Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 12. Психодиагностика личностных особенностей.
Содержание: в данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования личностных особенностей. Кратко описываются личностные опросники: Р. Кеттелла, Фрайбургский личностный опросник, Гиссенский личностный тест, Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста, Опросник Шмишека, Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации (MMPI), Тест Роршаха, Я-структурный тест Г. Аммона. Предложено учебное задание – по методике FPI (Фрайбургский личностный опросник).
Методические рекомендации к изучению темы: при изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики и с какого возраста применяются для исследования личностных особенностей. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам для более основательного изучения материала и ознакомиться с ними. После освоения основного материала следует выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику FPI (Фрайбургский личностный опросник).
Вопросы для контроля и самопроверки:
-
Какие показатели можно получить по методике Р.Кеттела? Какие существуют варианты данной методики? -
В каких исследованиях можно применять опросник «Большая Пятёрка»? Какие ведущие пять факторов можно исследовать с помощью него? -
Чем отличается методика Шмишека от ПДО Личко? -
Какие показатели входят в методику Г. Аммона?
Дополнительные материалы к теме:
-
Акимова М.К. Психологическая диагностика. Часть III. Диагностика личности -
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Глава 4. Психодиагностика черт личности -
Большая энциклопедия психологических тестов. -
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике -
Психологическая диагностика: Учебное пособие // Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. Глава VIII. Психодиагностическое изучение некоторых параметров личности, §1 – 8 -
Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001.
Конспект лекции.
Психодиагностика личностных особенностей
Стоит отметить, что на сегодняшний день существует значительное число методик исследования личностных особенностей и характеристик. Остановимся подробнее на основных из них.
16-ти факторный лличностный опросник Р. Кеттелла61
История создания методики. 16-факторный личностный опросник - психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела.
В 1936 году Гордон Олпорт и Х.С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.
Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.
В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.
Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963 году В. Т. Норман повторил работу Кеттелла и предположил, что 5 факторов было бы вполне достаточно.
В дальнейшем Л.Голдберг в США, а также психологи, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик в разных странах (в России - А. Г. Шмелев), показали, что так называемая «Большая пятёрка» факторов является наиболее устойчивой и универсальной для разных языковых культур, в то время как любые системы факторов, включающие более 5 факторов, в том числе 16 факторов, отражают культурную специфику определённой страны. 16-факторный тест даёт более точный прогноз, чем пятифакторный, в том случае, если он базируется на результатах факторного анализа, выполненного в той именно стране, в которой предусматривается проведение этого теста
Р. Кеттелл - яркий представитель теории личностных черт. Показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 биполярным факторам, которые он назвал основными первичными свойствами личности.
Существует несколько личностных вопросников Р. Кеттелла, предназначенных для оценивания нормальной личности:
16 PF - Личностный опросник Р. Кеттелла для взрослых, имеющих среднее образование (от 16 лет и старше): две параллельных формы А и В (по 187 вопросов) и сокращенная форма С (105 вопросов). Все вопросы имеют три варианта ответа, из которых испытуемый выбирает только один.
HSPQ - Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков от 12 до 16 лет
CPQ - Личностный опросник Р. Кеттелла для детей в возрасте от 8 до 12 лет (состоит из двух идентичных частей по 60 биполярных утверждений): форма для мальчиков и форма для девочек.
Для испытуемых в возрасте от 12 лет и старше возможно индивидуальное и групповое тестирование, для испытуемых в возрасте от 8 до 12 лет — только индивидуальное.
Во всех вариантах опросника первичные балльные оценки факторов могут быть переведены в стандартизованные оценки (стены) в соответствии с возрастными нормативными таблицами
Первичные шкалы вопросников:
MD - стремление выглядеть в благоприятном свете; FB - стремление выглядеть хуже, чем на самом деле; А - аффектотимия (доброта, сердечность) - шизотимия (обособленность, отчужденность); В - фактор интеллекта (высокий-низкий); С - сила "Я" (эмоциональная устойчивость-слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость); D - возбудимость (беспокойство) - флегматичность (уравновешенность); Е - доминантность (настойчивость, напористость)-конформность (покорность, зависимость); F — сургенсия (беспечность) - десургенсия (озабоченность); G - сила "Сверх-Я" (высокая совестливость) - слабость "Сверх-Я" (недобросовестность); Н - пармия (смелость) - тректия (робость); I - премсия (мягкосердечность. нежность) - харрия (суровость жёсткость); J - коэстения (осторожный индивидуализм) - зеппия (интерес к участию в общих делах); L - протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость); М - аутия (мечтательность)-праксерния (практичность); N - искусственность (проницательность, расчётливость) - безыскусственность (наивность, простота); О - гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность, уверенная адекватность); Q
1 - радикализм (гибкость) - консерватизм (ригидность); О2 - самодостаточность (самостоятельность) - социабельностъ (зависимость от группы); Q3 — контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (низкий самоконтроль поведения); Q4 - фрустрированность (напряжённость) - нефрустрированность (расслабленность).
