Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1529
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
Проекция
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).
Замещение
Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под
влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Интеллектуализация
Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей
ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Василюка (1984), состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов s мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации - рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.
Реактивные образования
Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
Регистрационный бланк и ключ
№ | нет | да | № | нет | да | ||||||||||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | A | B | C | D | E | F | G | H | ||||||
1 | | ( ) | | | | | | | | 50 | | | | ( ) | | | | | | ||
2 | | | | ( ) | | | | | | 51 | | ( ) | | | | | | | | ||
3 | | | | | ( ) | | | | | 52 | | | | | ( ) | | | | | ||
4 | | | | | | | | ( ) | | 53 | | | | | | | | | ( ) | ||
5 | | | | | | | | | ( ) | 54 | | | | | | | ( ) | | | ||
6 | | | ( ) | | | | | | | 55 | | | | | | ( ) | | | | ||
7 | | | | | | ( ) | | | | 56 | | | | | | | | ( ) | | ||
8 | | | | | | | ( ) | | | 57 | | | | | | | | | ( ) | ||
9 | | | | | | ( ) | | | | 58 | | | | ( ) | | | | | | ||
10 | | | | | ( ) | | | | | 59 | | | ( ) | | | | | | | ||
11 | | | ( ) | | | | | | | 60 | | | | | | | ( ) | | | ||
12 | | | | | | | | | ( ) | 61 | | ( ) | | | | | | | | ||
13 | | | | | | | | ( ) | | 62 | | | | | | | | ( ) | | ||
14 | | | ( ) | | | | | | | 63 | | | | | | ( ) | | | | ||
15 | | | | | | | ( ) | | | 64 | | | | | ( ) | | | | | ||
16 | | ( ) | | | | | | | | 65 | | | | | ( ) | | | | | ||
17 | | | | | | | | ( ) | | 66 | | | ( ) | | | | | | | ||
18 | | | | ( ) | | | | | | 67 | | | | | | | ( ) | | | ||
19 | | | ( ) | | | | | | | 68 | | ( ) | | | | | | | | ||
20 | | | | | | | ( ) | | | 69 | | | | ( ) | | | | | | ||
21 | | | | | | | | | ( ) | 70 | | | | | | | | ( ) | | ||
22 | | ( ) | | | | | | | | 71 | | | | | | ( ) | | | | ||
23 | | | | | | ( ) | | | | 72 | | | | | | | | | ( ) | ||
24 | | | | | ( ) | | | | | 73 | | | | | | ( ) | | | | ||
25 | | | ( ) | | | | | | | 74 | | | | | ( ) | | | | | ||
26 | | | | ( ) | | | | | | 75 | | | ( ) | | | | | | | ||
27 | | | | | | ( ) | | | | 76 | | | | | | | ( ) | | | ||
28 | | ( ) | | | | | | | | 77 | | ( ) | | | | | | | | ||
29 | | | | | ( ) | | | | | 78 | | | | ( ) | | | | | | ||
30 | | | | | | | | ( ) | | 79 | | | | | | | | | ( ) | ||
31 | | | | | | | ( ) | | | 80 | | | | | | | | ( ) | | ||
32 | | | | | | | | | ( ) | 81 | | | | | | | | ( ) | | ||
33 | | | | ( ) | | | | | | 82 | | ( ) | | | | | | | | ||
34 | | ( ) | | | | | | | | 83 | | | | | | | ( ) | | | ||
35 | | | ( ) | | | | | | | 84 | | | | | | ( ) | | | | ||
36 | | | | | | | | ( ) | | 85 | | | ( ) | | | | | | | ||
37 | | | | | ( ) | | | | | 86 | | | | ( ) | | | | | | ||
38 | | | | | | ( ) | | | | 87 | | | | | | | | ( ) | | ||
39 | | | | | | | | | ( ) | 88 | | | | ( ) | | | | | | ||
40 | | | | | | | ( ) | | | 89 | | | ( ) | | | | | | | ||
41 | | | | | | ( ) | | | | 90 | | ( ) | | | | | | | | ||
42 | | ( ) | | | | | | | | 91 | | | | | | | ( ) | | | ||
43 | | | ( ) | | | | | | | 92 | | | | | | ( ) | | | | ||
44 | | | | | | | | ( ) | | 93 | | | | ( ) | | | | | | ||
45 | | | | | ( ) | | | | | 94 | | ( ) | | | | | | | | ||
46 | | | | | | | | | ( ) | 95 | | | | ( ) | | | | | | ||
47 | | | | | | | ( ) | | | 96 | | | | | | ( ) | | | | ||
48 | | | | ( ) | | | | | | 97 | | | | | | | ( ) | | | ||
49 | | | ( ) | | | | | | | Σ | | | | | | | | | |
Профиль эго-защиты
Ф.И.О. | | | Эго-защиты | «Сырая» оценка | Процент |
Дата | | | А – отрицание | | |
Возраст | | | В - подавление | | |
Пол | | | C – регрессия | | |
Семейное положение | | | D – компенсация | | |
Образование | | | E – проекция | | |
| | | F – замещение | | |
| | | G – интеллектуализация | | |
| | | H – реактивные образования | | |
| | | | | |
| 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
A | | | | | | | | | | |
B | | | | | | | | | | |
C | | | | | | | | | | |
D | | | | | | | | | | |
E | | | | | | | | | | |
F | | | | | | | | | | |
G | | | | | | | | | | |
H | | | | | | | | | | |
| 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |