Файл: Мотивация в управлении на примере ООО "ИНТЕРПРОДУКТ".pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
1.1. Содержание и сущность мотивации персонала как экономической категории
1.2. Возможности практического применения существующих теорий мотивации
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕОРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО "ИНТЕРПРОДУКТ" Г. АСТРАХАНЬ
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2. Выявление мотивационной структуры персонала предприятия
2.3. Совершенствование механизма мотивации эффективного труда
Объяснения отдельных моментов мотивации трудовой деятельности можно получить воспользовавшись теорией «X» и «У» Д. Мак Грегора.
По теории Д. Мак Грегора, со стороны руководителя коллектива работников по отношению к подчиненным ему работникам может быть выбран определенный стиль руководства. Это либо авторитарный стиль (теория «X»), либо демократический (теория «У») (табл. 1.).
Таблица 1
Характеристики человека, дающие основания для выбора стиля руководства, согласно теориям «X» и «У»
№ п/п |
Теория «X» |
Теория «У» |
1 |
Среднестатистическому человеку присуща неприязнь к работе, он будет по возможности стараться избежать ее. |
Среднестатистическому человеку не свойственна неприязнь к работе. |
2 |
Большинство людей необходимо направлять, контролировать, заставлять прикладывать достаточные усилия для достижения целей организации. |
Люди будут осуществлять самоуправление и самоконтроль при выполнении задач, за которые они несут ответственность. |
3 |
Среднестатистический человек предпочитает работать по указаниям сверху, старается избежать ответственности. |
Среднестатистический человек при надлежащих условиях принимает на себя ответственность и стремится к ней. |
Согласно теории «X», только авторитарный стиль руководства, предполагающий прямое регулирование и жёсткий контроль деятельности работников, может привести их к каким-либо достижениям. Данная теория строится на том, что люди в своём большинстве ленивы, нуждаются в жестком руководстве и принуждении, контроле и стимулировании к добросовестной работе. Она предполагает страх наказания.
Согласно теории «Y», основанной на демократических принципах, демократическому стилю руководства присуще делегирование полномочий, обогащение содержания труда, улучшение взаимоотношений в коллективе, коллегиальное решение проблем, признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий[15].
Развитием теории «Y» явилась разработка различных стратегий проектирования и организации труда с учетом «расширения работ» (увеличение «горизонтальной нагрузки» на работника), «обогащения труда» (выполнение более сложной работы, позволяющей раскрыть потенциал личности и усиливающей содержательный аспект), вовлечение работника в процесс обсуждения, анализа и принятия решений. Последнее получило название «партисипативность» (от лат. «participant» - участник).
В 1981 г. был предложен еще один подход - теория «Z», вобравшая в себя особенности японского стиля управления. Теория «Z» исходила из того, что партисипативность является основой повышения производительности труда и базируется на «доверии, такте и близости» .
В то же время процесс возникновения мотивации очень сложен и зависит от конкретного человека и той ситуации, в которой он находится, поэтому существующий на предприятиях производственный опыт показывает, что какой-либо стиль управления в чистом виде практически не встречается, как и не существует «лучшего» стиля управления. Истина в этом вопросе может заключаться в обеспечении эффективного стиля управления. А это, в свою очередь, есть совокупное, грамотное использование имеющихся стилей в зависимости от вида деятельности и типа работника.
Итоги анализа теорий мотивации указывают на то, что не существует методов мотивации, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах, и каждый применяемый метод должен быть согласован с выбранной предприятием стратегией управления человеческими ресурсами.
Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация требует поиска новых форм и методов эффективного воздействия на трудовую активность работников, создания и развития концептуальных положений существующих теорий мотивации применительно к практике современных предприятий, а также разработка рекомендаций по повышению уровня мотивации труда в современных условиях производства.
Внешняя мотивация к труду имеет большое теоретическое и практическое значение, так как от нее зависит уровень производительности труда на предприятии и, в конечном итоге, конкурентоспособность производимой продукции.
Потребность практически не поддается непосредственному наблюдению. Однако, путем анализа деятельности человека можно выявить, какие потребности в определенный момент времени он испытывает и с какой остротой, разработав шкалу приоритетов и шкалу количественной оценки остроты потребности в рамках конкретного исследования.
В механизме трудовой мотивации решающая роль принадлежит вознаграждению. При этом под вознаграждением понимается все то, что считает для себя ценным. Вознаграждение может быть как внутренним, получаемым от самой работы, ее содержательности и значимости, так и внешним, которое представляется работнику в виде заработной платы, премии, продвижения по карьерной лестнице. Вознаграждение может быть эффективным только в том случае, когда руководству предприятия известны потребности его работников и приоритеты в их удовлетворении. Поэтому основной задачей субъекта мотивации, в данном случае, предприятия, должно являться умение выявлять побудительные мотивы работников и оказывать на них соответствующие воздействия в целях повышения как индивидуальной производительности труда, так и эффективности работы самого предприятия в целом.
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕОРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО "ИНТЕРПРОДУКТ" Г. АСТРАХАНЬ
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
ООО "Интерпродукт" занимается оптово-розничной торговлей продуктами питания на территории Южного Федерального округа.
Система мотивации персонала рассматривается нами только в Астраханском дивизионе ООО "Интерпродукт".
