Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Оценка организации маркетинга интернет-магазина спортивного питания «5lb» 27).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и особенности организации маркетинга на предприятии
1.2 Инструменты и методы управления маркетингом на коммерческом предприятии
1.3 Организационные структуры отдела маркетинга: виды, недостатки и преимущества
2. Оценка организации маркетинга интернет-магазина спортивного питания «5lb»
2.1 Общая характеристика интернет-магазина спортивного питания «5lb»
2.2 Анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности интернет-магазина «5lb»
Динамика финансовых результатов деятельности предприятия представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика финансовых результатов деятельности интернет-магазина «5lb» за 2014-2016 годы
№ п/п |
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
Значение |
Значение |
В % к 2014 г. |
Значение |
В % к 2015 г. |
В % к 2014 г. |
||
1 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
29765 |
26113 |
87,7 |
34288 |
131,3 |
115,2 |
2 |
Себестоимость оказанных услуг, тыс. руб. |
17897 |
10817 |
60,4 |
12675 |
117,2 |
70,8 |
3 |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
3554 |
3194 |
89,9 |
3778 |
118,3 |
106,3 |
4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
8314 |
12102 |
145,6 |
17835 |
147,4 |
214,5 |
5 |
Рентабельность продаж, % |
0,29 |
0,39 |
0,09 |
0,44 |
0,06 |
0,15 |
6 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
2372 |
1538 |
64,8 |
1483 |
96,4 |
62,5 |
7 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
613 |
1116 |
182,1 |
1783 |
159,8 |
290,9 |
8 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
10073 |
11680 |
116,0 |
17535 |
150,1 |
174,1 |
9 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
1309 |
1518 |
116,0 |
2280 |
150,2 |
174,2 |
10 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
8763 |
10162 |
116,0 |
15255 |
150,1 |
174,1 |
Согласно данным таблицы 2.1, за исследуемый период произошел рост выручки, если в 2014 г. выручка составляла 29765 тыс. руб., то в 2016 г. выручка возросла на 15,2% относительно уровня 2014 г. Рост выручки обусловлен увеличением объемов продаж в исследуемом периоде.
Положительным фактором в развитии предприятия можно считать увеличение такого показателя как прибыль и достаточно высокое значение рентабельности продаж. Так в 2016 г. по сравнению с 2014 г. прибыль от продаж увеличилась более чем в 2 раза, а рентабельность продаж за этот же период увеличилась на 15%.
Значительный рост прибыли от продаж обусловлен весьма незначительным ростом коммерческих и управленческих расходов, всего на 6,3% и значительным сокращением себестоимости реализуемых товаров на 29,2%.
Чистая прибыль исследуемого периода значительно возросла на 74,1%, несмотря на то, что прочие расходы увеличились практически в 3 раза, а прочие доходы сократились на 37,5%.
В целом наблюдается рост основных финансовых показателей развития предприятия, однако наличие нарастающих статей расходов может негативно повлиять на деятельность интернет-магазина «5lb».
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
- в Интернет-магазине «5lb» представлена продукция таких производителей как: «Trec Nutrition», «НПО Спортивные Технологии», «Fitmax» и многих других марок.
- в качестве маркетинговой стратегии выбрана стратегия широкой дифференциации. Выбор обусловлен широким ассортиментом продукции и широтой охвата рынка спортивного питания в г. Москве и других крупных городах.
- чистая прибыль Интернет-магазина «5lb» в исследуемом периоде значительно возросла на 74,1%, несмотря на то, что прочие расходы увеличились практически в 3 раза, а прочие доходы сократились на 37,5%.
2.2 Анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности интернет-магазина «5lb»
Основными факторами внешней среды, оказывающими влияние на эффективность деятельности интернет-магазина, являются:
- поставщики;
- конкуренты;
- потребители.
Проведем анализ влияния этих факторов на деятельность исследуемого интернет-магазина.
1. Поставщики.
Перечень основных фирм и организаций, осуществляющих снабжение предприятия, доля их продукции в общем объеме закупок, а также ассортимент товаров приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Классификация поставщиков продукции интернет-магазина «5lb» за ноябрь 2016 г.
Наименование поставщика |
Ассортимент товаров |
Объем закупок |
|
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
||
НПО «Спортивные технологии»» |
Производство спортивно-оздоровительных напитков для спорта высших достижений и оздоровительного фитнеса на основе карнитина, гуараны, таурина и других аминокислот |
847 |
21,6 |
Trec Nutrition |
Производит добавки для увеличения мышечной массы и силы, добавки для похудения, добавки для связок и суставов, которые помогают лучшему функционированию опорно-двигательного аппарата человека. |
517 |
13,1 |
Labrada |
Производит витамины и добавки, БЦА (BCAA), предтренировочные комплексы |
714 |
18,2 |
ТФ «Южный берег» |
Оптовый поставщик одежды для спорта и отдыха (Москва, Россия) |
809 |
20,6 |
Академия-Т |
производство новых наукоемких высокотехнологичных продуктов спортивного и лечебного питания |
620 |
15,8 |
С-клад |
оптовые продажи спортивного питания |
416 |
10,6 |
Общий объем закупок: |
3920 |
100 |
Таким образом, основная часть товаров поступает непосредственно от производителей продукции или от фирм-посредников.
2. Основными конкурентами исследуемого интернет-магазина являются:
- Спортивный интернет-магазин «Спарта».
- Интернет-магазин протеинов, гейнеров, жиросжигателей NutritionBar.ru.
- Интернет-магазин спортивного питания и тренажеров Body-pit.
