Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1320

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.3 Самооценка форм агрессивного поведения

(модифицированный вариант Басса — Дарки)

12.1 Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Раздел 13. Диагностика совладающего поведения13.1 Диагностика стратегий импунитивного поведенияв конфликтных ситуацияхНазначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения.Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения.Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами: утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т. п.); угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п. Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).ОпросникИспользуйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:1. Искали профессиональную помощь.2. Не выражали свои чувства.3. Мечтали о лучших временах.4. Выросли как личность.5. Получили толчок для творчества.6. Упорно стояли на своем.7. Пытались отдохнуть.8. Старались забыться.9. Шутили по поводу ситуации.10. Больше спали.11. Отказывались верить.12. Обвиняли себя.13. Во всем винили других.14. Надеялись на чудо.15. «Сорвали чувство» на другом человеке.16. Чувствовали, что должны просто подождать.17. Положились на судьбу.18. Старались больше узнать о ситуации.19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.20. Сосредоточились на хорошем,21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.22. Дали выход чувствам.23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.25. Изменились.26. Продолжали еще более усердные попытки.27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.29. Относились к ситуации несерьезно.30. Были озабочены сохранением сил и энергии.31. Не изменили точку зрения.32. Критиковали себя.33. Пытались не быть опрометчивым.34. Желали бы изменить прошлое.35. Стали раздражительным.36. Выжидали, что будет.37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.38. Составили и выполняли план.39. Сказали себе, что будет лучше.40. Просили совета.41. Говорили о своих чувствах.42. Думали о нереальном.43. Нашли новую веру.44. Научились чему-то новому.45. Сохраняли тот же образ действий.46. Использовали способы самоуспокоения.47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.48. Видели смежную (оборотную) сторону.49. Откладывали и медлили.50. Отказывались считать проблемой.51. Приняли основную тяжесть на себя.52. Пытались приспосабливаться.53. Желали, чтобы ситуация исчезла.54. Что-то разбили, разрушили.55. Ничего нельзя было сделать.56. Приняли как неизбежное.57. Анализировали ситуацию.58. Искали поддержки.59. Контролировали чувства.60. Пересмотрели свои ценности.61. Появилось новое понимание себя.62. Действовали так, будто ничего не произошло.63. Обратились к другой деятельности.64. Концентрировались на следующем этапе ситуации.65. Не давали другим узнать, в чем суть дела.66. Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.67. Чувствовали себя виноватым.68. Пересмотрели поспешно принятые решения.69. Желали, чтобы все скорее окончилхь.70. Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.71. Уверовали в высшую силу.72. Непосредственно выражали чувства.73. Проводили время в мечтах.74. У вас не было эмоциональной реакции.75. Думали о другом.76. Осуществляли действия поэтапно.77. Отдалились от других.78. Думали и не принимали решения.79. Сравнивали свои заботы с чужими.80. Искали удовлетворение где-то еще.81. Избегали поиска причин.82. Выискивали, кого обвинить.Обработка и интерпретация результатов Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете чаще всего.Формы совладающего поведения1.Разрядка- 15,35, 54.2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.4.Настойчивость - 6, 26, 45.5.Отстранение - 62, 66, 74.6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.7.Выражение чувств - 22, 41, 72.8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.9.Отвлечение - 63, 75, 80.10.Фантазия-3,23,42, 73.11.Отрицание- 11,31,50.12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.13.Поэтапные действия - 64,76.14.Сравнение - 37, 79.15.Успокоение-7, 10,27,46.16.Контроль эмоций - 2, 59.17.Осторожность - 33, 52, 68.18.Приобретение силы

Интерпретация

Позиции для контроля и самоконтроля

18.10 Анкета «Какой Вы педагог»



14.21 Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л. Н. Бережнова)
Назначение. Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Тест «Рефлексия на саморазвитие» включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).

Инструкция. Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из

предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, б или в.

Опросник

1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) дисциплинированный.

2. За что вас ценят коллеги?

а) за то, что я ответственный;

б) зато, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;

в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.

3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?

а) думаю, что это пустая трата времени;

б) глубоко не вникал в проблему;

в) положительно, активно включаюсь в проект.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?

а) недостаточно времени;

б) нет подходящей литературы и условий;

в) не хватает силы воли и упорства.

5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?

а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;

б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;

в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит,

а) требовательный;

б) настойчивый;

в) снисходительный.

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

а) решительный;

б)сообразительный;

в) любознательный;

8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?


а) генератор идей;

б) критик;

в организатор.

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.

а) сила воли;

б) упорство;

в) обязательность.

10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?

а) занимаюсь любимым делом;

б) читаю;

в) провожу время с друзьями.

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет

познавательный интерес?

а) методические знания;

б) теоретические знания;

а) инновационная педагогическая деятельность.

12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?

а) если бы работал так, как и прежде;

б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;

в) не знаю.

13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?

а) справедливым;

б) доброжелательным;

в) отзывчивым.

14. Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего?

а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;

б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;

в) наслаждение жизнью в творчестве.