Место нахождения предприятия: Российская Федерация, 414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Капитана Краснова д. 20.
Предприятие работает только с отечественными продуктами.
Целями и задачами бизнеса является стабилизация объемов продаж, быть лидирующим продавцом качественной продукции, внедрение новых видов продукции с учетом потребительского рынка, получение прибыли, на основе которой производить дальнейшее техническое перевооружение предприятия.
Предприятие реализует продукцию по городу Астрахани через оптовиков(30%), розничную сеть (40%), сетевую розницу (Магнит, Городок, Лента, Окей) - 30%, а также в городах Камызяк, Ахтубинск, селах Астраханской области. Дистрибьюторская сеть предприятия включает 196 магазинов, расположенных на территории г. Астрахани, 27 магазинов в г. Камызяке, магазины в г. Ахтубинске, магазины в селах Астраханской области.
Основными видами деятельности Общества являются:
- оптовая торговля;
- оказание транспортных и транспортно - экспедиционных услуг, включая экспортно-импортные грузы на всех видах транспорта;
- осуществление оптовой и розничной торговли, в том числе путем создания сети торговых баз, фирменных магазинов;
- другие.
Предприятие строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах деятельности, исключительно на основе договоров. Предприятия реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятиям. Так же предприятия имеет право осуществлять коммерческую деятельность; приобретать или арендовать основные и оборотные средства; планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса потребителей на товар.
Высшим должностным лицом предприятия является его руководитель. Руководитель осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с условиями контракта, заключаемого с ним.
Отношение работников и предприятия возникает на условиях трудовых договоров.
Прекращение работы предприятия может осуществляться путем его ликвидации, либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.
Руководитель
Финансовый отдел
Супервайзеры
Менеджеры
Торговые представители
Кассиры - операторы
Рис. 1. Организационная структура ООО "Интерпродукт" г. Астрахань
В ООО "Интерпродукт" г. Астрахань используется линейно-функциональная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична
2.2. Выявление мотивационной структуры персонала предприятия
Для разработки на предприятии грамотной мотивационной политики и определения приоритетных направлений повышения мотивации работников к эффективному труду, представляется необходимым определить наиболее важные побудительные мотивы. Это следует сделать как с точки зрения выявления иерархии мотивов трудовой деятельности, так и с целью установления доминирующей группы мотивов.
Для решения на предприятии стратегических вопросов в области мотивации и стимулирования труда необходимо знание зависимости доминирующих мотивов трудовой деятельности у работников от уровня их образования и квалификации, возраста, стажа работы по специальности, и пола. Только в этом случае возможно создание оптимальной системы мотивации и стимулирования труда, позволяющей достигнуть максимального уровня результативности трудовой деятельности работников.
Современная наука признает, что трудовая деятельность человека никогда не направляется одной единственной потребностью или единичным мотивом. Одновременное проявление и действие мотивационных факторов различного происхождения составляет у человека практически постоянный фон жизни. Одни ученые называют это полимотивацией[16], другие множественной мотивацией[17], третьи суммарной мотивацией[18].
Трудовое поведение работника, определяемое множеством потребностей, порождает комплекс мотивов к труду. При этом каждый работник, осуществляющий трудовую деятельность, имеет присущий ему набор мотивов, имеющих различную силу, то есть свой мотивационный комплекс.
Поэтому, выявление структуры мотивационного комплекса каждого работника, а именно специфических мотивов его поведения, которые лежат в основе его профессиональной деятельности, является важной задачей.
Это позволит руководству оказывать на работников определенные управленческие воздействия, обеспечивая необходимую производительность и качество труда.
Степень воздействия конкретного мотива на трудовое поведение работника характеризуется понятием «сила мотива». Сама «сила мотива» не имеет каких-либо конкретных единиц измерения, данным термином можно пользоваться только в констатирующем смысле, а именно: на работника Петрова И.И. мотив «А» оказывает большее влияние, чем мотив «Б». Однако же, каждый работник сам может достаточно точно определить, какое воздействие, влияющее на его трудовое поведение, он ощущает сильнее, а какое - слабее.
Считается, что очень слабое воздействие мотива на работника или, наоборот, воздействие избыточное, нельзя признать эффективным, так как это может вызвать сбой в его трудовом поведении1. Если же работник субъективно оценивает силу воздействия какого-то мотива или группы мотивов как нормальную, то можно сказать, что система мотивации к труду на предприятии является оптимальной.
Под оптимальной следует признать систему мотивации, при которой каждый работник субъективно оценивает величину воздействия каждого из мотивов трудовой деятельности как оптимальную. При этом, в качестве критерия оптимальности системы трудовой мотивации автором предлагается тождество: = 0, где Д1 - рассматривается как разность между фактической и оптимальной силой воздействия на работника 1-го мотива.
Однако на практике ситуация, когда А; = 0 встречается крайне редко или совсем не встречается. Поэтому, говоря об оптимальности системы мотивации труда на предприятии, нужно иметь в виду условно- оптимальную систему, когда: Д; = п, где величина «п» является несущественным отклонением силы воздействия мотивов от оптимального значения.
В качестве общего критерия эффективности системы мотивации труда, предлагается рассмотреть соотношение:
(2.1)
где Е - эффективность системы мотивации;
n - количество мотивов трудовой деятельности.