Факторы второго порядка: "Экстраверсия—интроверсия" - интерес направлен либо на внешние события, либо на внутренние переживания; "Тревожность-приспособленность" - отражает личностный уровень тревожности; "Cortertia-pathemia" - "живость коры головного мозга, жёсткая уравновешенность" - погружённость в личные переживания, наклонность чувствовать, а не действовать"; "Независимость-покорность" — самобытная личность с несгибаемой "прометеевой волей" (любит всё делать по-своему); "Компульсивность-социопатия" - конформность, ригидность и отсутствие спонтанности - свобода и отсутствие ограничений.
Фрайбургский личностный опросник (FPI)62
Предназначен для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Существуют две формы опросника: полная (форма А) и сокращенная, содержащая в два раза меньше вопросов (форма В). Форма В переведена на русский язык и адаптирована на факультете психологии ЛГУ. Содержит 114 вопросов.
12 шкал: Шкала 1 - невротичность; шкала 2 - спонтанная агрессивность (психопатизация интротенсивного типа); шкала 3 - депрессивность; шкала 4 -раздражительность (эмоциональная устойчивость); шкала 5 — общительность (социальная активность); шкала б - уравновешенность (стрессоустойчивость); шкала 7 - реактивная агрессивность (психопатизация экстратенсивного типа); шкала 8 — застенчивость (предрасположенность к пассивно-оборонительному стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации); шкала 9 — открытость (отношение к социальному окружению и уровень самокритичности; может использоваться также в качестве шкалы лжи); шкала 10 — экстраверсия; шкала 11 — эмоциональная лабильность; шкала 12 - маскулинность.
Возможно использование опросника с 14 лет и старше.
Гиссенский личностный тест (ГТ)63
Гиссенский личностный опросник (Гиссенский тест) отличается от других вопросников тем, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности. Пригоден для исследования не только личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.
Гиссенский тест возможно применять для различных возрастных групп. Его проведение занимает 10-15 минут. Построен по типу семантического дифференциала и включает три варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений ("Я", "ОН", "ОНА"). Сырые первичные баллы могут быть переведены в стандартные Т-баллы.
6 основных шкал: шкала социального одобрения, шкала доминантности, шкала контроля, шкала преобладающего настроения и развития агрессии, шкала открытости - замкнутости, шкала социальных способностей. 2 установочные шкалы: шкала М (диагностирует проявление эмоционального безразличия к процедуре обследования) и шкала Е (указывает на возбуждённое состояние или низкий контроль).
Пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста («Большая пятерка»)64
Опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста и предназначен для диагностики выраженности пяти личностных факторов, именуемых в современной психодиагностической литературе как «большая пятерка».
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 пар биполярных высказываний, характеризующих поведение человека. Обследуемый должен выбрать, какое из двух альтернативных высказываний ему больше всего подходит, пользуясь пятиступенчатой шкалой Лайкерта (–2; –1; 0; 1; 2).
В результате обработки в соответствии с ключом у испытуемого могут быть определены как обобщенные факторы большой пятерки, так и их характерологические признаки:
I. Экстраверсия- интроверсия: I.1. Активность–пассивность. I.2. Доминирование–подчиненность. I.3. Общительность–замкнутость. I.4. Поиск впечатлений–избегание впечатлений. I.5. Проявление–избегание чувства вины. II.Привязанность—обособленность: II.1. Теплота–равнодушие. II.2. Сотрудничество–соперничество. II.3. Доверчивость–подозоительность. II.4. Понимание–непонимание. II.5. Уважение других–самоуважение. III. Самоконтроль–импульсивность: III.1. Аккуратность–неаккуратность. III.2. Настойчивость–отсутствие настойчивости. III.3. Ответственность–безответственность. III.4. Самоконтроль поведения–импульсивность. III.5. Предусмотрительность–беспечность. IV. Эмоциональная устойчивость–эмоциональная неустойчивость: IV.1. Тревожность–беззаботность. IV.2. Напряженность–расслабленность. IV.3. Депрессивность–эмоциональная комфортность. IV.4. Самокритика–самодостаточность. IV.5. Эмоцилнальная лабильность–эмоциональная стабильность.