Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (ПАО «Нижнекамскшина»0.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические основы мотивации персонала в целях повышения качества труда
1.1.Современные концепции мотивации персонала в целях повышения качества труда
1.2.Понятие качества труда, показатели и оценка качества труда на предприятии
1.3.Процесс мотивации персонала, как инструмент повышения качества труда
2 Анализ и оценка управления мотивацией персонала в целях повышения качества ПАО «Нижнекамскшина»
2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия ПАО «Нижнекамскшина»
2.3 Комплексная оценка качеств труда как метод мотивации персонала ПАО «Нижнекамскшина»
3 Совершенствование системы мотивации персоналом в целях повышения качества труда
3.1 Отечественный и зарубежный опыт мотивации персонала в целях повышения качества труда
3.2 Предложения по улучшению мотивации персонала на предприятии по повышению качества труда
Сейчас стало модным словосочетание «социальный лифт»; компания должна предоставить человеку возможность двигаться в «корпоративном лифте». Сотрудники должны осознавать, что в этой компании возможно все, нет никаких границ, присутствует сильная команда которая двигается к общей цели [26].
Приверженность к общей цели должна быть пропитана всеми работниками компании: от директора до подчиненных. В подтверждение этому высказыванию приведем пример распада производства нового продукта и компании в целом.
В одной молодой российской компании сложился очень хороший коллектив. Все — от генерального директора и до стажеров, были увлечены идеей создания нового продукта. Они создали прототип продукта с уникальными свойствами, началось создание производственной площадки для запуска изделия в серию. На очередном производственном совещании генеральный директор объявил, что уже не является собственником — в компании сразу же исчезла атмосфера творческой работы и начали увольняться ценные специалисты. Купил компанию крупный конкурент, конечно, новый продукт на рынок так и не вышел. Продать компанию, когда она только начинает свой путь, или когда она достигла своего расцвета — это две разные вещи. К сожалению, в российских условиях между ними ставится знак равенства [26].
Приверженность общей цели компании достижима через изменение мышления как подчиненных, так и руководителей, посредством целенаправленного воздействия на стремлении к общей цели.
Исследование, проведенное Национальным центром качества образования персонала (США), показало, что 10%-ное увеличение инвестиций в оборудование приводит к росту производительности на 3,4%, а 10%-ное увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников повышает их производительность на 8,6%. Каждый доллар, инвестированный в корпоративный университет компании Motorola, приносит 30 долл. прибыли [20].
Вопросам постоянного повышения качества труда в экономически развитых странах придается очень большое значение. Зарубежные фирмы не жалеют денег на осуществление проектов совершенствования качества труда, зная, что вложенные затраты окупаются в значительно больших размерах [29].
Поэтому вложения в измерение мотивации и стимулирования персонала путем обучения руководителей и соответствующих специалистов, а затем и более конкретное управление этими тонкими материями могут привести к еще большим результатам как в работе подразделений, так и предприятия в целом.
Очень часто многие предприятия разрабатывают системы мотивирования через участие персонала в распределении прибыли компании согласно индивидуальной схеме выплачиваемых бонусов [17].
Размеры выплаченных бонусов во многом зависят от количества сотрудников, работающих на данном предприятии. Если дополнительные доходы, полученные некоторыми из работников, оказывают отрицательное действие на остальной персонал и его трудовое поведение, то следует использовать метод группового поощрения, чтобы не формировать в коллективе нездоровые отношения.
В настоящее время наибольшее число компаний, использующих программы участия в прибыли, в США. Это объясняется налоговыми льготами, которые предоставляются американским законодательством фирмам, использующим эти программы. Около 16 % наемных работников охвачены в американских средних и крупных корпорациях программами участия в прибыли. Большая часть корпораций применяет отложенные выплаты.
В Великобритании 14 % фирм применяют программы участия в прибылях. Достаточно широко распространены эти программы и в странах Европейского союза. В России программы участия в прибылях еще не получили достаточно широкого распространения, что в значительной степени объясняется тем, что для российского предпринимателя оптимальной является прибыль, соответствующая нулевому показателю, так как устраняет необходимость уплачивать необходимый налог, а личный доход предпринимателя прикрывается расходными статьями баланса предприятия. В то же время, как видно из вышеприведенных данных, во всем мире программы участия в прибылях широко распространены [17].
В данной связи имеет существенное значение система оценки профессиональных и личностных качеств труда. По мнению «патриарха» менеджмента Питера Друкера, лишь немногие области менеджмента имеют такое большое влияние на организацию, как оценка деятельности подразделений и компании в целом. Однако оценка, подчеркивает Друкер, сегодня одна из самых слабо проработанных областей управления. Так, опрос проведенный в США, выявил, что 60% руководителей высшего уровня недовольны своими системами оценки результатов деятельности. По моим оценкам, количество недовольных российских менеджеров еще больше — более 80%. Это недовольство выражается в отсутствии связи между планами, исполнением, результатом и мотивацией [26].
Сегодня в отечественной и зарубежной практике менеджмента вводится система KPI индикаторов, с помощью которых можно создать весьма эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников компании.
Управление компанией по KPI выдвигает путь от главной цели бизнеса, через оптимизацию организационной структуры, создание структуры показателей, разработку форм планирования и отчетности, создание процесса управления к работающей системе управления на основе KPI, и только затем мотивации. Мотивация является попутной пользой от внедрения системы управления компанией на основе KPI, а не наоборот, как случилось в следующем примере.
