Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1540
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.4 Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
(С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А, Крюковой)
Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.
Бланк ответов
Обработка и интерпретация результатов
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, б, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18,20,40,44,48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)
Раздел 14. Диагностика личности педагога
14.1 Диагностика волевого потенциала личности
Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса поставьте отметку в колонке «да»; при сомнении, неуверенности – в колонке «не знаю»; при несогласии – в колонке «нет».
Опросник
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла;
«не знаю» - 1 балл;
«нет» - 0;
Затем суммируются полученные баллы.
Если вы набрали:
1-12 баллов-с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим, и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.
13-21 балл - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
14.2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности
(С.С. Бубнова)
Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что
плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.
Бланк ответов
Опросник
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
(С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А, Крюковой)
Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.
Бланк ответов
Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях | Частотность использования заданных типов поведения | ||||
никогда | редко | иногда | Чаще всего | Очень часто | |
1. Стараюсь тщательно распределить свое время. | | | | | |
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить. | | | | | |
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни. | | | | | |
4. Стараюсь быть на людях. | | | | | |
5. Виню себя за нерешительность. | | | | | |
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации. | | | | | |
7. Погружаюсь в свою боль и страдания. | | | | | |
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации. | | | | | |
9. Хожу по магазинам, ничего не покупая. | | | | | |
10. Думаю о том, что для меня самое главное. | | | | | |
11. Стараюсь больше спать. | | | | | |
12. Балую себя любимой едой. | | | | | |
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией. | | | | | |
14. Испытываю нервное напряжение. | | | | | |
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше. | | | | | |
16. Говорю себе, что это происходит не со мной. | | | | | |
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации. | | | | | |
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать. | | | | | |
19. Испытываю эмоциональный шок. | | | | | |
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь. | | | | | |
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его. | | | | | |
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить. | | | | | |
23. Иду на вечеринку. | | | | | |
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию. | | | | | |
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать. | | | | | |
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию. | | | | | |
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся. | | | | | |
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся. | | | | | |
29. Иду в гости к другу. | | | | | |
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать. | | | | | |
31. Провожу время с дорогим человеком. | | | | | |
32. Иду на прогулку. | | | | | |
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь. | | | | | |
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках. | | | | | |
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю. | | | | | |
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее. | | | | | |
37. Звоню другу. | | | | | |
38. Испытываю раздражение. | | | | | |
39. Решаю, что теперь важнее всего делать. | | | | | |
40. Смотрю кинофильм. | | | | | |
41. Контролирую ситуацию. | | | | | |
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать. | | | | | |
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы. | | | | | |
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации. | | | | | |
45. Отыгрываюсь на других. | | | | | |
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это. | | | | | |
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации. | | | | | |
48. Смотрю телевизор. | | | | | |
Обработка и интерпретация результатов
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, б, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18,20,40,44,48.
Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)
Раздел 14. Диагностика личности педагога
14.1 Диагностика волевого потенциала личности
Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса поставьте отметку в колонке «да»; при сомнении, неуверенности – в колонке «не знаю»; при несогласии – в колонке «нет».
Опросник
№ | Утверждение | Да | Не знаю | Нет |
1 | В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней? | | | |
2 | Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)? | | | |
3 | Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью? | | | |
4 | Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны? | | | |
5 | Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером? | | | |
6 | Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания? | | | |
7 | Быстро ли вы отвечаете на письма? | | | |
8 | Если у вас вызывает страх, предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения? | | | |
9 | Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи? | | | |
10 | Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова? | | | |
11 | Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город? | | | |
12 | Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел? | | | |
13 | Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? | | | |
14 | Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы? | | | |
15 | Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны? | | | |
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла;
«не знаю» - 1 балл;
«нет» - 0;
Затем суммируются полученные баллы.
Если вы набрали:
1-12 баллов-с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим, и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.
13-21 балл - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
14.2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности
(С.С. Бубнова)
Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что
плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.
Бланк ответов
Номера вопросов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |
45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
Σ | | | | | | | | | | |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Опросник
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?