Файл: Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психологопедагогического сопровождения в образовательных организациях региона авторы составители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1556
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 15. Диагностика мотивационных потенциалов личности педагога
15.1 Диагностика личностных и групповых базовых потребностей
Назначение. Данная методика позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы (А. Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе. Так, если у одних сотрудников доминируют материальные потребности, то повысить их трудовое усердие можно, прежде всего дав им возможность хорошо заработать (например, посредством предоставления сложного, хорошо оплачиваемого задания, сверхурочных работ и т. п.).
Работников, у которых ярко выражены потребности в безопасности (опасения потерять работу, получить выговор, быть скомпрометированным в глазах товарищей и т. п.), следует успокоить, заверить, в стабильности их положения. При доминировании социальных потребностей для человека наиболее важны добрые, дружеские отношения в коллективе, хороший нравственный климат.
Если же у работника ведущей является потребность в признании, то для него приоритетными стимуляторами будут перспектива должностного роста, знаки и символы признания и уважения, карьера.
Для тех сотрудников, у которых доминирует потребность в самореализации, важнейший стимулятор - творческий труд, автономия, участие в принятии решений. Умело используя различные стимулы на основе индивидуального подхода к сотрудникам, знания их ведущих потребностей, руководитель сможет повысить их мотивированность.
Инструкция. Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписы-вайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
Бланк ответов
Опросник
Вслух проговорите фразу «Я хочу...» применительно к каждому утверждению:
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт,
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей,
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
Обработка и интерпретация результатов
При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:
• материальные потребности; 4, 8, 13;
• потребности в безопасности: 3, 6, 10;
• социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;
• потребности в признании: 1, 9, 12;
• потребности в самовыражении; 7, 11, 14.
1. Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.
2. Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.
Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей-мотиваторов можно представить в форме графических профилей.
42 - Зона неудовлетворенности
28 - Зона частичной неудовлетворенности
14 - Зона удовлетворенности
15.2 Диагностика мотиваторов социально-психологической
активности личности
Назначение. Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности. Методологической основой служит теория мотивации Д. Макклелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций. Знание основных потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить субъектно-деятельностную мотивацию.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе. Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.
Обработка и интерпретация результатов
Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.
В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность - мотивационную доминанту личностной активности.
Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие показатели:
19 и более - высокий;
8-18- средний;
7 и менее- низкий.
15.3 Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Назначение. Мотивация достижения, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться: соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет, две формы - мужскую (а) и женскую (б).
Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+ 3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;
15.1 Диагностика личностных и групповых базовых потребностей
Назначение. Данная методика позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы (А. Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе. Так, если у одних сотрудников доминируют материальные потребности, то повысить их трудовое усердие можно, прежде всего дав им возможность хорошо заработать (например, посредством предоставления сложного, хорошо оплачиваемого задания, сверхурочных работ и т. п.).
Работников, у которых ярко выражены потребности в безопасности (опасения потерять работу, получить выговор, быть скомпрометированным в глазах товарищей и т. п.), следует успокоить, заверить, в стабильности их положения. При доминировании социальных потребностей для человека наиболее важны добрые, дружеские отношения в коллективе, хороший нравственный климат.
Если же у работника ведущей является потребность в признании, то для него приоритетными стимуляторами будут перспектива должностного роста, знаки и символы признания и уважения, карьера.
Для тех сотрудников, у которых доминирует потребность в самореализации, важнейший стимулятор - творческий труд, автономия, участие в принятии решений. Умело используя различные стимулы на основе индивидуального подхода к сотрудникам, знания их ведущих потребностей, руководитель сможет повысить их мотивированность.
Инструкция. Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписы-вайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
Бланк ответов
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | - | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | - | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | - | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | - | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | - | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | - | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | - | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | - | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | - | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | - | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | - | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | - | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | - | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | - | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | - |
Опросник
Вслух проговорите фразу «Я хочу...» применительно к каждому утверждению:
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальный комфорт,
9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
10. Избегать неприятностей,
11. Стремиться к новому и неизведанному.
12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.
13. Покупать хорошие вещи.
14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15. Быть понятым другими.
Обработка и интерпретация результатов
При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:
• материальные потребности; 4, 8, 13;
• потребности в безопасности: 3, 6, 10;
• социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;
• потребности в признании: 1, 9, 12;
• потребности в самовыражении; 7, 11, 14.
1. Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.
2. Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.
Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей-мотиваторов можно представить в форме графических профилей.
42 - Зона неудовлетворенности
28 - Зона частичной неудовлетворенности
14 - Зона удовлетворенности
15.2 Диагностика мотиваторов социально-психологической
активности личности
Назначение. Методика помогает определить ведущие потребности-мотиваторы личности. Методологической основой служит теория мотивации Д. Макклелланда, а также ряд ее более современных интерпретаций. Знание основных потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить субъектно-деятельностную мотивацию.
Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Выразите свое согласие («полностью согласен» - ПС) или несогласие («не согласен» - НС) по пятибалльной системе. Свой ответ необходимо подчеркнуть либо обвести кружком.
№ | Утверждения | ПС НС |
1 | Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы (учебы) по сравнению с тем, что было раньше. | 5 4 3 2 1 |
2 | Я получаю удовольствие оттого, что мне приходится соревноваться с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю. | 5 4 3 2 1 |
3 | Я часто замечаю, что разговариваю со своими коллегами по работе на «нерабочие» темы. | 5 4 3 2 1 |
4 | Мне нравится выполнять непростую работу. | 5 4 3 2 1 |
5 | Мне нравится брать на себя ответственность. | 5 4 3 2 1 |
6 | Мне нравится, когда окружающие хорошо ко мне относятся. | 5 4 3 2 1 |
7 | Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в действительности. | 5 4 3 2 1 |
8 | Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня поступки. | 5 4 3 2 1 |
9 | У меня хорошие отношения с коллегами по работе. | 5 4 3 2 1 |
10 | Мне нравится ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. | 5 4 3 2 1 |
11 | Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. | 5 4 3 2 1 |
12 | Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций. | 5 4 3 2 1 |
13 | Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий. | 5 4 3 2 1 |
14 | Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня. | 5 4 3 2 1 |
15 | Мне больше нравится работать в группе, чем в одиночку. | 5 4 3 2 1 |
Обработка и интерпретация результатов
Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.
Достижение успеха в целом | Стремление к власти | Тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению) | |||
Номер утверждения | Балл | Номер утверждения | Балл | Номер утверждения | Балл |
1 4 7 10 13 | | 2 5 8 11 14 | | 3 6 9 12 15 | |
Итого: | | Итого: | | Итого: | |
В сумме в каждой колонке должно получиться от 5 до 25 баллов. Та колонка, в которой сумма баллов будет наиболее высокой, и определит вашу доминирующую потребность - мотивационную доминанту личностной активности.
Об уровне выраженности каждой из трех шкал свидетельствуют следующие показатели:
19 и более - высокий;
8-18- средний;
7 и менее- низкий.
15.3 Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)
Назначение. Мотивация достижения, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться: соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет, две формы - мужскую (а) и женскую (б).
Инструкция. Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+ 3 - полностью согласен;
+2 - согласен;
+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;