Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 12. Психодиагностика личностных особенностей.


Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования личностных особенностей. Кратко описываются личностные опросники: Р. Кеттелла, Фрайбургский личностный опросник, Гиссенский личностный тест, Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста, Опросник Шмишека, Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации (MMPI), Тест Роршаха, Я-структурный тест Г. Аммона. Предложено учебное задание – по методике FPI (Фрайбургский личностный опросник).

Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики и с какого возраста применяются для исследования личностных особенностей. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для более основательного изучения материала и ознакомиться с ними. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику FPI (Фрайбургский личностный опросник).

Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Какие показатели можно получить по методике Р.Кеттела? Какие существуют варианты данной методики?

  2. В каких исследованиях можно применять опросник «Большая Пятёрка»? Какие ведущие пять факторов можно исследовать с помощью него?

  3. Чем отличается методика Шмишека от ПДО Личко?

  4. Какие показатели входят в методику Г. Аммона?

Дополнительные материалы к теме:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть III. Диагностика личности

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 4. Психодиагностика черт личности

  3. Большая энциклопедия психологических тестов.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике

  5. Психологическая диагностика: Учебное пособие // Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. Глава VIII. Психодиагностическое изучение некоторых параметров личности, §1 – 8

  6. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001.

Конспект лекции.

Психодиагностика личностных особенностей

Стоит отметить, что на сегодняшний день существует значительное число методик исследования личностных особенностей и характеристик. Остановимся подробнее на основных из них.


16-ти факторный лличностный опросник Р. Кеттелла61

История создания методики. 16-факторный личностный опросник - психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела.

В 1936 году Гордон Олпорт и Х.С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году В. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что 5 факторов было бы вполне достаточно.

В дальнейшем Л.Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России - А. Г. Шмелев), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны. 16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае, если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного в той именно стране, в которой предусматривается проведение этого теста



Р. Кеттелл - яркий представитель теории личностных черт. Показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 биполярным факторам, которые он назвал основ­ными первичными свойствами личности.

Существует несколько личностных вопросников Р. Кеттелла, предназначенных для оце­нивания нормальной личности:

16 PF - Личностный опросник Р. Кеттелла для взрослых, имеющих среднее обра­зование (от 16 лет и старше): две параллельных формы А и В (по 187 вопросов) и со­кращенная форма С (105 вопросов). Все вопросы имеют три варианта ответа, из которых испытуемый выбирает только один.

HSPQ - Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков от 12 до 16 лет

CPQ - Личностный опросник Р. Кеттелла для детей в возрасте от 8 до 12 лет (со­стоит из двух идентичных частей по 60 биполярных утверждений): форма для мальчиков и форма для девочек.

Для испытуемых в возрасте от 12 лет и старше возможно индивидуальное и групповое тестирование, для испытуемых в возрасте от 8 до 12 лет — только индивидуальное.

Во всех вариантах опросника первичные балльные оценки факторов могут быть переве­дены в стандартизованные оценки (стены) в соответствии с возрастными нормативными таб­лицами

Первичные шкалы вопросников:

MD - стремление выглядеть в благоприятном свете; FB - стремление выглядеть хуже, чем на самом деле; А - аффектотимия (доброта, сердеч­ность) - шизотимия (обособленность, отчужденность); В - фактор интеллекта (высокий-низкий); С - сила "Я" (эмоциональная устойчивость-слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость); D - возбудимость (беспокойство) - флегматичность (уравновешенность); Е - доминантность (настойчивость, напористость)-конформность (покорность, зависимость); F — сургенсия (беспечность) - десургенсия (озабоченность); G - сила "Сверх-Я" (высокая совестливость) - слабость "Сверх-Я" (недобросовестность); Н - пармия (смелость) - тректия (робость); I - премсия (мягкосердечность. нежность) - харрия (суровость жёсткость); J - коэстения (осторожный индивидуализм) - зеппия (интерес к участию в общих делах); L - протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость); М - аутия (мечтательность)-праксерния (практичность); N - искусственность (проницательность, расчётливость) - безыскусственность (наивность, простота); О - гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность, уверенная адекватность); Q
1 - радикализм (гибкость) - консерватизм (ригидность); О2 - самодостаточность (самостоятельность) - социабельностъ (зависимость от группы); Q3 — контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (низкий самоконтроль поведения); Q4 - фрустрированность (напряжённость) - нефрустрированность (расслабленность).

