Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1560
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.21 Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)
Назначение. Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.
Тест «Рефлексия на саморазвитие» включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).
Инструкция. Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из
предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, б или в.
Опросник
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в) дисциплинированный.
2. За что вас ценят коллеги?
а) за то, что я ответственный;
б) зато, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.
3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
а) думаю, что это пустая трата времени;
б) глубоко не вникал в проблему;
в) положительно, активно включаюсь в проект.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
а) недостаточно времени;
б) нет подходящей литературы и условий;
в) не хватает силы воли и упорства.
5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?
а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит,
а) требовательный;
б) настойчивый;
в) снисходительный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
а) решительный;
б)сообразительный;
в) любознательный;
8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
а) генератор идей;
б) критик;
в организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.
а) сила воли;
б) упорство;
в) обязательность.
10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом;
б) читаю;
в) провожу время с друзьями.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет
познавательный интерес?
а) методические знания;
б) теоретические знания;
а) инновационная педагогическая деятельность.
12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
а) если бы работал так, как и прежде;
б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;
в) не знаю.
13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?
а) справедливым;
б) доброжелательным;
в) отзывчивым.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего?
а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;
б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;
в) наслаждение жизнью в творчестве.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек сильный духом и крепкой воли;
6) человек творческий, много знающий и умеющий;
в) человек независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да;
б) скорее всего да;
в) как повезет.
17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?
а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;
б) не знаю еще;
в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива
самореализация.
18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а) путешествовал бы по всему миру;
б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Обработка результатов
-
По результатам тестирования определяется уровень стремления к саморазвитию. Ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом.
Вопрос | Оценочные баллы ответов | Вопрос | Оценочные баллы ответов |
1 | а-3, б-2, в-1 | 10 | а-2, б-3, в-1 |
2 | а-2, б-1, в-3 | 11 | а-1, б-2, в-3 |
3 | а-1, б-2, в-3 | 12 | а-1, б-3, в-2 |
4 | а-3, б-2, в-1 | 13 | а-3, б-2, в-1 |
5 | а-2, б-3, в-1 | 14 | а-1, б-3, в-2 |
6 | а-3, б-2, в-1 | 15 | а-1, б-3, в-2 |
7 | а-2, б-3, в-1 | 16 | а-3, б-2, в-1 |
8 | а-3, б-2, в-1 | 17 | а-2, б-1, в-3 |
9 | а-2, б-3, в-1 | 18 | а-2, б-3, в-1 |
Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Уровень стремления к саморазвитию |
18-24 | Очень низкий |
25-29 | Низкий |
30-34 | Ниже среднего |
35-39 | Средний |
40-44 | Выше среднего |
45-49 | Высокий |
50-54 | Очень высокий |
-
Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1,2,6,7,9,13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Самооценка личностью своих качеств |
18-17 | Очень высокая |
16-15 | Завышенная |
14-12 | Нормальная |
11-9 | Заниженная |
8-7 | Низкая |
6 | Очень низкая |
-
Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3,5,8,12,17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:
Суммарное число баллов | Оценка проекта педагогической поддержки |
15-14 | Как возможности профессиональной самореализации |
13-11 | Как необходимого и достаточного для самореализации |
10-8 | Скорее как перспективного для самореализации |
7-6 | Неопределенная оценка, скорее как непосредственного для самореализации |
5 | Как недостойного внимания в плане самореализации |
14.22 Диагностика уровня личностного потенциала учителя
Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений учителя.
Баллы | Уровень проявления |
1 | Низкий |
2 | Средний |
3 | Высокий |
Обведите выбранный балл кружком
1 | Наличие интереса, связанного с предметом педагогической деятельности | 1 2 3 | |
2 | Широта (разнообразие) интересов, в том числе профессиональных | 1 2 3 | |
3 | Глубина профессиональных интересов | 1 2 3 | |
4 | Устойчивость (длительность сохранения) профессионального интереса | 1 2 3 | |
5 | Действенность профессионального интереса | 1 2 3 | |
Интерес к профессиональной педагогической деятельности (ППД): не проявляется – менее 5 баллов проявляется частично - 5-10 баллов проявляется – более 10 баллов | |||
1 | Имеет внутреннюю мотивацию к профессиональному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. | 1 2 3 | |
2 | Стремится обеспечить развитие личности каждого школьника | 1 2 3 | |
3 | Получает удовлетворение от самого процесса работы и результата | 1 2 3 | |
4 | Стремится к наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | 1 2 3 | |
5 | Стремится к творческому самовыражению | 1 2 3 | |
Мотивы профессиональной педагогической деятельности: не сформированы – менее 5 баллов сформированы частично – 5-10 баллов сформированы – более 10 баллов | |||
1 | Эмоции и чувства направлены на объект педагогических преобразований | 1 2 3 | |
2 | Способен регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильным | 1 2 3 | |
3 | Обладает адекватностью эмоционального состояния педагогической реакции на деятельность обучающихся | 1 2 3 | |
4 | Обладает волевым контролем за своим поведением | 1 2 3 | |
5 | Удовлетворен результатами педагогического труда | 1 2 3 | |
Эмоционально-волевая устойчивость личности педагога не сформирована – менее 5 баллов сформирована частично – 5-10 баллов сформирована –более 10 баллов | | ||
1 | Обладает целеустремленностью (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам) | 1 2 3 | |
2 | Обладает самостоятельностью (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям) | 1 2 3 | |
3 | Обладает решительностью (способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения) | 1 2 3 | |
4 | Обладает настойчивостью (способен достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца) | 1 2 3 | |
5 | Обладает выдержкой (способность контролировать свои действия) | 1 2 3 | |
6 | Обладает дисциплинированностью (сознательное подчинение своего поведения общественным правилам) | 1 2 3 | |
Самосознание личности педагога: не сформировано менее 6 баллов частично сформировано – 6 – 12 баллов сформировано - более 12 баллов | |||
1 | Организует учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества, взаимопонимания | 1 2 3 | |
2 | Обладает высокой эмпатией | 1 2 3 | |
3 | Обладает психолого-педагогическим тактом | 1 2 3 | |
4 | Умеет создать благоприятный климат в коллективе | 1 2 3 | |
5 | Является открытым, искренним в общении | 1 2 3 |
Готовность к социальному взаимодействию не сформирована – менее 5 баллов сформирована частично- 5 – 10 баллов сформирована – более 10 баллов |
Общая обработка результатов:
Уровень личностного потенциала | Количество баллов |
Низкий | менее 25 баллов |
Средний | 25-55 баллов |
Высокий | более 55 баллов |