Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1350

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в соответствии с которым вводилось три типа федерального обеспечения: 1) социальное страхование; 2) государственная поддержка; 3) службы, относящиеся к охране здоровья, и службы социального обеспечения.

Можно отметить, что государственное страхование отличалось от государственной поддержки. Программы государственного страхования осуществлялись за счет налогов, уплачиваемых населением в специальные фонды. Первоначально страхование распространялось на престарелых и оставшихся в живых членов семьи, а также на безработных. Программы государственной поддержки не были связаны с уплатой налогов, поддержку мог получить даже тот член общества, который не платил налоги, однако социальное иждивенчество не поощрялось, так как считалось недостойным свободного человека.

Большая депрессия и решения кабинета Франклина Рузвельта имели большое значение для развития профессии социальной работы. Было создано много рабочих мест, особенно для женщин (в сфере социального обеспечения их численность по сравнению с 1930 г. увеличилась приблизительно на 40 000 человек). В этот период заметно увеличилась численность студентов, обучающихся в школах социальной работы. Депрессия вызвала интерес к проблемам социальной политики и социального реформирования. Наблюдался даже отток слушателей, обучавшихся психиатрическим методам помощи, поскольку невозможно, по замечанию одного из современников, «иметь дело с комплексами неполноценности у клиента, когда он голодает».

Непосредственная задача социальной работы состояла в том, чтобы оказать помощь нуждающимся в продовольствии, одежде и защите. В 1936—1937 гг. на повестке дня Национальной конференции по важнейшим проблемам в области социального образования были темы, связанные с безработицей, администрированием, организацией помощи.

Вторая мировая война принесла полную занятость для большинства американского населения. Изменилось отношение к занятости среди цветного населения, представители которого получили рабочие места на фабриках и заводах. В 1941 г. выходит известное постановление Ф. Рузвельта за № 8802, которое запрещало «дискриминацию в занятости рабочих в различных отраслях промышленности… из-за расы или национальной принадлежности». Администрация президента Ф. Рузвельта поняла, что темнокожее население — неиспользованный резерв рабочей силы, вот почему было дополнительно открыто более 100 000 рабочих мест, что не могло не сказаться на стабилизации рынка в целом.


В 1948 г. национальная политика США начинает строиться в соответствии с провозглашенным курсом «построения государства всеобщего благосостояния», данная политика гарантировала каждому гражданину минимум экономической безопасности.

В 1949 г. изменяются стратегии в практике социальной работы с группой. Ассоциация групповой работы официально утверждает стратегии групповой работа: «Социальный работник группы дает возможность различным типам групп функционировать таким образом, чтобы взаимодействие группы и их программы вносили вклад в развитие индивидуума и достигали поставленных целей». Были поставлены соответствующие стратегии цели: индивидуальное развитие, регулирование отношений между индивидуумами, индивидуумом и обществом, группой и обществом; ставились определенные задачи по развитию общественных отношений, определялись приоритеты по защите прав, свобод и индивидуальных различий.

В 1940—1950-е гг. возрастает интерес работников социальных служб к техникам индивидуальной работы со случаем, так как стабилизировались условия жизни и расширились параметры социальной защиты населения. Появляются потребности в психологической помощи населению, особенно в послевоенное время, когда ощущалась необходимость в семейном консультировании во всех слоях общества. Вот почему намечается тенденция постепенного оттока профессионалов из общественного сектора в частные агентства помощи и поддержки. Несмотря на ряд экономических спадов (1948—1949 гг., 1953–1954 гг. и 1957—1958 гг.), американское общество становится лидером по уровню жизни населения. Однако революция в сельском хозяйстве и миграция людей из Латинской Америки ставят новые проблемы перед правительством США.

Наступившая эпоха холодной войны привела к резкой смене настроений в американском обществе. Развитие социальной работы с группой на данном этапе было связано с отходом от концепций социального действия и переходом к концепциям лечения. Поэтому основной акцент делается на терапевтической работе, особенно на директивной ее форме, т. е. работе в области межкультурных и межрасовых программ.

Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развивается сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.

Между 1940 и 1970 гг. свыше 20 млн людей (большей частью цветное население) вынуждены были уйти из фермерских хозяйств, особенно на Юге. В 1961 г. президент Кеннеди обратился к нации и предложил выступить против общих врагов человечества — «тирании, бедности, болезней и войны», настаивая на том, что помощь должна быть распространена на бедных и угнетенных, особенно цветное население.



Последовавшая в 60-х гг. серия реформ была направлена на преодоление бедности. В 1962 г. стартовала программа помощи семьям с детьми, которые имеют безработного родителя, подкрепленная затем сетью программ по профессиональному обучения и переобучению безработных. По сути, это была национальная программа поддержки малоимущих, где реализовывались базисные потребности, включая уход за детьми и медицинское обслуживание. Однако программа не была реализована в том объеме, в котором задумывалась: работа было предоставлена далеко не всем нуждающимся в ней, а заработанная плата получивших рабочие места была невысокой по сравнению с другими слоями населения. Причины неудач данной программы были обусловлены и сложной обстановкой в мире; в разгар холодной войны много средств было направлено на противостояние Советскому Союзу.

