Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V. Экспрессивность–практичность: V.1. Любопытство–консерватизм. V.2. Любознательность–реалистичность. V.3. Артистиченость–отсутствие артистичности. V.4. Сенситивность–нечувствительность. V.5. Пластичность–ригидность.
Опросник Шмишека65
Содержит 88 вопросов, позволяющих определить тип акцентуации характера по типологии Леонгарда. Ответы испытуемых - "Да" или "Нет".
Имеются 2 формы опросника: для детей от 6 до 14 лет и для взрослых (детский вариант не опубликован).
1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
2.Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
4.Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО)66
Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.
Содержит списки из 11 - 18 утверждений, характеризующие отношение подростков к различным сферам жизнедеятельности, а также особенности их самочувствия и состояний. Испытуемый должен выбрать по 2 - 3 утверждения, которые в наибольшей степени соответствуют его особенностям и которые в наибольшей степени не подходят к нему. Обработка результатов выбора позволяет получить оценки типов акцентуации по типологии Личко. Кроме этого, в методике предусмотрены некоторые дополнительные шкалы: негативное отношение к исследованию, конформность, повышенная откровенность, возможная органическая природа психопатии и акцентуации, выраженность реакции эмансипации, склонность к делинквентности, к алкоголизации, преобладание черт мужественности-женственности
системе отношений, риск социальной дезадаптации, возможность формирования психопатий, риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами, дифференциальная диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек.
Миннесотсткий многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации Методика была задумана авторами Hathaway S. и McKinley J. как тест, дифференцирующий норму от патологии.
Рассмотрим основные модификации MMPI, применяемые в отечественной психодиагностике.
Методика многостороннего исследования личности — ММИЛ67
Адаптация теста MMPI выполнена Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниченко (Утверждения во втором лице; исключение неопределенного ответа, только положительный либо отрицательный ответ; сокращение числа утверждений с 566 до 384 за счет сокращения утверждений, не входящих в клинические и основные оценочные шкалы; рестандартизация шкал на выборке 2500 человек).
Тест насчитывает 384 утверждения (в виде набора карточек, которые необходимо разложить жить на две группы "верно" и "неверно" — индивидуальное проведение) или 377 утверждений (в виде брошюры — для группового тестирования; исключены утверждения, которые затрагивают сексуальную сферу).
Время выполнения от 55 минут до 1 часа 30 минут.
Оценочные шкалы: шкала L — отражает стремление испытуемого представить с возможно более выгодном свете (социально желательном); шкала F — случайное или намеренное искажение результатов; шкала К — позволяет дифференцировать лиц, стремящихся скрыть или смягчить психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.
Клинические шкалы (Шкалы невротической триады —1, 2,3):
Шкала 1 — ипохондрическая тенденция (соматизация тревоги: тревога относится субъектом за счет состояния своего физического здоровья). Шкала 2 — тревога и депрессивные тенденции (тревога, возникая как отражение нарушения психовегетативного - нейровегетативного, нейрогуморального - равновесия, служит наиболее интимным механизмом психологического стресса и лежит в основе большинства психопатологических тенденций). Шкала 3 — шкала истерии (отражает вытеснение из сознания факторов, вызывающих тревогу). Шкала 4 — шкала психопатии (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении в виде асоциального психопатического поведения).
Шкала 5 -выраженность мужских и женских черт характера (отражает, в конечном счете, степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины; идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях; утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли). Шкала 6 — шкала паранойи (ригидность — чаще всего отрицательного — аффекта сочетается с созданием удовлетворяющего субъекта объяснения за счет селективного отбора информации, подтверждающей их адекватность, тогда как информация, противоречащая сформулированной точке зрения, не воспринимается и не учитывается в достаточной мере, благодаря этому аффект представляется субъекту обоснованным и хорошо контролируемым, а поведенческая стратегия четко определенной). Шкала 7 — шкала психастении (фиксация тревоги и ограничительное поведение). Шкала 8 — шкала шизофрении (даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т.е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению "психической дистанции" между собой и окружением). Шкала 9 — шкала гипомании (основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины - импунитивные реакции). Шкала 0 — социальные контакты (степень включенности в социальную среду или, иначе, экстравертированности - интровертированности).
