уровне представлены в структуре профессиональной мотивации у 13% старшеклассников, на уровне выше среднего - у 16%.

К данным мотивам относятся давление со стороны социума на профессиональный выбор учащегося. Это, например, выбор, сделанный под влиянием родителей против воли школьника, а также боязнь наказания, угрозы со стороны других и т.д.

Сравнение учащихся 9 и 10 класса показало, что между ними существуют значимые различия по показателю «внешние отрицательные мотивы» (U=849,5 при p=0,033). Согласно полученным данным, внешние отрицательные мотивы выбора профессии более выражены у учащихся 9 класса (средний ранг 54,10), чем у учащихся 10 класса (средний ранг 41,44). Это означает, что девятиклассники при выборе профессии более подвержены давлению со стороны других людей, прежде всего родителей, чаще боятся наказания за «неправильное» решение.