Файл: Для перехода к лекции нажмите на её название Тема Методологические основы психодиагностики 2 Лекция Исторические предпосылки возникновения психодиагностики как науки. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского - «Очерк науки о характерах». Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых — необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества». Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности. До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.
Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период (20-30-е гг.). Подавляющее большинство методик было копированием западных психологических тестов, незначительные отличия в форме проведения тестовых испытаний, в обработке и интерпретации экспериментального материала.
О собо следует отметить роль и влияние на генезис психотехнических исследований одного из основоположников данного направления В.М. Бехтерева. В частности им были заложены фундаментальные принципы рефлексологии, на основе которых разработана методика оценки некоторых психофизиологических качеств человека. Рефлексология - это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексология ограничивается изучением внешних реакций организма. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на некоторые достижения, в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов. Так, в 1909 г. в Военном ведомстве были подготовлены «Указания по проведению медицинского освидетельствования лиц, поступающих в воздухоплавательные команды», а позже - для офицеров и нижних чинов подводного флота, в которых уделялось пристальное внимание оценке нервно-эмоциональной устойчивости и интеллектуального развития.
В 20-е годы развивается интенсивно психология труда и психотехника, у истоков которой стоял И.М. Сеченов. Психотехника (от греч. ψυχή — душа, и др.-греч. τεχνικός от τέχνη - искусство, мастерство, умение) – представляет собой отрасль психологии, и изучает приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. В настоящее время содержание психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу прикладной психологии: психологии труда, организационной психологии, инженерной психологии. В 1910 – 1930 гг. в России психотехнические исследования были тесно связаны со следующими именами: Н.А. Бернштейн, А.К. Гастев, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, А.А. Толчинский и др.). Результаты использовались в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения и профотбора. В советской педологии (направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка) основное внимание уделялось тестам интеллекта, в психотехнике - тестам специальных способностей. В этот период были основаны более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по психодиагностике и проблематике психологии и организации труда, издавалась обширная психологическая и психодиагностическая литература.
В 1920 г. была принята программа научно-исследовательской и научно-практической работы, в которой выделялись три основных направления исследований: а) изучение человека как «субъективного момента труда»; б) изучение и приспособление орудий труда и «материальной обстановки труда»; в) изучение рациональных методов организации труда.
Рождение термина «психодиагностика». Г. Роршах
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах – клякс.
П
римечательна судьба этого ученого. Г. Роршах родился в 1884 году в Цюрихе, в семье художника. После окончания основной школы посещал гимназию. В Швейцарии гимназистам в последние годы было разрешено присоединяться к каким-либо студенческим обществам. Роршах также принадлежал к одному из обществ. В этом обществе – и это звучит почти фантастично – ему было дано прозвище – «клякса». Сейчас трудно установить, было ли это прозвище намеком на профессию отца. Ведь от сына ожидали, что он станет художников. Возможно, что прозвище отражало увлечение Роршахом кляксографией – игрой, которой в свободное время увлекались дети и юноши Швейцарии.
Некоторое время разносторонний и способный молодой человек был в сомнении, должен ли он стать художником или он должен изучать естественные науки. В 19 лет Роршах стал изучать медицину, в основном психиатрию. В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1912 году Роршах впервые использовал кляксографию. Его главный научный интерес составлял психоанализ. Результаты психоаналитических исследований отражены во многих публикациях, таких как «Рефлексивная галлюцинация и символика», «Пример неудачной сублимации забывания имен», «К символике змеи и галстука» и т.п.
Любопытно, что личная жизнь Роршаха была связана с Россией. Он был женат на русской. Непродолжительное время работал в психиатрической клинке, которая находилась под Москвой. Умер Герман Роршах в 1922 году, в возрасте 38 лет от перитонита.
Основные работы в области в отечественной психодиагностике в 1920 – 1930 гг.
С развитием дифференциально-психологических исследований психология в целом обогатилась рядом новых методов и подходов. Стали вполне осуществимы ее связи с практикой. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики. Собственно психодиагностические работы в России за малым исключением начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 1920-1930-е гг. в области педагогики, медицины, педологии. Подавляющее большинство методик были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, обработке и интерпретации экспериментального материала.
