Файл: Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ контрольных работ учащихся, наблюдения и исследования показывают, что ошибки, которые учащиеся допускают при решении задач, можно классифицировать так:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действия: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

6. Ошибки в вычислениях.

7.Неверная формулировка ответа задачи (сформулированный ответ не соответствует вопросу, задачи и т.д.).

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;

г) повторение задачи по вопросам.

Наряду с конкретизацией содержания задачи с помощью предметов, трафаретов и рисунков в практике работы учителей в школах широкое распространение получили следующие формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Так как функция контроля у детей ослаблена, то проверка решения задачи имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. В младших классах необходимо:

1. Проверить словесно сформулированные задачи, производя действие над предметами.

2. Проверять реальность ответа.

3. Проверять соответствие ответа условию и вопросу задачи. Проверка решение задачи другим способам её решения возможно с 4 класса.

1. Ставятся узловые вопросы по содержанию задачи.

2. Предлагается рассказать весь ход решения задачи с обоснованием выбора действий.

1. К готовому условию подобрать вопросы.

2. По вопросу составить задачу, подобрав недостающие числовые данные.



Загадки

  • Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы)

  • Четыре братца под одной крышей живут (стол)

Задачи – шутки

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

Сколько концов у палки? У двух палок?
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы
– Это вам на зиму, внуки
Рукавичек по две штуки
Берегите, не теряйте,
Сколько всех пересчитайте

Занимательные вопросы:

Дидактическое упражнение: Ответь на вопрос

Сколько у вороны лапок? У вороны две лапки
Сколько у воробья крыльев?
Сколько у совы хвостов?
Сколько у дятла голов?
Сколько у синицы клювов?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно – срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений о времени играет важную роль в их жизни. В формирование временных представлений включаю разделы: «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года».

Например, в разделе: «Вчера сегодня, завтра» использую дидактическое упражнение: Придумай историю на тему «Вчера на рыбалке», в которой закрепляется понятие о дне прошедшем, используются глаголы прошедшего времени.

Формирую понятие «сегодня», развивать память, мышление помогает задание «Нарисуй, что мы сделали сегодня днем».

Пространство представляет собой одну из форм существования объективной реальности, которой ребенок овладевает в процессе развития. Использование линейки – трафаретки помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в пространстве:

  • располагать предметы в заданных направлениях

  • менять направление предметов

  • активно использовать пространственную терминологию и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (в, над, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине, справа, слева, вверху, внизу и т.д.)

  • анализировать и словесно описывать информацию о расположении предметов

  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память.

Одновременно решаются задачи на закрепление геометрических фигур:




Дидактические игры и пособия с математическим содержанием присутствуют в работе по развитию связной речи.

Дидактическая игра: Посчитай

(Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже) выделение итогового числа, развитие интонационной выразительности речи)

Оборудование: картинка: дом с крыльцом, пять деревьев

Рифмованный рассказ:

Маша и медведь
Встала Маша на крыльцо
Вот растет деревцо
Вот растет другое
Красивое такое
Стала Машенька считать
Насчитала ровно пять
Все деревья эти
Сосчитайте дети

Дети считают: одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Сколько деревьев возле дома?
Возле дома пять деревьев.

Дидактическая игра: Кондитерская фабрика

(Знакомство с монетами, развитие диалогической речи)

Рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус.
Чтобы проехать надо заплатить за проезд, а значит разменять монету.

Ребенок садится в автобус, просит разменять 10 рублей (5 на 5; на 2, 2, 2, 1; 5, 2, 2, 1), а затем опускает в кассу монеты 2, 2, 1). Игра направлена на развитие диалогической речи.

Составление описательного рассказа о фрукте по плану

Что это?
Где растет?
Какой внешний вид? (величина, форма, цвет)
Какой на вкус?
Какой на ощупь?
Что из него готовят?

Составление сравнительного рассказа: Дуб и береза

(Сравнение двух предметов, употребляя грамматические конструкции)

Дуб и береза – это растения. Дуб большой, а береза маленькая. Дуб высокий, а береза низкая. Ствол у дуба толстый, а у березы ствол тонкий. У дуба много веток, а у березы меньше. У дуба ствол темный, а березы ствол светлый (белый). У дуба ствол шершавый, а у березы гладкий.

Пересказ рассказа «На горке»

(Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными).

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горе стали кататься пятеро ребят. Всем было весело.

Вопросы:

  • Какое время года наступило?

  • Какой снег выпал?

  • Что построили во дворе?

  • Кто первым прибежал на горку?

  • Кто вторым пришел на горку?

  • На чем стали кататься две девочки?

  • Сколько ребят стали кататься на горке?


Игры – сказки, ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании.

