Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1089

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Первый – с 996 г. по XIV столетие;

2. Второй – XIV–XVII вв.;

3. Третий – с 1701 по 1775 гг.;

4. Четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

5. Пятый – с 1801 по 1818 гг.

Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии процесса, заключается в стремлении показать его динамику. Поэтому неслучайно четвертый и пятый этапы связаны как с изменением административно-территориальной системы управления, так и с теми тенденциями помощи, которые наметились в период правления Екатерины II и были связаны с учреждением приказов общественного призрения. Периодизация общественного призрения связывается в ней с принятием основополагающих указов и постановлений в этой области.


Первая группа указов относится к временному отрезку от 988 г. (указы князя Владимира I) до 1682 г. (указы царя Федора Алексеевича), что соответствует первому этапу становления общественной благотворительности.

Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного призрения;

Третий – с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято положение о земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с выходом постановлений и правительственных мер.

Свой другой взгляд на развитие призрения предложил Е. Максимов. Он несколько изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о помощи, которые сложились к концу XIX столетия. Прежде всего, Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - то явление и понятие, исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер).

Второй этап совпадает со становлением государственности, именно в этот период зарождается идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного призрения.

Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога.

По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до АлександраII, характеризуется укреплением тенденций организованной государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных организованных сил».

И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой базы общественного призрения.

В советский период истории российской государственности подходы к исследованию проблем помощи в их исторической обусловленности, в частности, к вопросам периодизации, претерпевают существенное изменение. Идеологиянового времени обусловливает переосмысление взаимодействия людей в общности, вырабатывается иной взгляд на проблему помощи и благотворительности: «Ввиду того, что существующее название Народного Комиссариата Государственного призрения не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком староговремени, когда

социальная помощь носила характер милостыни, благотворительности, Совет Народных Комиссаров постановляет: переименовать Народный Комиссариат Государственного Призрения в Народный Комиссариат Социального обеспечения».

Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

Основные тенденции в развитии государственной системы поддержки и помощи

Современные тенденции в развитии системы социальной работы в России

Тенденции (направления)

1. Как практическая деятельность:

  • развивается сеть учреждений соц. служб;

  • расширяется функционал этих учреждений (больше видов помощи);

  • расширяется поле деятельности с.р.→введение во многие учреждения штатных единиц с.р. ;

  • развивается проф. подготовка специалистов по с.р. (факультеты и повышение квалификации);

  • активное развитие социально-бытовых служб;

  • появление новых методов (целевые программы), и технологий с.р.;

  • улучшается техническая оснащенность органов и учреждений;

  • развивается система негосударственных соц. услуг.

2. Как учебная дисциплина: - появление новых учебных составляющих; - развивается учебно-методический материал; - расширяется способы обучения.

3. Как наука: - исследование новых областей, новых проблем; - расширяется категориально-понятийный аппарат социальной работы.

Институт – система общества, совокупность учреждений, чья деятельность регламентирована на выполнение более важных общественных функций.

4. Как институт: профессиональная деятельность; подготовка кадров; нормативная база, регулирование; система социальных учреждений;

Тенденции:

1) расширение круга клиентов, расширение количества направлений, рост разнообразие методов социальной работы
;

2) процесс институализации социальной работы, становление социальной работы как профессиональной деятельности;

3) разгосударствление социальных служб, предприятия разных форм собственности;

4) становление научно-методической базы; главная задача: разработка новых методов; фиксирование наиболее эффективных имеющихся технологий и их трансляция с помощью языковых средств;

5) технологизация социальной работы.

Проблемы: проблема нормативно-правовой базы; проблема подготовки кадров; недостаточная информированность; отсутствие системы контроля; недостаточное финансирование; оптимизация структуры системы социальных служб.

ОЧЕНЬ ПОДРОБНО ТУТ: https://bstudy.net/642833/sotsiologiya/sovremennoe_polozhenie_osnovnye_tendentsii_razvitiya_sotsialnoy_raboty_rossii

Утверждение принципов либерализма: свободы, равенства, справедливости в ХIХ веке в Европе

Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме.

Термин «либерализм» — широкий, он включает в себя не только определенный набор идей, но также и движение на свободу, политику правительства, способ жизни индивидов в обществе. В отличие от консерватизма и социализма, других ведущих идеологических течений 19 века либерализм явился продуктом века просвещения, когда были сформулированы основные положения его политической теории; они остались практически без изменений в 19 веке, который разделил экономическую и этическую стороны либерального учения. Мыслители целого ряда стран внесли свой вклад в формирование либеральной традиции: Г. Спенсер, Д. С. Милль, И. Бентам в Великобритании, Б. Констан, A. Токвиль, Ф. Гизо во Франции, B. Гумбольдт в Германии.

В XIX в. он был очень влиятельным политическим течением. Его приверженцы имелись в разных общественных группировках. Социальной базой ему служили предпринимательские круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетские профессора.

Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый - личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй - реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации.

Центральным пунктом либеральной политической теории является обоснование свободы индивида. В своей книге «О свободе» (1859) Дж. Милль выделил те новые аспекты, которые приобретает общественная и гражданская свобода, поставив вопрос о «пределах власти, законно осуществляемой обществом над индивидом». Еще до Милля Гумбольдт в сочинении «Идеи к опыту установления границ деятельности государства», а во Франции - Констан в работе «Курс конституционной политики» (1816–1836) провели фундаментальное различие между свободой в современном и античном мире.


Развитие социальной работы в зарубежных странах в ХХ веке.

1. Социальная работа в США.


В годы Великой депрессии, вызванной мировым кризисом 1929—1933 гг., изменяется стратегия и тактика социальной работы в США. Методы индивидуальной работы постепенно становятся неактуальны, поскольку массовая безработица, когда на улицы были выброшены миллионы людей, требовала иных подходов к помощи и поддержке нуждающихся. В центре внимания практиков социальной работы находится социальное реформирование общества.

В октябре 1931 г. Уильям Ходсон, председатель Совета благосостояния Нью-Йорка, направил открытое письмо президенту Герберту Гуверу. В нем говорилось, что федеральное пособие по безработице — не милосердие, а право нуждающихся. Этой и другими акциями социальные работники добились слушаний в комитете сената по пособиям по безработице, где выступили в качестве основных докладчиков.

Однако требования социальных работников не прошли: в государстве и обществе еще господствовали представления, будто общественная помощь деморализует и развращает нуждающихся, а проблемы можно решать при помощи частного милосердия.

Эту позицию можно проиллюстрировать следующим примером: в декабре 1930 г. Конгресс США одобрил ассигнование в размере 45 млн дол., чтобы спасти пораженный домашний скот фермеров Арканзаса, но выступил против дополнительных 25 млн дол., чтобы накормить голодающих фермеров и их семейства.

Между тем последствия депрессии становились все более ощутимыми и требовались экстренные меры по обеспечению занятости населения. В 1932 г. новый президент США Франклин Рузвельт переходит к Новому курсу и вводит серию программ на федеральном уровне по сдерживанию массовой безработицы.

Однако это не означало, что все программы работали оптимально. В обществе еще придерживались той точки зрения, что частичная безработица желательна, так как стимулирует конкуренцию, к тому же общественные работы оплачивались значительно ниже самой низкоквалифицированной работы.

В мае 1933 г. выходит федеральный Чрезвычайный акт помощи, в соответствии с которым было выделено 500 млн дол., которые распределялись на социальные нужды. В 1935 г. принят закон о социальном обеспечении