Файл: Основные проблемы философского освоения мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1093

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сократ


Учение Сократа (469 – 399 г.г. до н. э.) явилось поворотным пунктом в развитии древнегреческой философии, так как ознаменовало переход от натурфилософских проблем к антропологическим.

Сократ не оставил философских произведений, но вошёл в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название

«майевтика». Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ не признавал эмпирического изучения природы, считая, что предметом философии должно быть не бытие, а человек. «Познай самого себя» - одно из самых известных изречений, приписываемых Сократу.

Сущность человека - душа, мыслящий и моральный разум, управляющий его инструментом – телом. Главные жизненные ценности – это познание и знание добра. Знающий и понимающий добро – добродетелен, невежество обрекает человека на пороки. Готовых истин нет - «я знаю, что ничего не знаю», то есть, следует подвергнуть сомнению все устоявшиеся представления о мире. Истинное знание можно получить в процессе диалогического рассуждения путем вопросов и ответов, которое должно протекать по правилам диалектики искусства спора. Вначале опровергается устоявшееся решение проблемы. Затем опровергаются предложенные новые варианты ее решения, и после этого коллективно зарождается истина («в споре рождается истина»).

Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Платон


Платон (427 – 327 г.г. до н. э.) наряду со своим учителем Сократом и учеником Аристотелем считается вершиной древнегреческой классической философии. Философия Платона – первая в европейской традиции попытка создания целостной философской системы (его учение включает онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе, этику, эстетику, теологию). Платон излагал свои взгляды в форме диалогов; это – первый мыслитель, чьи сочинения почти полностью дошли до наших дней.


Платон трактует природный мир с позиций объективного идеализма: истинное бытие – это не чувственно воспринимаемый «мир вещей» (несовершенный, изменчивый), а его умопостигаемая сущность – «мир идей» (совершенный, прекрасный, вечный).

Сущностью всех вещей по Платону, являются идеи – вечные и неизменные общие понятия (например, «человек», «животное», «растение» «камень»). Идеи находятся в иерархической связи между собой по степени их общности и образуют

пирамиду, в основании которой находятся наименее общие идеи. На вершине находится самая общая идея, смысл которой поэтому присущ всем менее общим идеям - идея Блага. Следовательно, все идеи благи, т. е. добры и прекрасны и не существуют отдельно друг от друга. Система идей и есть высшее бытие. Они, согласно Платону, пребывают в особой сфере, находящейся за сферой звезд – Гиперурании. Вещи и упорядоченный космос созданы из материи богом – демиургом, взявшем за образец эти идеи. Бог – это Единое, придавшее единство материи, идеям и вещам. Но вещи далеко не так совершенны как их прообразы – идеи. Они появляются и разрушаются, они могут быть и уродливыми, и вредными. Это обусловлено их материальной природой. А материя несовершенна в силу ее бесконечной делимости и изменчивости.

Природа – это совершенный замкнутый космос, сущностью которого является система идей, управляющая его движением. Высшим благом являются циклические законы существования космоса – смена времен года, возвращение звезд каждый год на прежнее место, смена дня и ночи, рождение и смерть и т. п. Это то, благодаря чему космос определенен и неуничтожим, даже если материален. Сущностью человека является идея свободной разумной души, которая занимает свое место в идейной иерархии, определяет его материальное тело и душу. Человек должен руководствоваться разумом и управлять своими телесными влечениями. Платон признавал принцип переселения душ. Если человек при жизни руководствовался идеями, после смерти его душа вселится в человека. А если предавался телесным страстям – в животное или в растение. Кроме того, Платон признавал трехчастную структуру души, которая состоит из разумной части (высшее начало), страждущей (волевое начало) и

вожделеющей (низменное начало). У каждого человека доминирует одна из частей души, определяя, тем самым, специфику человеческой личности. Если доминирует разум - человек рожден мыслителем, философом, для которого высшая ценность – истина. Доминирует страждущее начало – воином, для которого цель жизни – слава; низменное, вожделеющее – крестьянином или ремесленником, для которых превыше всего материальные блага.

Для счастья человек должен знать истину. Ею является знание идей. Их человек может познать путем припоминания, так как до рождения его душа обитала в царстве идей и все их знала. Вселившись в тело, душа их забыла, поскольку телесные влечения затмили и исказили это знание (поэтому тело – темница души). Ощущения не дают знание идей, а только подталкивают людей к припоминанию, однако логические рассуждения в духе диалектики Сократа также могут навести на истину.