Предназначена для диагностики психического состояния и свойств личности, прогнозирования профессиональной эффективности, поведения в стрессовой ситуации, способствует индивидуализации психокоррекционного подхода.
Стандартизованный метод исследования личности - СМИЛ68
Опросник предназначен для комплексного исследования личности, для оценки психологического статуса личности и представляет собой адаптацию теста MMPI, выполненную под руководством Л. Н. Собчик.
Основной вариант опросника содержит 566 утверждений (среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности "тест-ретест"), предназначенный
для полного обследования с применением 213 шкал (10 базисных, 3-х шкал достоверности и 200 дополнительных). Существуют три формы: мужская и женская, различающиеся только по родовым окончаниям и построению нескольких утверждений, и подростково-юношеская, отличающаяся от первых двух формой звучания некоторых утверждений. Касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные бланки для всех трех форм одинаковы.
Сокращенный вариант методики содержит 378 утверждений, с его помощью можно получить профиль, построенный на основании показателей базисных шкал и шкал достоверности, однако без дополнительных шкал.
Вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков, Л. Н. Собчик ввела другие названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы.
13 основных шкал и графическое построение личностного профиля:
Шкала L - Ложь. Шкала F — Достоверность. Шкала К - Коррекция. Шкала 1 - Сверхконтроль. Шкала 2 - Пессимистичность. Шкала 3 - Эмоциональная лабильность. Шкала 4 - Импульсивность. Шкала 5 - Женственность. Шкала 6 - Ригидность. Шкала 7 - Тревожность. Шкала 8 - Индивидуалистичность. Шкала 9 - Оптимистичность. Шкала 0 - Интроверсия.
Mini-mult - Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - (СМОЛ) 69
Опросник содержит 71 утверждение. Ответы испытуемого: верно, не верно. Время тестирования — 20 минут. Применяется для исследования подростков 14 - 18 лет.
11 основных шкал и графическое построение личностного профиля:
Шкала L (шкала лжи) отражает стремление испытуемого выглядеть в более благоприятном свете. Шкала F (шкала достоверности) отражает степень недостоверности полученного результата, случайное или намеренное искажение результатов. Шкала К (шкала коррекции) отражает стремление смягчить или скрыть психопатологические явления, а также степень интро- и экстравертированности испытуемого. Шкала 1 — шкала ипохондрии. Шкала 2 — шкала депрессии. Шкала 3 — шкала истерии. Шкала 4 — шкала психопатии (социальная дезадаптация в широком смысле слова). Шкала 6 — шкала паранойи. Шкала 7 — шкала психастении (застенчивость, сентиментальность, чувство неудовлетворенности — у мужчин; невротические реакции — у женщин).
Шкала 8 — шкала шизофрении. Шкала 9 — шкала гипомании.
Тест Роршаха70
Является проективной методикой исследования личности. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями, так называемыми «пятнами Роршаха». Обследуемый должен ответить, на что похоже изображение. Записываются все ответы, время ответа и особенности поведения. Завершается обследование опросом по определенной схеме. Каждый ответ формализуется по разработанным автором пяти счетным категориям: локализация, детерминанты, уровень формы, содержание, оригинальность на основании интерпретационных таблиц. Суммы однотипных оценок, соотношения между ними позволяют создать единую структуру взаимосвязанных особенностей личности, определить общую направленность личности (интроверсии и экстратенсии), которая и определяет «тип переживания»: как переживает человек, как он взаимодействует с окружением, а также получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к тревожности и беспокойству, тормозящей или стимулирующей активность. Однозначность диагностики достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением.
Я–структурный тест Аммона — ISTA71
Опросник разработан немецкими психоаналитиками на основе концепции личности Гюнтера Аммона и предназначен для диагностики центральных личностных функций на структурном уровне. Методика адаптирована сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева Ю. Я. Тупицыном, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой и Е. В. Бродской.
Тест представляет собой набор из 220 утверждений, которые испытуемый оценивает как верные или неверные по отношению к нему. Утверждения описывают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает деятельность одной из шести центральных Я-функций: агрессия, тревога, страх, внешнее Я-отграничение, внутреннее Я-отграничение, нарциссизм, сексуальность.
