Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1565
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка результатов
Подсчитайте количество обведённых букв в правом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь можно обратиться к интерпретации.
Интерпретация
0-11 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы довольно суровый и жёсткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Старайтесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодным и бесчувственным. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми.
12-22 балла – средний уровень эмпатии. Ничто человеческое вам не чуждо, вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из – за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми.
23-33 балла – высокий уровень эмпатии. Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слёзы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слов, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идёте по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. Постоянно работая с людьми, вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам.
14.19 Методика изучения качественных эмоциональных характеристик
(Л.А.Рабинович)
Инструкция: “Перед Вами – вопросник, содержащий различные вопросы лист бумаги, на котором предусмотрены четыре варианта ответов на указанные вопросы:
а – | б – | в – | г – |
Конечно, да | Пожалуй, да | Пожалуй, нет | Конечно, нет |
Ваша задача – ответить на каждый из вопросов, выбрав один из четырех возможных вариантов ответа – тот, который Вам больше всего подходит в данном случае.
Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для Вас в настоящее время”.
№ п п | Вопросы | а – Конечно, да б – Пожалуй, да | в – Пожалуй, нет г – Конечно, нет | |||||||
1. | Можете ли Вы сказать про себя, что Вы – оптимист? | а | б | в | г | |||||
2. | Боитесь ли темноты? | а | б | в | г | |||||
3. | Страшно ли Вам идти по темной, пустынной улице? | а | б | в | г | |||||
4. | Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям? | а | б | в | г | |||||
5. | Считаете ли Вы, что жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения? | а | б | в | г | |||||
6. | Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты? | а | б | в | г | |||||
7. | Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение? | а | б | в | г | |||||
8. | Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться? | а | б | в | г | |||||
9. | Если над Вами зло подшутили, привело бы вас это в состояние гнева? | а | б | в | г | |||||
10. | Испытываете ли Вы страх при сильной грозе? | а | б | в | г | |||||
И. | Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих? | а | б | в | г | |||||
12. | Вызывает ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме? | а | б | в | г | |||||
13. | Если Вы терпите поражение в спорте, злитесь и раздражаетесь ли Вы? | а | б | в | г | |||||
14. | Разделяете ли Вы мнение, что в жизни больше радостей, чем невзгод? | а | б | в | г | |||||
15. | Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования? | а | б | в | г | |||||
16. | Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас? | а | б | в | г | |||||
17. | Бывает ли Вам страшно в ожидании приема у зубного врача или укола? | а | б | в | г | |||||
18. | При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта? | а | б | в | г | |||||
19. | Вызывает ли у Вас раздражение небольшое затруднение в работе? | а | б | в | г | |||||
20. | Часто ли у Вас бывает веселое и бодрое настроение? | а | б | в | г | |||||
21. | Злитесь ли Вы, если Вам мешают, когда Вы очень торопитесь? | а | б | в | г | |||||
22. | Раздражает ли Вас непонимание близкого человека? | а | б | в | г | |||||
23. | Уступчивы ли Вы? | а | б | в | г | |||||
24. | Бывает ли Вам страшно, когда необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу? | а | б | в | г | |||||
25. | Активный ли Вы участник веселья в компании? | а | б | в | г | |||||
26. | Вы – жизнерадостный человек? | а | б | в | г | |||||
27. | Хочется ли Вам ответить тем же, когда на Вас кричат? | а | б | в | г | |||||
28. | Решитесь ли Вы пойти ночью на спор в любое страшное место? | а | б | в | г | |||||
29. | Вас легко рассердить? | а | б | в | г | |||||
30. | Удовлетворены ли Вы своей жизнью? | а | б | в | г | |||||
31. | Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться? | а | б | в | г | |||||
32. | Считаете ли Вы себя веселым человеком? | а | б | в | г | |||||
33. | Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну? | а | б | в | г | |||||
34. | Возникает ли у Вас неприятное чувство в лифте, тоннеле? | а | б | в | г | |||||
35. | По утрам у Вас обычно бодрое и радостное настроение? | а | б | в | г | |||||
36. | Можно ли назвать Вас смелым человеком? | а | б | в | г |
Процедура вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей заключается в подсчете количества ответов, по каждому из четырех указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается:
“Безусловно, да” – 4 балла;
“Пожалуй, да” – 3 балла;
“Безусловно, нет” – 1 балл;
“Пожалуй, нет” – 0 баллов;
и суммирования баллов всех вариантов ответов.
Только при подсчете ответа на вопрос № 36 количество баллов будет следующим:
“Безусловно, да” – 0 баллов;
“Пожалуй, да” – 1 балл;
“Безусловно, нет” – 3 балла;
“Пожалуй, нет” – 4 балла.
Максимальная индивидуальная оценка по каждой из модальностей может составлять – 48 баллов, а минимальная – 0 баллов. Чем выше суммарный балл по модальности, тем чаще и интенсивнее эмоциональные переживания данного качества у испытуемого.
Индивид с постоянной склонностью к переживанию радости характеризуется значительным запасом радостного настроения, всякие ограничения у него быстрее сглаживаются, он чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения и т. д.
Индивид со склонностью к страху постоянно находит повод для опасения, он боязлив, робок, всюду видит трудности, опасность.
Индивид со склонностью к гневу часто сердится, даже самые незначительные препятствия, стеснения, помехи вызывают у него досаду, раздражение, негодование.
14.20 Оценка профессионально важных качеств (ПВК)
Цель: изучение когнитивного компонента самосознания.
Инструкция: В предложенном перечне выберите качества, являющиеся, с Вашей точки зрения, профессионально важными качествами учителя. Оцените степень их профессиональной значимости баллом
«1» - качество желательно,
«2» - качество необходимо,
остальные качества – безразличные для профессии – баллом «0».
Отметки делайте в средней колонке.
Далее, в левой колонке, оцените баллами от «0» до «5» степень развития всех качеств с позиции идеального педагога, в правой колонке оцените степень развития качеств у себя самого.
Оценка качеств личности:
«0» - данное качество отсутствует
«1» - качество выражено очень слабо
«2» - качество выражено ниже среднего уровня
«3» - качество выражено средне
«4» - качество выражено выше среднего уровня
«5» - качество выражено в полной мере
Идеальный педагог | Качества личности | Я как педагог |
0 1 2 3 4 5 | 1. Демократический стиль общения | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 2. Доброта | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 3. Внешняя привлекательность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 4. Выдержка | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 5. Высокая нравственность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 6. Инициативность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 7. Критичность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 8. Любовь к детям | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 9. Наблюдательность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 10. Настойчивость | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 11. Общительность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 12. Оптимистичность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 13. Организованность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 14. Отзывчивость | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 15. Педагогическое воображение | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 16. Работоспособность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 17. Справедливость | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 18. Стремление к творчеству | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 19. Тактичность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 20. Требовательность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 21. Уверенность в себе | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 22. Увлеченность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 23. Уравновешенность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 24. Целеустремленность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 25. Чуткость | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 26. Эрудиция, Интеллектуальность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 27. Эмоциональность | 0 1 2 3 4 5 |
0 1 2 3 4 5 | 28. Энергичность | 0 1 2 3 4 5 |