В одной компании все руководители и сотрудники были мотивированы на единственный показатель — прибыль. Такой подход основан на желании руководителя переложить груз своей ответственности на плечи сотрудников — сделать их «немного бизнесменами». В один месяц производство работало на склад — у компании был убыток. В другой месяц были продажи крупному заказчику — все остатки готовой продукции были раскуплены, компания получила прибыль. Однако данный показатель от квартала к кварталу не увеличивался. Тогда руководители пригласили консультантов. Выяснилось, что между работой отдельного сотрудника, результатом его труда и мотивацией нет непосредственной взаимосвязи, текущую систему оценки деятельности подразделений и мотивацию нужно изменять. Руководители компании хотели, чтобы все сотрудники были мотивированы на результат деятельности компании. Но вместо эффективного достижения компанией своих целей, все ждали, когда им посчитают бонусы, которые не зависели от результатов труда конкретного специалиста. К сожалению, сегодня это не исключение, а скорее правило, и результат один: система управления по показателям не работает, руководитель не удовлетворен [26].
Это происходит еще и потому, что руководителям неоткуда почерпнуть знания о правильном создании системы управления компанией по показателям и дальнейшей ее поддержке. Сегодня практически отсутствует профессиональная литература на тему построения системы KPI. В основном источники рассматривают область управления персоналом и мотивацию, забывая, что KPI — это в первую очередь технология управления компанией. С другой стороны, сбалансированная система показателей (Balnced ScoreCard) используется в первую очередь как инструмент управления стратегией и зачастую не позволяет управлять текущей жизнью компании, так как ориентируется на долгосрочную перспективу (три—пять лет) и относится к стратегическому контуру управления. Система управления компанией на основе KPI работает в оперативном контуре управления (один год).
Система KPI позволяет компании нести «золотые яйца» для собственника, а мотивация является несомненно важным, но попутным продуктом этой системы. Поэтому в отсутствие системы KPI (или любой другой формализованной системы оценки деятельности подразделений и компании в целом) уделять внимание мотивации нецелесообразно. Система KPI является базой, на основе которой можно осуществлять стимулирование сотрудников и руководителей.
Особенно важным моментом на пути создания эффективной системы мотивации из опыта зарубежных компаний выступает система нематериального стимулирования.
Важность нематериального стимулирования лучше всего иллюстрирует выступление Стива Джобса перед специалистами в области ИТ в1980 г. [26]. Он рассказывал о впечатляющих результатах развития отрасли высоких технологий, а также продуктах, которые внедряла компания Apple. В завершение Джобс сказал: «Эти достижения стали возможны потому, что в компании собрана команда самых потрясающих людей на планете. Во всяком случае, я такой коллектив нигде больше не видел. Почему все эти люди работают в Apple? Вы думаете, что они пришли за зарплатой? Нет, их привлекает не зарплата, а возможность сделать нечто по-настоящему стоящее. Их притягивает возможность работать с коллегами, выдающимися специалистами. И руководство будет оценивать собственную эффективность по тому, сможет ли сохранить эту потрясающую атмосферу творчества и продуктивной работы, царящую в компании, которая позволяет развиваться сотрудникам вместе с собой. Если мы сохраним это на протяжении длительного времени, компанию ждет успех, а все остальное произойдет само собой». Это путь развития человека, и это путь развития компании.
Конкурентоспособные компании, прежде чем внедрять новую технику и технологию, проводят перестройку методов организации и управления, изменяют кадровую политику, систему мотивации, подготавливают компетентный персонал. В этой связи важно понимать, что акцент в управлении только на технический аспект развития не даст ожидаемых результатов. Игнорирование социальных факторов приводит к тому, что внутренние источники экономического роста остаются невостребованными [5].
Важным условием в этой связи выступает требование непрерывного развития персонала, т.е. проведение комплекса мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников и росту их способности вносить вклад в деятельность организаций.
Развитие персонала представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой является:
выработка стратегии,
прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации,
управление карьерой и профессиональным ростом;
организация процесса адаптации, обучения, тренинга,
формирование организационной культуры.
Так, в Японии непрерывное обучение является составляющей частью трудового процесса. За неделю работник японской фирмы обучается около 8 часов, при этом 4 часа за счет рабочего времени. Японская система обучения работников на фирме предполагает овладение 2-3 специальностями [5].
Целью развития персонала является повышение трудового потенциала работников, поскольку каждый человек обладает значительным потенциалом личного и профессионального роста. Поэтому работодателям, по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важным задействовать этот потенциал.
Посредством целенаправленного поощрения организация открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и развивать личные качества для решения будущих задач.
На пути создания эффективной системы мотивации и оплаты труда основная задача — вызвать в человеке интерес к работе, желание к развитию в компании и желание отдавать себя любимому делу, но это невозможно формализовать. Можно разработать тысячу схем вознаграждения, но все они не будут работать, потому, что сотрудник будет по тем или иным причинам несчастен [26].
Человек, осуществляя в нормальных условиях труд, должен испытывать от него определенное удовлетворение, ощущение и осознание необходимости его для общества, благотворное влияние труда на развитие своих качеств. Иначе говоря, труд способствует развитию самого человека. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений, оказывает влияние на его социальный и психологический облик, формирует из него творческую личность. Всестороннее развитие личности достижимо при очень высоком уровне развития производительных сил и социально-экономических отношений (компьютеризированное производство, полная занятость, высокие доходы населения, достаточное свободное время, гражданское общество и т.д.) [26].
В целом переход от функциональной к процессной схеме управления деятельностью предприятия требует изменения образа мышления и стиля работы всего персонала и является этапом разрушения сложившихся стереотипов. Необходимо быть готовыми к ситуациям, когда распределение ответственности за межфункциональный процесс может вызвать резкое отторжение в некоторых из структурных подразделений организации [34].