Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 6. Тест как основной инструмент психодиагностики.


Содержание: в данной теме приводятся различные определения понятия «тест» в психодиагностике, представлены различные характеристики теста. Рассматривается вопрос объективности психологических тестов. Перечисляются и описываются основные этапы стандартизации теста. Определяется содержания понятия нормы в психодиагностике. Описывается свойство валидности психологических тестов, рассматриваются её основные виды: практическая валидность, валидность по содержанию, оценочная валидность, внешняя валидность. Описывается надежность психологических тестов. Оценивается соотношение терминов «тест», «методика» и «опросник». В конце темы приведены учебное задание, которое состоит в заполнении и обработке психодиагностической методики.

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на многозначность определения «тест», а также на основные его характеристики. Особое внимание рекомендуется уделить параграфу «Психологический тест как объективное измерение», для более глубоко понимания вопроса следует обратиться к статье Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. «Проблемы объективного метода в психологии». Следует с вниманием отнестись к понятиям: валидности и надёжности. В конце темы предложено учебного задание – его необходимо выполнить: ознакомится с инструкцией, ответить на вопросы методики и провести её обработку, соотнести полученные результаты с критериями. Выполнение задания рекомендуется провести в тетради письменно. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для изучения темы для более основательного изучения темы и ознакомиться с ними. После чего предлагается ответить на вопросы для проверки собственных знаний.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте своё определение понятию «тест» (не совпадающее с предложенными в теме).

  2. Почему получаемые в ходе тестирования данные нельзя однозначно считать объективными?

  3. Почему важно чтобы тест прошёл стандартизацию?

  4. Что такое валидность? Перечислите и охарактеризуйте основные виды валидности.

  5. Что такое надёжность?

  6. Выполнив учебное задание, ответьте на вопросы: можно ли данную методику считать валидной и надёжной? Почему? В каком психологическом исследовании она может быть применена? (сформулируйте его тему)


Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Глава 3. Психометрические требования к построению и проверке методик, §1,2

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Глава 1. Природа и назначение психологических тестов. Глава 4. Надёжность. Глава 5. Валидность: основные понятия. Глава 6. Валидность: измерение и интерпретация.

  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 3. Психометрические основы психодиагностики. Разделы 3.1 – 3.6

  4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. Глава 2. Психодиагностика как наука. Раздел 2.5

  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. «Проблемы объективного метода в психологии» (статья)

  7. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Часть 1. Глава 2. Методы психодиагностики Раздел 2.3

Конспект лекции.

Понятие теста.

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста (англ. test – «проба, испытание, проверка»). Охарактеризуем их.

«Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения»25.

«Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий»26

«Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения»27.

«Под тестом понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности»28.

Все определения содержат следующие некоторые общие моменты:

  • во-первых, тест представляет собой особый инструмент постижения особенностей изучаемого явления (специфика поведения, личностных качества человека и т.д.);

  • во-вторых, тест характеризуется понятием «стандартизированность», которое подразумевает под собой наличие определённых стандартов и норм для сравнения результатов полученных в ходе исследования; то есть – в отличии от проективных методик, в тесте предусмотрен шаблон для сравнения полученных результатов со стандартными, условно «нормальными».

  • в-третьих, тест состоит из определённого набора заданий или вопросов, которые предлагаются в условиях ограниченного времени, то есть для заполнения теста (или его частей) отводится определённый временной интервал;

  • в-четвёртых, тест позволят получить результаты в форме количественных показателей (баллы), которые затем описываются качественно (интерпретация). Иными словами, сам по себе тест позволяет описать сложные явления в достаточно строгой системе координат – посредством некого условного числового эквивалента. Затем, после обработки результатов происходит обратный процесс: балловые показатели переводятся в качественные, то есть интерпретируются. При такой системе перевода «слов» - в «числа», а затем после некоторого преобразования, снова из «чисел» - в «слова», значительное количество нюансов теряются.


Психологический тест как объективное измерение.

В идеальном варианте психодиагностический тест должен соответствовать критерию «объективности». Стоит отметить, что в отношении психологической науки данное понятие может употребляться весьма условно, так как восприятие реальности напрямую зависит от воспринимающего её (т.е. самого человека, субъекта). Поэтому, объективность в рамках психологии может пониматься достаточно условно. Несмотря на это, поскольку психодиагностика является во многом инструментальной дисциплиной, перед которой стоят определённые задачи типологии и категоризации, то будем говорить о некой, принятой «объективности» получаемой в ходе исследования информации.

Объективность, валидность и надежность – вот основные требования, которым должен удовлетворять каждый психодиагностический тест.

Объективность психологического теста означает, что получаемые результаты, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений исследователя. Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам. Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

  • единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;

  • единообразие оценки выполнения теста;

  • определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации.

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа29.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

Условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.


Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Валидность психологических тестов

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение и оценку определённых явлений или процессов (индвидуально – психологических особенностей, когнитивных способностей, эмоциональной сферы). Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода.


Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности. Например, методика «Кольца Ландольта» предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью «Колец Ландольта», вполне отражают содержание определений именно этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.

Наиболее укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»30.

Валидность по своей сути - это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией31.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности. Перечислим их.

Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: «Какова вероятность того, что человек обладает определённым свойством в настоящий момент времени?».

Валидность по содержанию отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы, и показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике. Этот прием используется, например, в тестах достижений. Обычно в тесты достижений включается не весь материал, который прошли учащиеся, а какая-то его небольшая часть (3–4 вопроса). Можно ли быть уверенным в том, что правильные ответы на эти немногие вопросы свидетельствуют об усвоении всего материала? На это и должна ответить проверка валидности по содержанию. Для этого проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (по данному материалу).