Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V. Экспрессивность–практичность: V.1. Любопытство–консерватизм. V.2. Любознательность–реалистичность. V.3. Артистиченость–отсутствие артистичности. V.4. Сенситивность–нечувствительность. V.5. Пластичность–ригидность.

Опросник Шмишека65

Содержит 88 вопросов, позволяющих определить тип акцентуации характера по типоло­гии Леонгарда. Ответы испытуемых - "Да" или "Нет".

Имеются 2 формы опросника: для детей от 6 до 14 лет и для взрослых (детский вариант не опубликован).

1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

2.Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

3. Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

4.Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

10. Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО)66

Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и ти­пов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.

Содержит списки из 11 - 18 утверждений, характеризующие отношение подростков к различным сферам жизнедеятельности, а также особенности их самочувствия и состояний. Испытуемый должен выбрать по 2 - 3 утверждения, которые в наибольшей степени соответ­ствуют его особенностям и которые в наибольшей степени не подходят к нему. Обработка результатов выбора позволяет получить оценки типов акцентуации по типологии Личко. Кроме этого, в методике предусмотрены некоторые дополнительные шкалы: негативное от­ношение к исследованию, конформность, повышенная откровенность, возможная органиче­ская природа психопатии и акцентуации, выраженность реакции эмансипации, склонность к делинквентности, к алкоголизации, преобладание черт мужественности-женственности
системе отношений, риск социальной дезадаптации, возможность формирования психопатий, риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами, дифференциальная диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток, риск ранней половой жизни у девочек.

Миннесотсткий многопрофильный личностный опросник и его отечественные адаптации Методика была задумана авторами Hathaway S. и McKinley J. как тест, дифференцирующий норму от патологии.

Рассмотрим основные модификации MMPI, применяемые в отечественной психодиагностике.

Методика многостороннего исследования личности — ММИЛ67

Адаптация теста MMPI выполнена Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниченко (Утверждения во втором лице; исключение неопределенного ответа, только положительный либо отрицательный ответ; сокращение числа утверждений с 566 до 384 за счет сокращения утверждений, не входящих в клинические и основные оценочные шкалы; рестандартизация шкал на выборке 2500 человек).

Тест насчитывает 384 утверждения (в виде набора карточек, которые необходимо разложить жить на две группы "верно" и "неверно" — индивидуальное проведение) или 377 утверждений (в виде брошюры — для группового тестирования; исключены утверждения, которые затрагивают сексуальную сферу).

Время выполнения от 55 минут до 1 часа 30 минут.

Оценочные шкалы: шкала L — отражает стремление испытуемого представить с возможно более выгодном свете (социально желательном); шкала F — случайное или намеренное искажение результатов; шкала К — позволяет дифференцировать лиц, стремящихся скрыть или смягчить психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

Клинические шкалы (Шкалы невротической триады —1, 2,3):

Шкала 1 — ипохондрическая тенденция (соматизация тревоги: тревога относится субъектом за счет состояния своего физического здоровья). Шкала 2 — тревога и депрессивные тенденции (тревога, возникая как отражение нарушения психовегетативного - нейровегетативного, нейрогуморального - равновесия, служит наиболее интимным механизмом психологического стресса и лежит в основе большинства психопатологических тенденций). Шкала 3 — шкала истерии (отражает вытеснение из сознания факторов, вызывающих тревогу). Шкала 4 — шкала психопатии (реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении в виде асоциального психопатического поведения).

Шкала 5 -выраженность мужских и женских черт характера (отражает, в конечном счете, степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины; идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях; утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли). Шкала 6 — шкала паранойи (ригидность — чаще всего отрицательного — аффекта сочетается с созданием удовлетворяющего субъекта объяс­нения за счет селективного отбора информации, подтверждающей их адекватность, тогда как информация, противоречащая сформулированной точке зрения, не воспринимается и не учитывается в достаточной мере, благодаря этому аффект представляется субъекту обосно­ванным и хорошо контролируемым, а поведенческая стратегия четко определенной). Шкала 7 — шкала психастении (фиксация тревоги и ограничительное поведение). Шкала 8 — шка­ла шизофрении (даже незначительные фрустрации ведут к возникновению тревоги, выра­женных отрицательных эмоций, а компенсация достигается за счет аутизации и дистанцирования, т.е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир и к соблюдению "психической дистанции" между собой и окружением). Шкала 9 — шкала гипомании (ос­новным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо за­труднений, тревоги, своей и чужой вины - импунитивные реакции). Шкала 0 — социальные контакты (степень включенности в социальную среду или, иначе, экстравертированности - интровертированности).