Каждая из этих центральных Я-функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих этих центральных личностных образований.
Опросник Шмишека65
Содержит 88 вопросов, позволяющих определить тип акцентуации характера по типологии Леонгарда. Ответы испытуемых - "Да" или "Нет".
Имеются 2 формы опросника: для детей от 6 до 14 лет и для взрослых (детский вариант не опубликован).
1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
2.Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
4.Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО)66
Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.
Содержит списки из 11 - 18 утверждений, характеризующие отношение подростков к различным сферам жизнедеятельности, а также особенности их самочувствия и состояний. Испытуемый должен выбрать по 2 - 3 утверждения, которые в наибольшей степени соответствуют его особенностям и которые в наибольшей степени не подходят к нему. Обработка результатов выбора позволяет получить оценки типов акцентуации по типологии Личко. Кроме этого, в методике предусмотрены некоторые дополнительные шкалы: негативное отношение к исследованию, конформность, повышенная откровенность, возможная органическая природа психопатии и акцентуации, выраженность реакции эмансипации, склонность к делинквентности, к алкоголизации, преобладание черт мужественности-женственности
системе отношений, риск социальной дезадаптации, возможность формирования психопатий, риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами, дифференциальная диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек.
Миннесотсткий многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации Методика была задумана авторами Hathaway S. и McKinley J. как тест, дифференцирующий норму от патологии.
Рассмотрим основные модификации MMPI, применяемые в отечественной психодиагностике.
Методика многостороннего исследования личности — ММИЛ67
Адаптация теста MMPI выполнена Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниченко (Утверждения во втором лице; исключение неопределенного ответа, только положительный либо отрицательный ответ; сокращение числа утверждений с 566 до 384 за счет сокращения утверждений, не входящих в клинические и основные оценочные шкалы; рестандартизация шкал на выборке 2500 человек).
Тест насчитывает 384 утверждения (в виде набора карточек, которые необходимо разложить жить на две группы "верно" и "неверно" — индивидуальное проведение) или 377 утверждений (в виде брошюры — для группового тестирования; исключены утверждения, которые затрагивают сексуальную сферу).
Время выполнения от 55 минут до 1 часа 30 минут.
Оценочные шкалы: шкала L — отражает стремление испытуемого представить с возможно более выгодном свете (социально желательном); шкала F — случайное или намеренное искажение результатов; шкала К — позволяет дифференцировать лиц, стремящихся скрыть или смягчить психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.
Клинические шкалы (Шкалы невротической триады —1, 2,3):
Шкала 1 — ипохондрическая тенденция (соматизация тревоги: тревога относится субъектом за счет состояния своего физического здоровья). Шкала 2 — тревога и депрессивные тенденции (тревога, возникая как отражение нарушения психовегетативного - нейровегетативного, нейрогуморального - равновесия, служит наиболее интимным механизмом психологического стресса и лежит в основе большинства психопатологических тенденций). Шкала 3 — шкала истерии (отражает вытеснение из сознания факторов, вызывающих тревогу). Шкала 4 — шкала психопатии (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении в виде асоциального психопатического поведения).
Шкала 5 -выраженность мужских и женских черт характера (отражает, в конечном счете, степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины; идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях; утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли). Шкала 6 — шкала паранойи (ригидность — чаще всего отрицательного — аффекта сочетается с созданием удовлетворяющего субъекта объяснения за счет селективного отбора информации, подтверждающей их адекватность, тогда как информация, противоречащая сформулированной точке зрения, не воспринимается и не учитывается в достаточной мере, благодаря этому аффект представляется субъекту обоснованным и хорошо контролируемым, а поведенческая стратегия четко определенной). Шкала 7 — шкала психастении (фиксация тревоги и ограничительное поведение). Шкала 8 — шкала шизофрении (даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т.е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению "психической дистанции" между собой и окружением). Шкала 9 — шкала гипомании (основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины - импунитивные реакции). Шкала 0 — социальные контакты (степень включенности в социальную среду или, иначе, экстравертированности - интровертированности).