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) человек сильный духом и крепкой воли;

6) человек творческий, много знающий и умеющий;

в) человек независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?

а) думаю, что да;

б) скорее всего да;

в) как повезет.

17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?

а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;

б) не знаю еще;

в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива

самореализация.

18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?

а) путешествовал бы по всему миру;

б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;

в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Обработка результатов

  1. По результатам тестирования определяется уровень стремления к саморазвитию. Ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом.

Вопрос

Оценочные баллы ответов

Вопрос

Оценочные баллы ответов

1

а-3, б-2, в-1

10

а-2, б-3, в-1

2

а-2, б-1, в-3

11

а-1, б-2, в-3

3

а-1, б-2, в-3

12

а-1, б-3, в-2

4

а-3, б-2, в-1

13

а-3, б-2, в-1

5

а-2, б-3, в-1

14

а-1, б-3, в-2

6

а-3, б-2, в-1

15

а-1, б-3, в-2

7

а-2, б-3, в-1

16

а-3, б-2, в-1

8

а-3, б-2, в-1

17

а-2, б-1, в-3

9

а-2, б-3, в-1

18

а-2, б-3, в-1



Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:

Суммарное число баллов

Уровень стремления к саморазвитию

18-24

Очень низкий

25-29

Низкий

30-34

Ниже среднего

35-39

Средний

40-44

Выше среднего

45-49

Высокий

50-54

Очень высокий




  1. Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1,2,6,7,9,13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

Суммарное число баллов

Самооценка личностью своих качеств

18-17

Очень высокая

16-15

Завышенная

14-12

Нормальная

11-9

Заниженная

8-7

Низкая

6

Очень низкая




  1. Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3,5,8,12,17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

Суммарное число баллов

Оценка проекта педагогической поддержки

15-14

Как возможности профессиональной самореализации

13-11

Как необходимого и достаточного для самореализации

10-8

Скорее как перспективного для самореализации

7-6

Неопределенная оценка, скорее как непосредственного для самореализации

5

Как недостойного внимания в плане самореализации


14.22 Диагностика уровня личностного потенциала учителя

Инструкция: Используя 3-балльную шкалу оценки, определите уровень развития перечисленных ниже профессиональных и коммуникативных умений учителя.


Баллы

Уровень проявления

1

Низкий

2

Средний

3

Высокий


Обведите выбранный балл кружком


1

Наличие интереса, связанного с предметом педагогической деятельности

1 2 3

2

Широта (разнообразие) интересов, в том числе профессиональных

1 2 3

3

Глубина профессиональных интересов

1 2 3

4

Устойчивость (длительность сохранения) профессионального интереса

1 2 3

5

Действенность профессионального интереса

1 2 3

Интерес к профессиональной педагогической деятельности (ППД):

не проявляется – менее 5 баллов

проявляется частично - 5-10 баллов

проявляется – более 10 баллов

1

Имеет внутреннюю мотивацию к профессиональному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

1 2 3

2

Стремится обеспечить развитие личности каждого школьника

1 2 3

3

Получает удовлетворение от самого процесса работы и результата

1 2 3

4

Стремится к наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

1 2 3

5

Стремится к творческому самовыражению

1 2 3

Мотивы профессиональной педагогической деятельности:

не сформированы – менее 5 баллов

сформированы частично – 5-10 баллов

сформированы – более 10 баллов

1

Эмоции и чувства направлены на объект педагогических преобразований

1 2 3

2

Способен регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильным

1 2 3

3

Обладает адекватностью эмоционального состояния педагогической реакции на деятельность обучающихся

1 2 3

4

Обладает волевым контролем за своим поведением

1 2 3

5

Удовлетворен результатами педагогического труда

1 2 3

Эмоционально-волевая устойчивость личности педагога

не сформирована – менее 5 баллов

сформирована частично – 5-10 баллов

сформирована –более 10 баллов




1

Обладает целеустремленностью (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам)

1 2 3

2

Обладает самостоятельностью (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям)

1 2 3

3

Обладает решительностью (способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения)

1 2 3

4

Обладает настойчивостью (способен достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца)

1 2 3

5

Обладает выдержкой (способность контролировать свои действия)

1 2 3

6

Обладает дисциплинированностью (сознательное подчинение своего поведения общественным правилам)

1 2 3

Самосознание личности педагога:

не сформировано менее 6 баллов

частично сформировано – 6 – 12 баллов

сформировано - более 12 баллов

1

Организует учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества, взаимопонимания

1 2 3

2

Обладает высокой эмпатией

1 2 3

3

Обладает психолого-педагогическим тактом

1 2 3

4

Умеет создать благоприятный климат в коллективе

1 2 3

5

Является открытым, искренним в общении

1 2 3





Готовность к социальному взаимодействию

не сформирована – менее 5 баллов

сформирована частично- 5 – 10 баллов

сформирована – более 10 баллов


Общая обработка результатов:

Уровень личностного потенциала

Количество баллов

Низкий

менее 25 баллов

Средний

25-55 баллов

Высокий

более 55 баллов