Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) (Оценка организации маркетинга интернет-магазина спортивного питания «5lb» 27).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и особенности организации маркетинга на предприятии
1.2 Инструменты и методы управления маркетингом на коммерческом предприятии
1.3 Организационные структуры отдела маркетинга: виды, недостатки и преимущества
2. Оценка организации маркетинга интернет-магазина спортивного питания «5lb»
2.1 Общая характеристика интернет-магазина спортивного питания «5lb»
2.2 Анализ маркетинговой среды и маркетинговой деятельности интернет-магазина «5lb»
Быстро реагируя на запросы, маркетологи могут повысить лояльность аудитории. Основными элементами сайта как метода управления коммерческой деятельностью являются:
а) Понятное меню и элементы, призывающие пользователя к нужным действиям (например, кнопка «подписаться» в правом верхнем углу, баннеры внутри статей).
б) Понятное целевой аудитории УТП – уникальное торговое предложение, имеющее особенную ценность для потребителя.
в) Цифры и факты о компании, которые помогают лучше понять масштаб ее деятельности, объясняют, почему ей стоит доверять.
г) Наличие телефона и формы заявки на видном месте, как правило, в правом углу страницы.
д) Отзывы клиентов, рассказывающие об опыте работы с компанией. Они не обязательно должны быть только позитивными, но резкий негатив эксперты размещать все же не рекомендуют.
е) Фото и видео продуктов, разнообразных сертификатов.
ж) Наличие блока гарантий, а именно, что сделают для клиента, если продукт не поможет [12, с. 35].
Не менее важными инструментами управления маркетингом на коммерческом предприятии являются SEO-оптимизация электронных ресурсов компании и активная работа по продвижению продукции и услуг в социальных сетях (SMM-маркетинг).
Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество разнообразных инструментов и методов управления маркетингом на коммерческом предприятии. При этом отметим, что специалисты в своей деятельности используют как классические подходы, но вместе с тем используют и современные разработки, основанные, прежде всего на функционировании в сети Интернет.
1.3 Организационные структуры отдела маркетинга: виды, недостатки и преимущества
В настоящее время существуют два основных типа организационных маркетинговых структур:
- бюрократические;
- органические (адаптивные).
К бюрократическим организационным структурам относят функциональную, продуктовую, региональную и потребительскую. К органическим организационным структурам относят проектную и матричную.
- Функциональная структура управления представляет собой самый простой тип маркетинговой структуры, в соответствии с принципом построения которой каждый отдел разрабатывает и осуществляет одну или ряд определенных функций маркетинга (рис. 1.7).
Как правило, функциональная структура управления оказывается эффективной в случае небольшого размера предприятия, узкого товарного ассортимента и стабильности внешней среды. Явными недостатками функциональной структуры управления маркетингом является замедление инновации, т. е. обновление ассортимента выпускаемых изделий; замедленная реакция на требования потребителей и изменение рыночных условий; трудности в решении вопросов финансирования маркетинговых мероприятий.
Директор по маркетингу
Директор предприятия
Исследование рынка
Планирование ассортимента продукции
Реклама и стимулирование сбыта
Сервис
Сбыт
Ценообразование
Рис. 1.7. Функциональная организационная структура отдела маркетинга
2) В случае выпуска широкого товарного ассортимента с различной технологией производства и значительной степени инновационных требований к выпускаемой продукции наиболее эффективной оказывается продуктовая организационная структура управления маркетингом (рис. 1.8).
Директор по маркетингу
Директор предприятия
Менеджер отдела маркетинга товара «А»
Исследование рынка товара «А»
Реклама и стимулирование сбыта товара «А»
Сбыт товара «А»
Менеджер отдела маркетинга товара «Б»
Исследование рынка товара «Б»
Реклама и стимулирование сбыта товара «В»
Сбыт товара «Б»
Менеджер отдела маркетинга товара «В»
Исследование рынка товара «В»
Сбыт товара «В»
Реклама и стимулирование сбыта товара «Б»
Рис. 1.8. Продуктовая организационная структура отдела маркетинга
Довольно частое применение данной структуры управления на российских предприятиях во многом объясняется динамизмом рынков сбыта, который обуславливает необходимость гибкости и быстроты реакции маркетинговой службы на меняющиеся запросы потребителей и, как следствие, значительной степени инновационных требований к выпускаемой продукции.
Несмотря на отмеченные преимущества продуктовой структуры управления маркетинговой деятельностью и ее способностью гибкого реагирования на запросы рынка, нельзя не отметить ряд присущих ее недостатков. К таким недостаткам относятся утяжеление аппарата управления за счет многочисленных товарных отделов при значительной диверсификации производства; сложность проведения комплексной региональной политики; неоправданное дублирование ключевых функций, усложнение стратегического руководства и реализации единой маркетинговой программы.
3) Региональная структура управления маркетингом оказывается эффективной в случае широкой сбытовой и производственной деятельности за рубежом; региональной ориентации сбытовой деятельности фирмы и обслуживания рынков в различных регионах, отличающихся уровнем социально-экономического развития (рис. 1.9).
Директор по маркетингу
Менеджер отдела маркетинга региона «А»
Исследование рынка региона «А»
Реклама и стимулирование сбыта региона «А»
Менеджер отдела маркетинга регион «Б»
Исследование рынка регион «Б»
Реклама и стимулирование сбыта регион «В»
Менеджер отдела маркетинга регион «В»
Исследование рынка регион «В»
Реклама и стимулирование сбыта регион «Б»
Сбыт в регионе «А»
Сбыт в регионе «Б»
Сбыт в регионе «В»
Директор предприятия
Рис. 1.9. Региональная организационная структура отдела маркетинга
К недостаткам региональной структуры управления принято относить децентрализацию и дублирование ряда функций маркетингового управления, затрудненность координации по товарам и функциям, расчлененность товарной политики по рыночным сегментам и др.