Предназначена для диагностики психического состояния и свойств личности, прогнозирования профессиональной эффективности, поведения в стрессовой ситуации, способствует индивидуализации психокоррекционного подхода.
Стандартизованный метод исследования личности - СМИЛ68
Опросник предназначен для комплексного исследования личности, для оценки психологического статуса личности и представляет собой адаптацию теста MMPI, выполненную под руководством Л. Н. Собчик.
Основной вариант опросника содержит 566 утверждений (среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности "тест-ретест"), предназначенный
для полного обследования с применением 213 шкал (10 базисных, 3-х шкал достоверности и 200 дополнительных). Существуют три формы: мужская и женская, различающиеся только по родовым окончаниям и построению нескольких утверждений, и подростково-юношеская, отличающаяся от первых двух формой звучания некоторых утверждений. Касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные бланки для всех трех форм одинаковы.
Сокращенный вариант методики содержит 378 утверждений, с его помощью можно получить профиль, построенный на основании показателей базисных шкал и шкал достоверности, однако без дополнительных шкал.
Вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков, Л. Н. Собчик ввела другие названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы.
13 основных шкал и графическое построение личностного профиля:
Шкала L - Ложь. Шкала F — Достоверность. Шкала К - Коррекция. Шкала 1 - Сверхконтроль. Шкала 2 - Пессимистичность. Шкала 3 - Эмоциональная лабильность. Шкала 4 - Импульсивность. Шкала 5 - Женственность. Шкала 6 - Ригидность. Шкала 7 - Тревожность. Шкала 8 - Индивидуалистичность. Шкала 9 - Оптимистичность. Шкала 0 - Интроверсия.
Mini-mult - Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - (СМОЛ) 69
Опросник содержит 71 утверждение. Ответы испытуемого: верно, не верно. Время тестирования — 20 минут. Применяется для исследования подростков 14 - 18 лет.
11 основных шкал и графическое построение личностного профиля:
Шкала L (шкала лжи) отражает стремление испытуемого выглядеть в более благоприятном свете. Шкала F (шкала достоверности) отражает степень недостоверности полученного результата, случайное или намеренное искажение результатов. Шкала К (шкала коррекции) отражает стремление смягчить или скрыть психопатологические явления, а также степень интро- и экстравертированности испытуемого. Шкала 1 — шкала ипохондрии. Шкала 2 — шкала депрессии. Шкала 3 — шкала истерии. Шкала 4 — шкала психопатии (социальная дезадаптация в широком смысле слова). Шкала 6 — шкала паранойи. Шкала 7 — шкала психастении (застенчивость, сентиментальность, чувство неудовлетворенности — у мужчин; невротические реакции — у женщин).
Шкала 8 — шкала шизофрении. Шкала 9 — шкала гипомании.
Тест Роршаха70
Является проективной методикой исследования личности. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями, так называемыми «пятнами Роршаха». Обследуемый должен ответить, на что похоже изображение. Записываются все ответы, время ответа и особенности поведения. Завершается обследование опросом по определенной схеме. Каждый ответ формализуется по разработанным автором пяти счетным категориям: локализация, детерминанты, уровень формы, содержание, оригинальность на основании интерпретационных таблиц. Суммы однотипных оценок, соотношения между ними позволяют создать единую структуру взаимосвязанных особенностей личности, определить общую направленность личности (интроверсии и экстратенсии), которая и определяет «тип переживания»: как переживает человек, как он взаимодействует с окружением, а также получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к тревожности и беспокойству, тормозящей или стимулирующей активность. Однозначность диагностики достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением.
Я–структурный тест Аммона — ISTA71
Опросник разработан немецкими психоаналитиками на основе концепции личности Гюнтера Аммона и предназначен для диагностики центральных личностных функций на структурном уровне. Методика адаптирована сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева Ю. Я. Тупицыном, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой и Е. В. Бродской.
Тест представляет собой набор из 220 утверждений, которые испытуемый оценивает как верные или неверные по отношению к нему. Утверждения описывают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает деятельность одной из шести центральных Я-функций: агрессия, тревога, страх, внешнее Я-отграничение, внутреннее Я-отграничение, нарциссизм, сексуальность.
Каждая из этих центральных Я-функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих этих центральных личностных образований.