Сказка «Платье из лепестков»

Однажды майский Жук пригласил Стрекозу на бал. Очень она обрадовалась. Еще бы, Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе – гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала Мотылька на луг. А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепыхали четыре нежных алых лепестка. Мотылек созвал два мака и отнес Гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

А хватит ли лепестков с двух маков? – спросила Стрекоза. Ну, конечно, – успокоила портниха.

И действительно, хватило и еще осталось. А остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом Стрекозы и спрашивали: Сколько лепестков пошло на такое платье? Но Стрекоза не знала. А вы знаете?

Игра – сказка играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи. Разве можно им отказать. Дети быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям.

Таким образом, игры с математическим содержанием помогают детям с общим недоразвитием речи, преодолевать имеющие нарушения речи

  1. Роль занимательных математических заданий в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Приложение ( презентация 6)

  • Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе.

  • Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

  • Специальные исследования В.А. Крутецкого показали, что для овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

  • Математика обладает большим воспитательным потенциалом: формируется критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

  • В процессе обучения математике происходит развитие элементарного математического мышления учащихся, формирование и коррекция таких его форм, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти; внимания и других психических функций.




  1. Урок математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Урок  продолжается 45 мин, (в I классе — 35 мин), время учебных  занятий в году, каникулы совпадают  с принятыми  в массовых школах. В одном классе объединяются дети, имеющие сходный  возраст, срок обучения, уровень знаний. Всдушая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников. На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние следующие факторы: их интеллектуальные возможности, методическое мастерство учителя, наличие наглядных и технических средств обучения.

     Помимо  урока  существуют и другие формы  организации  учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа, производственная практика и т. д. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему. Существуют также специфические формы учебных занятий, такие как логопедические, ЛФК, ритмика и другие.

     Современные требования к уроку состоят в  следуюшем:

     - реализация  в комплексе образовательной,  коррекцинно-развивающей, воспитательной  функций обучения;

     - соответствие  урока принципам  обучения;

     - организационная  четкость урока;

     - оптимизация  учебно-воспитательного  процесса;

     - интенсификация  учебно-воспитательного  процесса;

     - соответствие  содержания урока  учебным программам;

     - осуществление  межпредметных  и внутрипредметных  связей;

     - повышение самостоятельности   учащихся.

     Под структурой урока принято понимать соотношение  и последовательность частей (элементов, этапов) урока. Общими элементами уроков являются: организация  начала урока, проверка усвоения ранее  изученного материала, сообщение ученикам целей  и задач урока, объяснение нового материала, закрепление его, повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

     Структура урока  в специальной школе  определяется дидактическими, коррекционно-развивающимн и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.


     На  уроке решаются не только задачи непрерывного продвижения в изучении вопросов программы данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами. На уроках математики рассматриваются арифметические задачи, числовые данные которых взяты из уроков труда, географии и др. На уроках родного языка составляются предложения, рассказы, пишутся диктанты, сочинения на темы, связанные с историческими событиями, географическими явлениями и т. д.

     Учитель до урока, на перемене, организует детей  таким  образом, чтобы предупредить у них излишнее возбуждение. По звонку ученики занимают свои привычные места. В начале урока учитель предлагает задания в зависимости от состояния детей. Если они возбуждены, то задания подбираются таким образом, чтобы сделать детей спокойнее, если вялы, пассивны, то специально подобранные задания позволят их активизировать. Начало урока должно быть деловым, серьезным, нельзя отвлекать школьников посторонними разговорами.

     Проверке  домашнего  задания следует придавать  обучающий  характер. Это не столько контроль за усвоением знаний, сколько процесс их закрепления. Во время проверки домашнего задания, опроса учитель привлекает всех учеников класса к участию в беседе.

     Следующим этапом урока является подготовка учащихся к усвоению нового материала. Кроме  подготовительной задачи, цель этого этапа заключается и в необходимости возбудить у них познавательный интерес. Этот этап непродолжителен, но должен проходить целенаправленно. На некоторых уроках (чтение, география, естествознание и др.) это может быть вступительная беседа, на других — повторение ранее пройденного материала, на базе которого будут формироваться новые знания.

     Основным  на каждом уроке является этап объяснения нового материала.

     Объяснение  нового материала может осуществляться индуктивным или дедуктивным методом. Учитель использует разнообразные приемы, позволяющие привлечь внимание учеников. В процессе объяснения нового материала он обращается к школьникам с вопросами, предлагает выполнить рисунки, записи, действия с предметами.

     Как происходит закрепление пройденного материала? Первоначально оно направлено на то, чтобы у учащихся составилось общее представление об обсуждавшемся предмете, чтобы они могли под контролем и с помощью учителя повторить то, с чем познакомились.

     На  всех уроках (за редким исключением) учитель возвращает учеников к материалу, уже изученному, он стремится увязать изучаемый материал с тем, который дети уже «прошли».