4) Потребительская структура управления маркетинговой деятельностью предполагает наличие отделов, каждый из которых разрабатывает индивидуальную, специализированную, комплексную рыночную политику по всему процессу воспроизводства применительно к конкретной группе потребителей, поэтому такую структуру рассматривают как в наибольшей степени отвечающей современной концепции маркетинга.
Поскольку данная структура управления соответствует принципу углубленного сегментирования работы на рынке, она считается эффективной при том условии, что сегменты рынка достаточно велики, а различия между ними значимы. К недостаткам потребительской структуры управления следует отнести сложность в выполнении общих маркетинговых функций, таких как исследования, снабжения и т. д.
Помимо бюрократических структур управления в последнее время на большинстве предприятий распространение получили органические структуры управления, которые отличаются меньшей степенью централизации и более высокой скоростью передачи информации между звеньями управления.
5) Прежде всего, следует сказать о проектных организационных структурах, которые представляют собой временные группы из различных специалистов предприятия, объединенные для решения комплексных нестандартных задач или реализации каких-либо проектов (например, разработка нового товара). Особенностью функционирования проектных групп является их относительная самостоятельность в выборе путей решения проблемы и зависимость от центра в области постановки задач и ресурсного обеспечения. Как правило, после реализации проекта такие группы распадаются.
6) Еще дальше по пути децентрализации пошли матричные структуры управления маркетинговой деятельностью предприятия, которые основаны как минимум на двух критериях структурирования. Каждый элемент матричной структуры имеет две вышестоящие организации. В качестве критериев структурирования могут выступать регионы, клиенты, продукты и функции (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Матричная организационная структура отдела маркетинга
Матричная структура может считаться эффективной в том случае, если имеет место точное разделение полномочий и имеется большое число сотрудников, способных к коммуникациям.
К недостаткам данной структуры следует отнести отсутствие принципа единоначалия, что провоцирует стрессы и конфликты в организации, а также ненадежность структуры и ее негибкость в меняющихся условиях внешней среды.
Возрастание степени дефицитности информационных и временных ресурсов знаменовало собой новые тенденции организационного развития маркетинговой деятельности на предприятии.
7) Это привело к появлению сетевых структур управления маркетингом. Преимущество сетевых форм заключается в том, что они лучше обеспечивают возможности предприятия к изменениям, обучению и модернизации, чем иерархически- бюрократические структуры. В основу функционирования сетевых структур управления маркетингом положены субьектно-субьектные отношения, коммуникативная рациональность управления маркетингом, децентрализация ответственности, самодисциплина и высокая степень лояльности к партнерам.
Сетевые структуры, особенно перспективные в открытых социально- экономических системах, ориентированных на сотрудничество, все больше распространяются за пределы отдельных фирм и организаций в направлении формирования виртуальных корпораций.
Итак, выбор организационной структуры управления маркетингом зависит от размера предприятия, типа выпускаемой продукции, специфики обслуживаемых рынков, этапа жизненного цикла фирмы и продукта, концепции руководства организации и других внешних и внутренних факторов.
2. Оценка организации маркетинга интернет-магазина спортивного питания «5lb»
2.1 Общая характеристика интернет-магазина спортивного питания «5lb»
Интернет-магазин спортивного питания «5lb» зарегистрирован как юридическое лицо, в форме Общества с Ограниченной Ответственностью (ООО «Глобал Трейд Рус») с упрощенной системой налогообложения.
Юридический адрес Интернет-магазина: 127015, город Москва, улица Новодмитровская, дом 5а, стр. 1, офис 304.
Офис Интернет-магазина площадью 45 кв. м. размещается в арендованном помещении вход расположен с улицы. Помещение Интернет-магазина разделено на две части: офисную и магазинную части. Магазинная часть является по совместительству мини-складом для запаса ходовых наименований продукции. В офисном помещении располагаются 4 рабочих места с персональными компьютерами для сотрудников Интернет-магазина. В связи с простотой и мобильностью подключения Интернет-магазин использует IP-телефонию.
Штат сотрудников интернет-магазина «5lb» состоит из 8 человек:
- руководитель интернет-магазина;
- старший менеджер;
- 2 оператора-консультанта
- бухгалтер
- копирайтер;
- 3 курьера.
Бухгалтер и копирайтер работают на условиях аутсорсинга.
Для работ по разработке и продвижению сайта, а также, для ремонтных работ помещения привлекаются отдельные компании имеющие соответствующую специализацию.
Ассортимент магазина представлен следующими товарными группами:
- витамины и витаминно-минеральные комплексы;
- углеводно-белковые смеси, омега-жиры;
- жиросжигатели;
- энергетики;
- протеины;
- аксессуары для занятия спортом.
В Интернет-магазине представлена продукция таких производителей как: «Trec Nutrition», «НПО Спортивные Технологии», «Fitmax» и многих других марок.
Название сайта Интернет-магазина https://www.5lb.ru/.
В качестве маркетинговой стратегии выбрана стратегия широкой дифференциации. Выбор обусловлен широким ассортиментом продукции и широтой охвата рынка спортивного питания в г. Москве и других крупных городах.
После того, как мы провели исследование системы управления Интернет-магазина «5lb», необходимо провести анализ основных показателей деятельности предприятия.
Главная цель анализа хозяйственной деятельности предприятия – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, а также поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.