Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1568
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладают сдержанность, отчужденность, которые могут быть вызваны как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.
2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть попыткой симуляции.
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы или человек по каким-то причинам не скрывает свое истинное состояние.
3. САМООЦЕНКА
Самооценка, или самовосприятие, — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.
3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку (нередко за счет учеников). Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.
4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или «попустительского», стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия — приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.
5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
5.1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.
5.3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
14.17 Диагностика личностных качеств учителя
(по Зверевой В.И.)
Инструкция: оцените каждый из предложенных параметров по следующей шкале:
3 балла – показатель проявляется всегда и ярко выражен;
2 балла – показатель проявляется часто и достаточно выражен;
1 балл показатель проявляется редко и недостаточно выражен;
0 баллов – показатель не проявляется или слабо выражен.
Состав блоков | Параметры | Баллы |
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА | ||
1. Мотивы, потребности | 1. Осознание общественных интересов и своих обязанностей по отношению к ним 2. Ориентация в деятельности на цели и задачи школы 3. Стремление обеспечить развитие личности каждого ребенка 4. Желание самосовершенствовать себя, свою деятельность и условия труда | |
2. Чувства (эмоции) |
| |
3. Интересы |
| |
ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ | ||
1. Ощущение |
| |
2.Восприятие |
| |
3. Память |
| |
4. Мышление |
Критичность ума (умение объективно оценить свои и чужие возможности, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы) | |
5. Речь |
| |
6. Воля |
| |
7. Способности |
| |
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ | ||
1. Характер |
А) коллективизм, активность в делах коллектива; Б) честность, справедливость; В) общительность, коммуникабельность 2. Отношение к труду: А) трудолюбие | |
ОБРАБОТКА:
3 балла – показатель проявляется всегда и ярко выражен;
2 балла – показатель проявляется часто и достаточно выражен;
1 балл показатель проявляется редко и недостаточно выражен;
0 баллов – показатель не проявляется или слабо выражен.
Расчет уровня деятельности всей или поэтапно:
К (фактическое количество баллов)
К= -----------------------------------------------------------------------
К (максимально возможное количество баллов)
Уровень оптимальный – 0,8 баллов.
14.18 Самооценка эмпатических способностей
(тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова)
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Отвечая «да», обведите букву Д справа от вопроса, отвечая «нет», обведите букву Н.
Вопрос | 1 | 0 |
Меня огорчает, когда я вижу, как кто-то чувствует себя одиноко среди людей | Д | Н |
Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать | Д | Н |
Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства | Н | Д |
Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют | Н | Д |
Я тоже начинаю нервничать, если кто – то нервничает рядом со мной | Д | Н |
Я считаю, что плакать от счастья глупо | Н | Д |
Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг | Д | Н |
Иногда песня о любви очень трогает меня | Д | Н |
Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости | Д | Н |
Люди, окружающие меня, сильно влияют на моё настроение | Д | Н |
Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными | Н | Д |
Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми | Д | Н |
Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют не верно | Н | Д |
Мне нравится видеть, как люди принимают подарки | Д | Н |
Одинокие люди часто недоброжелательны | Д | Н |
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека | Д | Н |
Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливым | Д | Н |
Когда я читаю какой – нибудь роман, я так переживаю, как будто всё это происходит на самом деле | Д | Н |
Я всегда сержусь, если вижу, что с кем – нибудь плохо обращаются | Д | Н |
Я не очень волнуюсь даже тогда, когда некоторые люди вокруг меня плачут | Н | Д |
Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему | Н | Д |
Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьёз принимают фильмы, плачут и вздыхают | Н | Д |
Чужой смех меня не раздражает, люди часто смеются вообще бессмысленно | Н | Д |
Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют | Н | Д |
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем – то угнетены | Д | Н |
Мне тяжело видеть, как люди часто расстраиваются из-за пустяков | Д | Н |
Я расстраиваюсь при виде страданий животных | Д | Н |
Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах | Н | Д |
Беспомощность старых людей меня угнетает | Д | Н |
Чужие слёзы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие | Н | Д |
Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов | Д | Н |
Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих | Н | Д |
Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин | Н | Д |