Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1326

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»


Обработка результатов

Подсчитайте количество обведённых букв в правом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь можно обратиться к интерпретации.

Интерпретация

0-11 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы довольно суровый и жёсткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Старайтесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодным и бесчувственным. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми.

12-22 балла – средний уровень эмпатии. Ничто человеческое вам не чуждо, вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из – за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми.

23-33 балла – высокий уровень эмпатии. Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слёзы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слов, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идёте по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. Постоянно работая с людьми, вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам.
14.19 Методика изучения качественных эмоциональных характеристик



(Л.А.Рабинович)
Инструкция: “Перед Вами – вопросник, содержащий различные вопросы лист бумаги, на котором предусмотрены четыре варианта ответов на указанные вопросы:


а –

б –

в –

г –

Конечно, да

Пожалуй, да

Пожалуй, нет

Конечно, нет


Ваша задача – ответить на каждый из вопросов, выбрав один из четырех возможных вариантов ответа – тот, который Вам больше всего подходит в данном случае.

Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для Вас в настоящее время”.


№ п п

Вопросы

а – Конечно, да

б – Пожалуй, да

в – Пожалуй, нет

г – Конечно, нет

1.

Можете ли Вы сказать про себя, что Вы – оптимист?

а

б

в

г

2.

Боитесь ли темноты?

а

б

в

г

3.

Страшно ли Вам идти по темной, пустынной улице?

а

б

в

г

4.

Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?

а

б

в

г

5.

Считаете ли Вы, что жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?

а

б

в

г

6.

Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

а

б

в

г

7.

Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

а

б

в

г

8.

Овладевает ли Вами гнев так сильно,
что Вы долго не можете успокоиться?

а

б

в

г

9.

Если над Вами зло подшутили, привело бы вас это в состояние гнева?

а

б

в

г

10.

Испытываете ли Вы страх при сильной грозе?

а

б

в

г

И.

Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

а

б

в

г

12.

Вызывает ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме?

а

б

в

г

13.

Если Вы терпите поражение в спорте, злитесь и раздражаетесь ли Вы?

а

б

в

г

14.

Разделяете ли Вы мнение, что в жизни больше радостей, чем невзгод?

а

б

в

г

15.

Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

а

б

в

г

16.

Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?

а

б

в

г

17.

Бывает ли Вам страшно в ожидании приема у зубного врача или укола?

а

б

в

г

18.

При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

а

б

в

г

19.

Вызывает ли у Вас раздражение небольшое затруднение в работе?

а

б

в

г

20.

Часто ли у Вас бывает веселое и бодрое настроение?

а

б

в

г

21.

Злитесь ли Вы, если Вам мешают, когда Вы очень торопитесь?

а

б

в

г

22.

Раздражает ли Вас непонимание близкого человека?

а

б

в

г

23.

Уступчивы ли Вы?

а

б

в

г

24.

Бывает ли Вам страшно, когда необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?

а

б

в

г

25.

Активный ли Вы участник веселья в компании?

а

б

в

г

26.

Вы – жизнерадостный человек?

а

б

в

г

27.

Хочется ли Вам ответить тем же, когда
на Вас кричат?

а

б

в

г

28.

Решитесь ли Вы пойти ночью на спор
в любое страшное место?

а

б

в

г

29.

Вас легко рассердить?

а

б

в

г

30.

Удовлетворены ли Вы своей жизнью?

а

б

в

г

31.

Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?

а

б

в

г

32.

Считаете ли Вы себя веселым человеком?

а

б

в

г

33.

Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

а

б

в

г

34.

Возникает ли у Вас неприятное чувство
в лифте, тоннеле?

а

б

в

г

35.

По утрам у Вас обычно бодрое и радостное настроение?

а

б

в

г

36.

Можно ли назвать Вас смелым человеком?

а

б

в

г


Процедура вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей заключается в подсчете количества ответов, по каждому из четырех указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается:

“Безусловно, да” – 4 балла;

“Пожалуй, да” – 3 балла;

“Безусловно, нет” – 1 балл;

“Пожалуй, нет” – 0 баллов;

и суммирования баллов всех вариантов ответов.

Только при подсчете ответа на вопрос № 36 количество баллов будет следующим:

“Безусловно, да” – 0 баллов;

“Пожалуй, да” – 1 балл;

“Безусловно, нет” – 3 балла;

“Пожалуй, нет” – 4 балла.

Максимальная индивидуальная оценка по каждой из модальностей может составлять – 48 баллов, а минимальная – 0 баллов. Чем выше суммарный балл по модальности, тем чаще и интенсивнее эмоциональные переживания данного качества у испытуемого.

Индивид с постоянной склонностью к переживанию радости характеризуется значительным запасом радостного настроения, всякие ограничения у него быстрее сглаживаются, он чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения и т. д.

Индивид со склонностью к страху постоянно находит повод для опасения, он боязлив, робок, всюду видит трудности, опасность.

Индивид со склонностью к гневу часто сердится, даже самые незначительные препятствия, стеснения, помехи вызывают у него досаду, раздражение, негодование.
14.20 Оценка профессионально важных качеств (ПВК)
Цель: изучение когнитивного компонента самосознания.

Инструкция: В предложенном перечне выберите качества, являющиеся, с Вашей точки зрения, профессионально важными качествами учителя. Оцените степень их профессиональной значимости баллом

«1» - качество желательно,

«2» - качество необходимо,

остальные качества – безразличные для профессии – баллом «0».

Отметки делайте в средней колонке.

Далее, в левой колонке, оцените баллами от «0» до «5» степень развития всех качеств с позиции идеального педагога, в правой колонке оцените степень развития качеств у себя самого.

Оценка качеств личности:

«0» - данное качество отсутствует

«1» - качество выражено очень слабо


«2» - качество выражено ниже среднего уровня

«3» - качество выражено средне

«4» - качество выражено выше среднего уровня

«5» - качество выражено в полной мере


Идеальный педагог

Качества личности

Я как педагог

0 1 2 3 4 5

1. Демократический стиль общения

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

2. Доброта

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

3. Внешняя привлекательность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

4. Выдержка

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

5. Высокая нравственность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

6. Инициативность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

7. Критичность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

8. Любовь к детям

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

9. Наблюдательность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

10. Настойчивость

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

11. Общительность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

12. Оптимистичность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

13. Организованность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

14. Отзывчивость

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

15. Педагогическое воображение

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

16. Работоспособность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

17. Справедливость

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

18. Стремление к творчеству

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

19. Тактичность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

20. Требовательность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

21. Уверенность в себе

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

22. Увлеченность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

23. Уравновешенность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

24. Целеустремленность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

25. Чуткость

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

26. Эрудиция, Интеллектуальность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

27. Эмоциональность

0 1 2 3 4 5

0 1 2 3 4 5

28. Энергичность

0 1 2 3 4 5