Необходимо проанализировать конкурентов по следующим критериям: ассортимент, качество, цена, сервис, реклама, дополнительные услуги (таблица 1.4).
Таблица 2.3 - Сравнительная характеристика основных конкурентов интернет-магазина «5lb»
Наименование предприятия |
Ассортимент |
Качество услуг |
Цена |
Сервис |
Реклама |
Доп. Услуги |
Интернет магазин «Спарта» |
Высокий |
Высокое |
Высокая |
Высокий |
Internet, наружная реклама |
Доставка |
Интернет магазин NutritionBar.ru |
Средний |
Среднее |
Высокая |
Средний |
Радиореклама, Internet, наружная, телевизионная и т.д. |
Доставка |
Интернет магазин Body-pit |
Средний |
Среднее |
Средняя |
Средний |
Наружная реклама в регионе, радиореклама, Internet |
Доставка |
Интернет магазин «5lb» |
Высокий |
Высокое |
Средняя |
Высокий |
Наружная реклама, Internet |
Доставка |
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: магазин «5lb» превосходит почти всех своих конкурентов по ассортименту товаров, по критериям качество, цена, сервис обслуживания находится на том же уровне, что и магазин «Спарта», несущественно превосходя магазины «NutritionBar.ru» и «Body-pit». По рекламному критерию исследуемый интернет-магазин уступает своим основным конкурентам.
Исследуемый интернет-магазин «5lb» ориентирован в первую очередь на молодежную аудиторию, основные характеристики ключевой аудитории представлены ниже в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Данные о ключевой аудитории интернет-магазина «5lb»
Характеристика |
Описание |
Возраст ключевой аудитории |
Молодежь в возрасте от 16 – 18 и до 35 лет (различий по полу практически не имеется) |
Территориальное размещение |
Преимущественно жители крупных городов-миллионников (мегаполисов) |
Жизненная позиция аудитории |
Не является точно определенной, преимущественная ориентация на активный образ жизни |
Предпочтения и интересы ключевой аудитории |
Поклонники здорового образа жизни, люди, имеющие проблемы с лишним весом, желающие быть в движении, либо стремящиеся выделиться, привлечь к себе внимание. |
Итак, согласно представленным данным ключевая аудитория интернет-магазина «5lb» - это молодые жители больших городов (мегаполисов) в возрасте до 35 лет, интересы которых в настоящее время можно определить, как развлечения в движении, сопряженные с желанием быть в центре внимания, поскольку занятия спортом сегодня по большей части являются данью моде, а не объективной необходимостью. Соответственно представленная в интернет-магазине «5lb» продукция в полной мере отвечает запросам ключевой аудитории, поскольку включает более 70 ассортиментных позиций спортивного питания и аксессуаров для занятий спортом.
Рассмотрим используемые способы продвижения исследуемого интернет-магазина «5lb». Данные об используемых способах продвижения деятельности указанного интернет-магазина за 2014 – 2016 гг. представлены в рамках таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Данные об используемых способах продвижения интернет-магазина «5lb» за 2014 – 2016 гг.
Способы и направления продвижения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Периодич-ность |
Прирост продаж |
Периодич-ность |
Прирост продаж |
Периодич-ность |
Прирост продаж |
||
Продвижение (реклама и PR) off-line |
|||||||
Печатные СМИ (специализированные глянцевые издания) |
1 раз в квартал |
0,30% |
1 раз в квартал |
0,30 |
1 раз в квартал |
0,50% |
|
Издания – каталоги |
1 раз в квартал |
1,30% |
1 раз в квартал |
1,30 |
1 раз в квартал |
1,40% |
|
Продвижение (реклама и PR) on-line |
|||||||
Баннерная реклама на тематических и специализированных сайтах |
1 раз квартал на 1 мес. |
0,60% |
1 раз квартал на 1 мес. |
0,60% |
1 раз квартал на 1 мес. |
0,20% |
|
Кросс-ссылки на специализированных сайтах |
годовой контракт |
0,80% |
годовой контракт |
0,80% |
годовой контракт |
0,50% |
|
Контекстная реклама (Yandex direct и Google Add-Wards) |
годовой контракт |
1,5% |
годовой контракт |
1,6% |
годовой контракт |
1,7% |
|
Итого, совокупный прирост продаж |
4,5% |
4,6% |
4,3% |
Как показывают представленные данные, интернет-магазин «5lb» использует для продвижения инструменты прямой рекламы, т.е. размещение рекламных сообщений в средствах массовой информации и сети Интернет. В последнем случае используются механизмы коммерческие механизмы продвижения (кросс-ссылки, контекстная реклама в Yandex и Google, баннерная реклама на дружественных ресурсах).
Как правило, для продвижения интернет-магазина «5lb» в сети интернет используются активные баннеры, позволяющие потребителю перейти на сайт (https://www.5lb.ru) и ознакомится с предложениями товаров и услуг, а также используются кросс-ссылки между сайтом интернет-магазина (https://www.5lb.ru) и сайтами – партнерами.
При этом инструменты прямой рекламы (реклама и PR off-line) нельзя признать эффективными, поскольку они генерируют совокупный прирост продаж на уровне не более 2% в год. В свою очередь механизмы коммерческого продвижения в сети Интернет (реклама и PR on-line) также не характеризуется высокими результативными показателями. В частности, за счет использования механизмов коммерческого продвижения в сети Интернет прирост продаж исследуемого интернет-магазина https://www.5lb.ru в 2014 году составил порядка 2,9% и в 2016 году снизился до 2,4% (т.е. на 0,5% по сравнению с 2014 годом).