Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не Таблица Уровни после профессиональной развития учащихся мотивации и профессиональной эксперимента Уровни до готовности учащихся

Уровень мотивационной мотивации Экспериментальная группа Контрольная.

Как видно из табл. 1, самым многочисленным типом является социальный (распределение между юношами и девушками практически одинаковое).

В беседах с учащимися было выявлено, что самыми предпочитаемыми профессиями группы «Человек - Человек» являются врач, медсестра, психолог, менеджер (как управленец или консультант) - 40%. К этой же группе профессий мы отнесли и учащихся с предприимчивым типом личности. Их количество невелико - 5-8%, а отличительной чертой по результатам опроса стало стремление занимать ведущую роль в процессе общения, лидировать.

Наибольшее количество учащихся в группе профессий «Человек - Человек» было выявлено в районных центрах и ближе к областному центру. Чем дальше от областного или районного центра, наблюдается преобладание реалистичного типа личности.

На втором месте - реалистичный тип личности, он в основном представлен юношами. Самыми предпочитаемыми профессиями в группе «Человек - Техника» являются инженер-программист, военный, юрист, инженер-строитель, служащий МЧС, эколог, а также механик и техник - 57%. Несмотря на то, что исследование проводилось в районных центрах и селах области профессии агронома или зоотехника выбирались крайне редко.

На третьем месте - артистический тип личности, он преимущественно представлен девушками. Наиболее популярными среди них оказались профессии дизайнера, парикмахера, креатора и копирайтера (специалиста по рекламе), пиар-менеджера и т.п.

Конвенциальный тип личности представлен 7-10% от общего количества опрошенных. Предпочитаемыми профессиями среди них стали экономист, бухгалтер, программист, юрист - 80%. Менее востребованной профессией является филолог. И юноши, и девушки распределились в этом типе поровну.

Интеллектуальный тип личности - самый немногочисленный (в количественном отношении: 1-4 человека на 2-3 класса), что само по себе оправдано, так как учащихся, склонных к осуществлению такой деятельности, как научно-исследовательская, немного изначально.

В процессе беседы со школьниками были выявлены преобладающие типы профессиональной мотивации: ситуативный и конформистский - 42 %. Большинство учащихся выбирают профессию и вуз по совету родителей и знакомых, ориентируясь на возможности семьи (материальные, связи и т.п.). Однако адекватный тип профессиональной мотивации также представлен у достаточно большого количества выпускников - 34%, зачастую несмотря на возражение родителей. Ведущими мотивами, даже при адекватном типе мотивации, являются высокий уровень заработной платы и возможность трудоустроиться по профессии - 100%.


Недостаток информации был обнаружен и в вопросах, касающихся изменений в отечественной системе образования. Лишь немногие из родителей имели понимание двухуровневой системы образования, еще меньшее представление о ней - у 23%. Вопросы, которые задавались родителями, носили весьма ограниченный характер: «что дает магистратура? бакалавриат - то же самое, что и техникум?» и т.п. Данную проблему можно решить, информируя родителей и учащихся каждого класса о Болонском договоре, о возможности продолжения образования после бакалавриата в магистратуре[30].

С другой стороны, явно определяется ограниченность представлений старшеклассников и их семей о возможном профессиональном самоопределении в соответствии с их интересами и способностями, а также о существующих новых направлениях профессиональной подготовки.

Следует отметить, что и в беседе со школьниками, и в беседах с родителями было выявлено стремление уехать из родного села или города, а по возможности - из областного центра (по завершении учебы в профессиональных учебных заведениях), вследствие недостатка рабочих мест - 84 %. Таким образом, мы обнаружили, что многие из учащихся изначально не планируют возвращаться в родные места, что влечет за собой определенные социально-экономические и демографические проблемы.

Для выявления мотивов выбора профессии старшеклассниками нами была проведена методика «Мотивы выбора профессии» С. С. Гриншпун.

В результате анализа преобладающего вида мотивации было установлено, что у юношей превалируют внешние отрицательные мотивы (среднее значение - 16,48 балла), далее - внешние положительные мотивы (среднее значение - 14,64 балла). У девушек внешние отрицательные и внешние положительные мотивы получили практически равное распределение (средние значения - 14,04 и 14,08 балла соответственно). Так, юноши в большей степени склонны выбирать профессию в связи с ее престижностью, выбором сверстниками, по совету родителей; девушки в большей степени ориентированы на возможность получать высокую заработанную плату, построить карьеру, близость к любимому школьному предмету и подобные факторы.

На третьем месте у юношей и девушек обнаружены внутренние индивидуально значимые мотивы (средние значения - 10,6 и 11,08 соответственно) - интерес к данной области, соответствие способностям, возможность самопознания, саморазвития. Причем у девушек они более выражены, чем у юношей. Необходимо также заметить, что старшеклассники выделяли внутренние социально значимые мотивы (среднее значение - 6,24 балла у юношей и 6,4 балла у девушек), однако оценивали их как слабо влияющие на их выбор или совсем не влияющие, поэтому испытуемых с доминированием данного вида мотивации обнаружено не было (рис. 1).


Рис. 1. Преобладающие виды мотивации выбора профессии у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани

Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать вывод, что у большинства юношей и некоторых девушек в выборе профессии преобладают внешние отрицательные мотивы, что в дальнейшем может неблагоприятно повлиять на их мотивацию профессионального обучения, а также на удовлетворенность трудом и его производительность. Вероятнее всего, преобладание данного вида мотивации связано с возрастными особенностями старшеклассников, которые пока еще проявляют конформность в выборе профессии, ориентируясь на мнение окружающих людей, в первую очередь сверстников, общественное мнение, а также на мнение родителей, которые осуществляют финансирование их дальнейшего профессионального обучения.