Факторы второго порядка: "Экстраверсия—интроверсия" - интерес направлен либо на внешние события, либо на внутренние переживания; "Тревожность-приспособленность" - отражает личностный уровень тревожности; "Cortertia-pathemia" - "живость коры головного мозга, жёсткая уравновешенность" - погружённость в личные переживания, наклонность чувствовать, а не действовать"; "Независимость-покорность" — самобытная личность с несгибаемой "прометеевой волей" (любит всё делать по-своему); "Компульсивность-социопатия" - конформность, ригидность и отсутствие спонтанности - свобода и отсутствие ограничений.

Фрайбургский личностный опросник (FPI)62

Предназначен для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Существуют две фор­мы опросника: полная (форма А) и сокращенная, содержащая в два раза меньше вопросов (форма В). Форма В переведена на русский язык и адаптирована на факультете психологии ЛГУ. Содержит 114 вопросов.

12 шкал: Шкала 1 - невротичность; шкала 2 - спонтанная аг­рессивность (психопатизация интротенсивного типа); шкала 3 - депрессивность; шкала 4 -раздражительность (эмоциональная устойчивость); шкала 5 — общительность (социальная активность); шкала б - уравновешенность (стрессоустойчивость); шкала 7 - реактивная агрессивность (психопатизация экстратенсивного типа); шкала 8 — застенчивость (предрас­положенность к пассивно-оборонительному стрессовому реагированию на обычные жизнен­ные ситуации); шкала 9 — открытость (отношение к социальному окружению и уровень са­мокритичности; может использоваться также в качестве шкалы лжи); шкала 10 — экстравер­сия; шкала 11 — эмоциональная лабильность; шкала 12 - маскулинность.

Возможно использование опросника с 14 лет и старше.

Гиссенский личностный тест (ГТ)63

Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест) отличается от других вопросников тем, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности. Пригоден для исследования не только личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.


Гиссенский тест возможно применять для различных возрастных групп. Его проведение занимает 10-15 минут. Построен по типу семантического дифференциала и включает три ва­рианта одних и тех же 40 биполярных утверждений ("Я", "ОН", "ОНА"). Сырые первичные баллы могут быть переведены в стандартные Т-баллы.

6 основных шкал: шкала социального одобрения, шкала доминантности, шкала кон­троля, шкала преобладающего настроения и развития агрессии, шкала открытости - замкнутости, шкала социальных способностей. 2 установочные шкалы: шкала М (диаг­ностирует проявление эмоционального безразличия к процедуре обследования) и шкала Е (указывает на возбуждённое состояние или низкий контроль).

Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста («Большая пятерка»)64

Опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста и предназначен для диагностики выраженности пяти личностных факторов, именуемых в современной психодиагностической литературе как «большая пятерка».

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 пар биполярных высказываний, характеризующих поведение человека. Обследуемый должен выбрать, какое из двух альтернативных высказываний ему больше всего подходит, пользуясь пятиступенчатой шкалой Лайкерта (–2; –1; 0; 1; 2).

В результате обработки в соответствии с ключом у испытуемого могут быть определены как обобщенные факторы большой пятерки, так и их характерологические признаки:

I. Экстраверсия- интроверсия: I.1. Активность–пассивность. I.2. Доминирование–подчиненность. I.3. Общительность–замкнутость. I.4. Поиск впечатлений–избегание впечатлений. I.5. Проявление–избегание чувства вины. II.Привязанность—обособленность: II.1. Теплота–равнодушие. II.2. Сотрудничество–соперничество. II.3. Доверчивость–подозоительность. II.4. Понимание–непонимание. II.5. Уважение других–самоуважение. III. Самоконтроль–импульсивность: III.1. Аккуратность–неаккуратность. III.2. Настойчивость–отсутствие настойчивости. III.3. Ответственность–безответственность. III.4. Самоконтроль поведения–импульсивность. III.5. Предусмотрительность–беспечность. IV. Эмоциональная устойчивость–эмоциональная неустойчивость: IV.1. Тревожность–беззаботность. IV.2. Напряженность–расслабленность. IV.3. Депрессивность–эмоциональная комфортность. IV.4. Самокритика–самодостаточность. IV.5. Эмоцилнальная лабильность–эмоциональная стабильность.