Определенный интерес с точки зрения развития новых форм тестирования представляет «Измерительная шкала ума» А.П. Болтунова (1928), положившего в основу своей работы шкалу Бине – Симона, переведенную и адаптированную П. П. Соколовым для испытания умственной одаренности русских школьников. По сути дела, шкала Болтунова представляет собой самостоятельную разработку нового набора тестов. Несмотря на известную аналогию со шкалой Бине – Симона, шкала Болтунова имеет специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования,
определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальное отличие шкалы Болтунова от шкалы Бине – Симона состоит в возможности проводить групповые испытания. И тем не менее данная работа типична для традиционного психологического тестирования. В ней сильно сказывается утилитарный механистический подход к использованию диагностических методик.
Этот подход характеризовался стремлением внедрить в обработку тестов методы вариационной статистики и вместе с тем тщательно отработать приемы формализации в обработке результатов. Изучению же содержательной стороны диагностируемых психологических процессов не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания. В этом отношении психодиагностические исследования в России были определенным отступлением от традиций русской психологии, всегда стремившейся к теоретической и методологической проработке своей экспериментатики.
Работы по тестированию детей, по сути дела заменили поиск теоретических установок и перспектив совершенствования техники эксперимента и математического анализа. Вместо изучения содержательной стороны психологического тестирования тестологи лишь тщательно отрабатывали приемы формализации и обработки результатов.
Особое место в отечественных тестологических исследованиях занимают работы М.Ю. Сыркина, специально изучавшего проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения (факт, установленный еще в первых работах Бине). Связь между особенностями речевого развития и результатами тестирования к тому времени была доказана экспериментально (уже самые первые работы тестологов фиксировали эту зависимость). Однако с течением времени социальный аспект существования интеллектуальных различий между слоями и классами общества для тестологии становился все более острым и значимым.
В этом отношении чрезвычайно важны работы Сыркина, поскольку в отечественных исследованиях по психологическому тестированию он первый доказал, сколь противоречивой является тестовая диагностика индивидуальных различий, допускающая прямо противоположную интерпретацию результатов исследования. Самостоятельные экспериментальные работы Сыркина показывают, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых имеется линейная форма связи, в некоторых случаях достаточно тесная, к тому же обладающая высокой временной стабильностью.
В 1920-е гг. в нашей стране значительное развитие получила психология труда и психотехника (труды И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, Н. Д. Левитова, А. А. Толчинского и др.). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, транспорте, в системе профессионального обучения.
Во многих городах страны работали психотехнические лаборатории, готовились кадры психотехников, было создано Всесоюзное общество по психотехнике и прикладной психофизиологии, издавался журнал «Советская психотехника» (1928–1934), проводились психотехнические конференции и съезды.
Как особая отрасль отечественной психологии психотехника организационно оформляется к 1927–1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.
Кризис психодиагностики6.
Судьба отечественной психодиагностики драматична. Педологи и психотехники подверглись критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов (массовый перевод вполне умственно сохранных, но педагогически запущенных детей с низким уровнем развития вербального интеллекта из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей). В середине 30-х годов стало ясно, что психотехнические наработки «носят архибуржуазный характер», так как всем известная формула «Все имеют равные возможности» подвергалась экспериментально обоснованной критике со стороны психологов. С одной стороны, произошло столкновение партийных установок с результатами экспериментальных исследований. Нейтральность и объективность, внеклассовость и внепартийность психологии поставили психотехнику и психологию труда, педологию в очень шаткое положение. Критики психодиагностики того времени активно подчеркивали, что «тестологическая процедура становится орудием расовой дискриминации» и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее «о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установлениями». С другой стороны, в педологических изысканиях того времени, возможно, стал проявляться особый «акцент души».
Памятное всем психологам правительственное решение 1936 года7 обеднило всю мировую психологию, так как российские психологи в начале двадцатого века во многом опережали западных исследователей, шли своим путем. В короткое время были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, по педагогической психологии. Это постановление на 40 лет остановило практику применения тестов и научные разработки в области психодиагностики. Уничтожается или сдается в закрытые фонды психотехническая и педологическая литература.