Предназначена для диагностики психического состояния и свойств личности, прогнозиро­вания профессиональной эффективности, поведения в стрессовой ситуации, способствует индивидуализации психокоррекционного подхода.

Стандартизованный метод исследования личности - СМИЛ68

Опросник предназначен для комплексного исследования личности, для оценки психологического статуса личности и представляет собой адаптацию теста MMPI, выполненную под руково­дством Л. Н. Собчик.

Основной вариант опросника содержит 566 утверждений (среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности "тест-ретест"), предназначенный
для полного обследования с применением 213 шкал (10 базисных, 3-х шкал достоверности и 200 дополнительных). Существуют три формы: мужская и женская, различающиеся только по родовым окончаниям и построению нескольких утверждений, и подростково-юношеская, отличающаяся от первых двух формой звучания некоторых утверждений. Касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные бланки для всех трех форм одинаковы.

Сокращенный вариант методики содержит 378 утверждений, с его помощью можно полу­чить профиль, построенный на основании показателей базисных шкал и шкал достоверности, однако без дополнительных шкал.

Вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способст­вовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков, Л. Н. Собчик ввела дру­гие названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженно­сти которых и выявляют эти шкалы.

13 основных шкал и графическое построение личностного профиля:

Шкала L - Ложь. Шкала F — Достоверность. Шкала К - Коррекция. Шкала 1 - Сверхконтроль. Шкала 2 - Пессимистичность. Шкала 3 - Эмоциональная лабильность. Шкала 4 - Импульсив­ность. Шкала 5 - Женственность. Шкала 6 - Ригидность. Шкала 7 - Тревожность. Шкала 8 - Индивидуалистичность. Шкала 9 - Оптимистичность. Шкала 0 - Интроверсия.

Mini-mult - Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности - (СМОЛ) 69

Опросник содержит 71 утверждение. Ответы испытуемого: верно, не верно. Время тес­тирования — 20 минут. Применяется для исследования подростков 14 - 18 лет.

11 основных шкал и графическое построение личностного профиля:

Шкала L (шкала лжи) отражает стремление испытуемого выглядеть в более благоприятном свете. Шкала F (шкала достоверности) отражает степень недостоверности полученного результата, случай­ное или намеренное искажение результатов. Шкала К (шкала коррекции) отражает стремле­ние смягчить или скрыть психопатологические явления, а также степень интро- и экстравертированности испытуемого. Шкала 1 — шкала ипохондрии. Шкала 2 — шкала депрес­сии. Шкала 3 — шкала истерии. Шкала 4 — шкала психопатии (социальная дезадаптация в широком смысле слова). Шкала 6 — шкала паранойи. Шкала 7 — шкала психастении (за­стенчивость, сентиментальность, чувство неудовлетворенности — у мужчин; невротические реакции — у женщин).
Шкала 8 — шкала шизофрении. Шкала 9 — шкала гипомании.

Тест Роршаха70

Является проективной методикой исследования личности. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями, так называемыми «пятнами Роршаха». Обследуемый должен ответить, на что похоже изображение. Записываются все ответы, время ответа и особенности поведения. Завершается обследование опросом по определенной схеме. Каждый ответ формализуется по разработанным автором пяти счетным категориям: локализация, детерминанты, уровень формы, содержание, оригинальность на основании интерпретационных таблиц. Суммы однотипных оценок, соотношения между ними позволяют создать единую структуру взаимосвязанных особенностей личности, определить общую направленность личности (интроверсии и экстратенсии), которая и определяет «тип переживания»: как переживает человек, как он взаимодействует с окружением, а также получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к тревожности и беспокойству, тормозящей или стимулирующей активность. Однозначность диагностики достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением.

Я–структурный тест Аммона — ISTA71

Опросник разработан немецкими психоаналитиками на основе концепции личности Гюнтера Аммона и предназначен для диагностики центральных личностных функций на структурном уровне. Методика адаптирована сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева Ю. Я. Тупицыном, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой и Е. В. Бродской.

Тест представляет собой набор из 220 утверждений, которые испытуемый оценивает как верные или неверные по отношению к нему. Утверждения описывают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает деятельность одной из шести центральных Я-функций: агрессия, тревога, страх, внешнее Я-отграничение, внутреннее Я-отграничение, нарциссизм, сексуальность.

Каждая из этих центральных Я-функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих этих центральных личностных образований.