Противоборство между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой стороны, начавшееся в 1946 г., продолжалось до конца 80-х гг. Однако в самих США постепенно нарастало мощное движение за гражданские права цветного населения. Движение за гражданские права — заметная веха американской истории, началось еще времена Дж. Вашингтона, однако после Второй мировой войны оно стало неотъемлемой частью социальной политикой США. В соответствии с этим законом увеличивалась федеральная поддержка в сфере социального обеспечения, особенно для цветного населения. Поправки касались также психического здоровья населения. Было подчеркнуто, что администрация будет поддерживать альтернативные модели профилактики психического здоровья населения.

Десятилетие 70-х гг. связывают с «революцией» в области прав человека. Политика государства всеобщего благоденствия не рассматривалась только с классовых и экономических позиций, она была значительно шире, в ней учитывались интересы этнических групп, групп разной религиозной направленности и сексуальной ориентации. Государственная политика в сфере социальной поддержки была ориентирована на оказание помощи различным группам населения, в том числе на реализацию программ по профилактике заболеваний и получению доступа к различным видам образования. Однако постепенно наметилось сокращение федеральных расходов на различные федеральные программы. Это привело к тому, что социальные работники стали меньше принимать участие в таких программах, как развитие общин, гражданские права, уход за детьми и престарелыми. Уменьшился объем финансирования федеральных программ в области подготовки социальных работников во всех штатах, что привело к снижению уровня занятости социальных работников.


Резкое ухудшение качества социальной работы наблюдалось в период президентства Р. Рейгана, когда государство оставило без внимания социальные проблемы. По оценкам специалистов, количество бездомных в эти годы увеличилось с нескольких сот тысяч до нескольких миллионов. В такой ситуации администрация Р. Рейгана вынуждена даже была принять в 1987 г. закон о помощи бездомным, что, однако, не способствовало разрешению накопившихся проблем.

Не способствовала улучшению дел в социальной сфере и приватизация учреждений социального обслуживания. Хотя частный сектор услуг более гибкий и оперативный в управлении, воспользоваться его услугами могли далеко не все нуждающиеся в помощи и поддержке.

В 1991 г., период президентства Буша (старшего), выходит Акт гражданских прав, расширяющий права человека и запрещающий дискриминацию человека на основании его вероисповедания, расы, убеждений, сексуальной ориентации. Однако, несмотря на декларацию толерантности, этнические бунты в Лос-Анджелесе 1992 г., проходившие на фоне снижения уровня экономики, показали, что дискриминация и бедность остаются реальностью современной Америки.

В период правления Б. Клинтона, в период экономического подъема, стабильности в области социальной работы, как отмечают исследователи, реализуются сотни социальных программ и на федеральном уровне, и на уровне отдельных штатов.


2. Социальная работа в Германии.

В начале XX столетия в Германии начинает складываться новая модель помощи и поддержки на основе двух течений профессиональной и благотворительной деятельности.

В предшествующие столетия сформировалась новая парадигма помощи, в основе которой лежали: милосердие со стороны конфессиональных организаций, благотворительная деятельность привилегированных слоев населения, самоорганизация рабочих обществ самопомощи, женское движение, законодательная деятельность государственных органов.

Важным фактором развития служб социального обеспечения стали законы рейха от 1922 г. о воспитании молодежи и декрет рейха об обязательном социальном обеспечении, вышедший в 1924 г. Вместе с принятым Веймарской республикой законом о трудоустройстве безработных и страховании на случай безработицы 1927 г. они составили правовое пространство для профессиональной и благотворительной деятельности в Германии.

Профессионализацию помощи и поддержки в Германии связывают с деятельностью А. Соломон (1872—1948). Рано включившись в общественную и международную деятельность, она проявляет незаурядные организаторские способности при открытии профессиональных школ для женщин, становится активным участником движения консолидации международных сил в области социальной работы. К 1928 г. Алиса Соломон возглавляет секцию по вопросам образования в Париже.

Через четыре года школе, которую она возглавляет, присваивается ее имя, а сама она получает титул почетного доктора медицины. Однако с приходом к власти нацистов ей приходится оставить школу и эмигрировать в США. К концу 10-х—началу 20-х гг. XX в. в центре внимания государства оказалась деятельность по подготовке социальных работников на уровне муниципалитетов.

В 1920 г. Министерство народной благотворительности Пруссии своим постановление закрепило основания для социального профессионального обучения в Германии и тем самым легитимизировало профессию «социальная работа/социальная педагогика».

В 1923 г. выходит закон о благотворительности, в соответствии с которым службам и объединениям, организованным на основе частной инициативы, предоставлялись теми же права, что и государственным службам. Более того, государство не должно было организовывать службы там, где они уже существуют, — так был заложен принцип субсидиарного права, который действовал на протяжении всего ХХ в.