Платон впервые разработал модель идеального государства, где нет частной собственности. Такое государство должно состоять из трех сословий в соответствии с трехчастной структурой души и тремя типами человеческих личностей. Высшее сословие – это правители-мудрецы (философы), у которых преобладает разумная часть души. Среднее сословие – это воины, у которых доминирует чувство долга. У низшего сословия – крестьян и ремесленников преобладает вожделеющая часть души. И это задано от рождения, так что переход из одного сословия в другое – неразумен и противоестественен. Платон предложил ввести общественное воспитание детей, чтобы не родители, а философы-мудрецы определяли, кто к какому сословию относится. (К. Маркс метко назвал платоновское идеальное государство «афинской идеализацией египетского кастового строя»). Тем не менее, это была первая в истории концепция, содержавшая в себе критику частной собственности и идею идеального государственного устройства. Учение Платона будет возрождено английским мыслителем Томасом Мором (1478 – 1535), (который и введет термин «утопия» для обозначения подобных теорий) и станет первой утопией в ряду подобных социально-политических концепций разных эпох.

Философия Платона считается не только образцом объективного идеализма, но и основой дальнейшего развития европейской философской мысли. Платон был основателем философской школы в Афинах (платоновской
Академии),

просуществовавшей вплоть до 529 г. (эта дата сегодня считается конечным пунктом существования античной философии).

Аристотель


Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик и сотрудник платоновской Академии, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков в Афинах (Ликей Аристотеля), создатель первого систематизированного всеохватывающего философского учения, автор многочисленных научных и философских трактатов.

Подвергнув критике теорию идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»), Аристотель провозгласил необходимость познания чувственно воспринимаемого мира, так как общее существует только в самих вещах.

Любой предмет, по Аристотелю, это единство двух начал: активного форма

(это сущность предмета или явления) и пассивного материя.

Именно форма придает материи определенность. Материя – это субстрат, сама по себе она абсолютно аморфна, неопределенна, пассивна, абсолютно неподвижна и потенциально может принять любую форму. Форма – идея вещи, ее сущность и она существует в самой вещи, а не где-то за ее пределами в мире идей, как думал Платон.

Понятия «форма» и «материя» относительны: то, что в одном отношении выступает как форма, в другом проявит себя как материя. Например (это пример самого Аристотеля), медный шар: шар – форма, а медь – материя. Но медь, взятая сама по себе, как самостоятельное явление, будет уже формой, а то, из чего она состоит (сам философ полагал, что она состоит из четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха), будет материей. Спускаясь таким образом по «лестнице форм», мы придем к «чистой», бесформенной, абсолютно пассивной материи. Поднимаясь по «лестнице форм», мы получим «чистую форму» - абсолютно бестелесную и активную сущность мира - «форму всех форм». По Аристотелю, её можно было бы назвать Богом. Неподвижный Бог, который придает динамику всем изменениям, является и перводвигателем циклично развивающегося космоса, и его высшей целью и т.п. Учение Аристотеля о «форме всех форм» будет позже воспринято в средневековой философии Фомой Аквинским, создателем
теории христианского неоаристотелизма.

Материя и форма составляют две первых (из четырех) причин бытия: формальную и материальную, которые объясняют существование вещей, но не их развитие. Для объяснения движения и изменения Аристотель вводит еще две причины: действующую и целевую. Действующая – это причина изменения, что или кто производит изменения, а целевая причина – это цель, то, для чего что-то меняется, к чему стремится развитие вещи.

Наука должна познавать конкретные вещи, то есть, иметь отношение к материальному миру как таковому. Но познание их возможно только через видовые и родовые понятия, получаемые обобщением чувственных данных. Аристотель называет 10 категорий, которые являются высшими родами бытия: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и страдание.

Сущность всего живого – это их формы или души, которые Аристотель разделил на растительные, животные и разумные. Разумной обладает только человек. Но цель человека – приблизиться своим разумом к Богу, освободиться от материи и стать созидающей богоподобной душой.

В учении о государстве Аристотель также отошел от концепции Платона, считая пороком общества не наличие у граждан частной собственности, а ее полное отсутствие у одних и чрезмерное богатство у других. Для нормального развития общества необходимо, чтобы его граждане имели средний размер собственности. Это, по мысли Аристотеля, удержит людей от порока и заставит их трудиться на пользу обществу.

Учение Аристотеля оказало значительное влияние на последующее развитие науки и философии.

1.6.Эллинистическая и Римская философия Философия эллинизма


Эллинизм это период в истории стран Восточного Средиземноморья 323 30 гг. до н.э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.