Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1562
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологические свойства «Зигзага»
Положительные | Отрицательные |
Креативность Мечтательность Экспрессивность Остроумие Интуитивность Раскованность | Неорганизованность и разбросанность Прожектёрство Несдержанность Эксцентричность Нелогичность Непрактичность |
14.15 Экспресс-диагностика уровня самооценки
Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Опросник
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка и интерпретация результатов
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.
Уровни самооценки:
10 баллов и менее - завышенный уровень
11 -29 баллов - средний, нормативный уровень реалистической оценки своих
возможностей.
Более 29 - заниженный уровень.
14.16 Психологический портрет учителя
(З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)
Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
3. Позитивное самовосприятие.
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
5. Ответственность.
Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления авторов о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Теоретические основы методики — учение А.А.Ухтомского о доминанте, труды В.Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А.Флоренской, Я-концепция Р.Бернса, подходы У.Джеймса, А. аслоу, К.Роджерса, Т.Гордона.
Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение — меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это — только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.
Методика не может быть использована в административных целях — для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т.д.
Инструкция. Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.
1. В воспитании важнее всего:
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок:
1) да;
2) нет;
3) в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю:
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой:
1) часто;
2) в зависимости от ситуации;
3) редко.
6. Для меня важнее:
1) отношения с учениками;
2) с коллегами;
3) не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть:
1) часто;
2) иногда;
3) никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних:
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:
1) в зависимости от ситуации;
2) нет;
3) обычно.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей:
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться:
1) с учениками;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении:
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других:
1) да;
2) нет;
3) не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
1) предлагает простор для творчества;
2) не вмешивается в мою работу;
3) дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного:
1) обычно;
2) иногда;
3) сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы:
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:
1) часто;
2) редко;
3) никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации:
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
1) да;
2) не всегда;
3) редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть:
1) я согласен;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:
1) да;
2) иногда;
3) нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами:
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) в тягость.
24. Когда вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, я:
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит:
1) почти всё;
2) кое-что;
3) ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего:
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния:
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег:
1) я не сомневаюсь;
2) уверенности нет;
3) затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого:
1) да;
2) в зависимости от ситуации;
3) вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика:
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения:
1) обычно;
2) иногда;
3) редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме:
1) конечно;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) возможность работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на нет:
1) не думаю;
2) не всегда;
3) да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»:
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть:
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам:
1) часто;
2) иногда;
3) предпочитаю слушать других.
39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет, это недопустимо;
2) затрудняюсь ответить;
3) если ученик этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом:
1) да;
2) в некоторых случаях;
3) нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками:
1) да;
2) нет;
3) иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:
1) редко;
2) обычно;
3) всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных:
1) да;
2) не помню;
3) нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине:
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону:
1) ученика;
2) учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:
1) как правило;
2) не обязательно;
3) проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными:
1) вызывают;
2) не знаю;
3) не вызывают.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств:
1) чаще всего;
2) не уверен;
3) не согласен.
КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Вопросы скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Комментариях и интерпретации». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина — разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить существующую модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работать и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.