Девушки в большей степени ориентируются на внешние положительные мотивы - возможность получать высокую заработанную плату, построить карьеру, близость к любимому школьному предмету. Внутренние социально значимые мотивы старшеклассниками рассматриваются как незначимые.

Результаты сравнительного анализа показали, что по внутренним индивидуально значимым, внутренним социально значимым и внешним положительным мотивам статистически значимых различий не было обнаружено. Статистически значимые различия в группе юношей и девушек были получены по внешним отрицательным мотивам, что свидетельствует о том, что юноши в большей степени, чем девушки склонны выбирать профессию в связи с ее престижностью, выбором сверстниками, советами родителей.

Далее мы провели методику определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова[31].

Анализ полученных данных показал, что у юношей в выборе профессии преобладают мотивы: престижа (9,16), материальные (8,2), утилитарные (7,96). То есть юноши в большей степени стремятся к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе, позволяют получать определенные блага. У девушек, в отличие от юношей, доминируют утилитарные, затем материальные и мотивы престижа (рис. 2).

Рис. 2. Преобладающие мотивы выбора профессии у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани

Девушки стремятся выбирать профессии, предполагающие руководство людьми, работу в городе, чистоту и легкость труда, ориентацию на вуз и только затем стремление к материальным благам.


Среднее положение при выборе профессии старшеклассниками занимают такие мотивы, как: моральные, творческие, познавательные. Для старшеклассников менее важным в выборе профессии является стремление к совершенствованию, к творческой реализации в работе, к овладению специальными знаниями, познанию содержания конкретного труда. Причем средние значения по данным мотивам в группе юношей ниже, чем в группе девушек, т.е. для девушек данные мотивы более значимы.

В качестве незначимых мотивов можно отметить те, которые связаны с содержанием труда, социальные и эстетические мотивы. Осуществляя выбор профессии, старшеклассники менее ориентированы на четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд, желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальную направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности, стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.

Проведенный сравнительный анализ данных с помощью t-критерия Стьюдента позволил выделить достоверные отличия между группами юношей и девушек по таким мотивам, как: престиж, творческие, познавательные, социальные. Это свидетельствует о том, что юноши в большей степени в выборе профессии ориентированы на ее престиж; девушки в большей степени склонны выбирать профессии, позволяющие творчески самореализоваться, овладеть специальными знаниями, познать содержание конкретного труда, своим трудом способствовать общественному прогрессу, помогать людям.

При рассмотрении профессиональных потребностей и мотивов, как отмечалось выше, были выделены потребности, которые старшеклассник хочет реализовать в профессиональной деятельности и мотивы выбора профессии. Диагностика их осуществлялась с помощью анкеты диагностики личностных потребностей, реализуемых в профессиональной деятельности и методики «Мотивы профессионального выбора» Р.В. Овчаровой.

Всего рассматривалось 20 потребностей и 4 группы мотивов. Применение факторного анализа показало, что потребности объединяются в три фактора, описывающих 64% дисперсии[32].

Фактор 1: «Потребности профессиональных достижений». К данному фактору относятся следующие потребности: обязанности (0,815), выполнение долга (0,729), новые знания (0,727), доверие (0,712), уверенность (0,674), стабильность в жизни (0,649), карьера (0,617).

Фактор 2: «Потребности личных достижений». В данный фактор включены такие потребности, как власть (0,854), уважение (0,632), личная независимость (0,629), любовь (0,587), хорошая работа (0,574), успех (0,559), хороший заработок (0,545), материальное благополучие (0,490), командировки и путешествия (0,409).


Фактор 3: «Потребности личной свободы». К данному фактору относятся следующие потребности: творчество (0,741), общение (0,735), свобода (0,659), безопасность (0,505).

Диагностика выраженности данных потребностей у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани дала следующие результаты (рис. 3).

Рис. 3. Процентное распределение учащихся старших классов (n=100) по уровням выраженности профессиональных потребностей:

ППД - потребности профессиональных достижений;

ПЛД - потребности личных достижений;

ПЛС - потребности личной свободы

На схеме (рис. 3) показано, что 10% старшеклассников обладают высоким уровнем выраженности потребностей профессиональных достижений. Это означает, что они стремятся профессионально развиваться, проявлять себя в организации, тем самым приобретая новые знания, уверенность в себе и своей жизни. Такие учащиеся при построении карьеры будут инициативными, ответственными, заинтересованными в хороших результатах своей деятельности и ее общественной полезности. Основная их цель - горизонтальный карьерный рост, увеличение собственной значимости в профессиональном сообществе и деятельности в целом. 25% учащихся демонстрируют уровень выше среднего. Они также ориентированы на развитие и достижения в профессиональной деятельности.

Преобладает средний уровень выраженности потребностей профессиональных достижений. Он свойственен 43% респондентов, которые являются умеренно ориентированными на реализацию данных потребностей, признавая, что, кроме выполнения своего долга и обязанностей, а также профессионального развития, есть и другие не менее важные потребности.

У 7% старшеклассников наблюдается уровень выраженности данных потребностей ниже среднего, а у 15% - низкий уровень. Такие школьники не ставят в центр своего внимания достижения и саморазвитие в профессии.

Потребности личных достижений выражены на высоком уровне у 16% учащихся старших классов г. Астрахани, у 17% - на уровне выше среднего. Это означает, что данные учащиеся в профессии ориентированы на повышение собственной значимости, авторитета, уважения со стороны других, материальных благ, а также личной независимости. Основная их цель - вертикальные карьерный рост, получение более выгодных должностей, обретение «нужных» знакомств. Такие респонденты в профессиональной деятельности будут выбирать только те дела и обязанности, которые позволят им получить большую выгоду и достигнуть своих целей.