Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика предназначена для исследования взрослых людей.

Приведены средние арифметические оценки и стандартные отклонения для людей от 18 до 53 лет.

Таким образом, можно сказать что перечисленные выше методики могут применятся для диагностики личностных черт и свойств.

Лекция 13. Психодиагностика значимых сфер отношений личности: самоотношение, межличностные отношения, отношения в семье.

Содержание


В данной теме даётся общая характеристика основных психодиагностических методик исследования сферы значимых отношений личности. Приводится описание методики исследования самоотношения (МИС) и исследования самооценки (С.А. Будасси), методики исследования межличностных отношений (Т.Лири), опросника ОМО (В.Шутца). Описываются методики диагностики семейных отношений: опросник удовлетворённости браком (В.В. Столина), методика РОП (А.Н. Волковой), методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» (Ю.Е. Алёшиной), методика «Реакции супругов на конфликт» (А.С. Кочаряна). Описываются методики исследования детско – родительских отношений: проективные тесты «Рисунок семьи», «Семья животных», методика «Межличностные отношения ребёнка» Рене – Жиля, опросник «Подростки о родителях» (ПОР), анализ семейных взаимоотношений (АСВ), опросник родительских установок (PARI). Предложено учебное задание – по методике «МИС».

Методические рекомендации к изучению темы

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, какие методики и с какого возраста применяются для исследования семейных отношений. После прочтения основного материала лекции рекомендуется обратиться к дополнительным материалам. Также, предлагается выполнить предложенное учебное задание: заполнить и обработать методику «МИС».

Вопросы для контроля и самопроверки


  1. С помощью каких психодиагностических методик возможно оценить самооценку и самоотношение личности?

  2. Какие показатели возможно получить по методике Т.Лири (МДМО)?

  3. Перечислите и охарактеризуйте основные методики исследования семейных отношений? В чём специфика психодиагностики восприятия семейной ситуации глазами ребёнка?

Конспект лекции.

Психодиагностики самоотношения и самооценки


Среди методик исследования самоотношения и самооценки можно выделит две наиболее популярные: это опросник С.А. Будассии и методика «МИС» (Пантилеева С.Р.).

Методика исследования самооценки (Будасси С.А.Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. 1971. № 1.)



Методика разработана в МГПИ автором - С.А.Будасси. Процедура заключается: в ранжировании испытуе­мым 20 качеств сначала по степени их значимости (эталонный ряд), а затем по степени вы­раженности у себя (самооценочный ряд). Параллельно выраженность тех же качеств у испы­туемого оценивает эксперт (несколько экспертов). Высота самооценки оценивается по вели­чине коэффициента ранговой корреляции между эталонным и самооценочным рядами, адек­ватность самооценки — между самооценочным и экспертным рядами.

Может применяться для исследования подростков и старше.

Методика исследования самоотношения (МИС) (Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993.)

Содержит 110 вопросов. Ответы испытуемого "да" - "нет".

Позволяет измерить фактор самоуважения, состоящий из шкал: саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотпошение, закрытость (социальная желательность Я); фактор аутосимпатии - самопривязанность, самоценность, самопринятие; фактор самоуничижения - внут­ренняя конфликтность, самообвинение.

Может применяться с 12 лет и для взрослых.

Психодиагностики межличностных отношений


Психодиагностика межличностных отношений захватывает область значимых отношений личности.

Среди психодиагностического инструментария можно отметить: опросник Т.Лири, опросник «ОМО» В.Шутца и его модификацию – опросник «СОМО» (С.В. Духновского).

Методика интерперсональной диагностики межличностных отношений (Т.Лири) (Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: Методическое руководство. - М., 1990.)

Опросник Т. Лири применяется для изучения соотношения представления человека о себе с представлениями о нём других членов группы; он позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, группе, напряжений во взаимоотношениях руководителя и подчинённого и т.д.


Состоит из 128 утверждений, из которых испытуемый отбирает те, которые характеризуют его самого или другого оцениваемого человека. Обработка результатов производится в несколько этапов.

Прежде всего, вычисляются первичные оценки по октантам, которые характеризуют следующие психологические тенденции: 1) тенденцию к лидерству - властность - деспотизм; 2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюблённо; 3) требовательность - непримиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм; 5) уступчивость - кротость - пассивную подчиняемость; 6) доверчивость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.

На втором этапе строится дискограмма — профиль, отражающий представление испытуемого о себе самом или другом человеке.

Далее определяются показатели по двум основным (вторичным) факторам: "Доминирование " и "Дружелюбие".

Возможно также вычисление следующих показателей: степень благополучности положения личности в группе, степень осознания личностью мнения группы о ней, значимость группы для личности.

Опросник межличностных отношений В.Шутца (ОМО) (Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. - СПБ.: Речь, 2010 г.)

Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем, он пытался объяснить межличностное поведение. Основной его мыслью является то, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трёх потребностей:

  1. Потребность включения

  2. Потребность контроля

  3. Потребность аффекта

Для каждой из областей межличностного поведения В. Шутц описывает следующие типы поведения: дефицитарное, чрезмерное, идеальное и патологическое.

Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) (Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. - СПб.: Речь, 2006.)

Автором методики является С.В. Духновский. Методика СОМО предназначена для измерения дисгармонии межличностных отношений.


Опросник состоит из 40 утверждений, которые оцениваются по 7-балльной шкале в зависимости от степени согласия с утверждением.

Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми. Первичные оценки по шкалам переводятся в стены.

Подсчитывается также итоговая оценка по всему опроснику (также переводится в стены), которая отражает степень дисгармонии межличностных отношений.