Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1343

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян – до X в.

2. Период княжеской и церковно-государственной помощи – с X по XIII в.

3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. до второй половины XVII в.

4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. до второй половины XIX в.

5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала XX в.

6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 г.

7. Период социальной работы – с начала 1990-х гг. по настоящее время.

К. В. Кузьмин и Б.А. Сутырин выделяют шесть периодов социальной помощи в России:

1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси – ΙΧ-Χ вв.).

2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – X – начало XVI в.

3. Период церковно-государственной благотворительности – XVI–XVII вв.

4. Период государственной благотворительности – XVIII в. – начало XX в.

5. Период социального планирования – 1917–1991 гг.

6. Период социальной работы – с начала 1990-х гг.

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

1. Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX–X вв.).

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).

2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х — начало XVIвв.).

Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

3. Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.).

Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.

4. Период государственной благотворительности
(ХVIII — начало XX вв.).

Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.

5. Период социального планирования (1917—1991).

Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

6. Период социальной работы (с 1990-х гг.).

Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.

Авторы выделяют также пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности – до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств.

2. Филантропический период – приблизительно до IV–V вв. н. э.

3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности – до начала XVI в.

4. Период государственной благотворительности – до рубежа XIX–XX вв.



5. Период социальной работы, продолжающийся по настоящее время.

Интересная периодизация предложена П. Я. Циткиловым. В ее рамки обобщенно укладывается как отечественный, так и зарубежный опыт социальной работы. Она позволяет получить целостное представление о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи. Основные этапы истории социальной помощи и социальной работы:

1. Период простейших форм помощи и взаимопомощи в эпоху архаики и древнего мира – III тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.

2. Период традиционно-общинной и церковно-монастырской благотворительности в раннем и классическом Средневековье – IV–XV вв.

3. Период складывания и функционирования системы государственного и общественного призрения в позднем Средневековье и в эпоху Нового времени – XVI–XIX вв.

4. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения – конец XIX в. – конец XX в.

5. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия – конец XX – начало XXI в.

Предлагается еще одна периодизация истории социальной работы в России:

1. Период родоплеменной и общинной помощи-взаимопомощи – до X в.

2. Период княжеской и приходской помощи – с X по XIII в.

3. Период конфессиональной помощи – с XIV по вторую половину XVII в.

4. Период государственно-общинного призрения – с XVIII по 60-е гг. XIX в.

5. Период государственно-общественной социальной помощи – с середины XIX до начала XX в.

6. Период социального обеспечения – 1917–1991 гг.

7. Период социальной работы – с начала 1990-х гг. по настоящее время.




Особенности становления социальной работы в мировой истории. Тенденции развития практики социальной работы в России и за рубежом. В социальном познании на рубеже XX—XXI вв. сложились представления о социальной работе как о профессиональной практической деятельности, комплексе специальных теоретических знаний и системе отраслевого образования. Эти представления соответствуют тем реалиям социальной работы, которые имеют место в действительности и являются отражением современной исторической практики. Социальная работа — это конструирование человеческой общностью в ходе исторического развития процессов помощи и взаимопомощи, которые за многие тысячелетия постепенно сложились в определенные институциональные формы. Можно отметить, что в процессе своего развития человечество конструировало различные виды практик, которые, как и социальная работа, претерпели различные трансформации, пока не пришли к современному институциональному состоянию. Вот этот процесс «складывания», трансформации и легитимизации различных видов общественной активности Р. Мертон называл институционализацией. Институционализация представляет собой процесс упорядочивания каких-либо действий, которые сводятся к образцам повседневной практики, формализуемым на основе правил, традиций и обычаев. Институционализация социальной работы — это исторический процесс индивидуальных, групповых, общественных комплексов духовно-когнитивных практик помощи, который от спонтанных и непостоянных во времени форм поддержки социально уязвимых групп оформился в профессиональную деятельность с присущим ей функциональным содержанием, совокупностью теоретических знаний и необходимых компетенций.



Особенность исторического становления социальной работы заключается в том, что на ранних этапах своего оформления она развивалась как целостный комплекс, объединивший в себе триединую совокупность «духовная практика — этика (мораль/обычаи) — система представлений»

Эта триада, совокупность, целостность явилась архетипом дальнейших исторических форм помогающих практик, вплоть до современных профессиональных моделей помощи. Таким образом, социальная работа формировалась в ходе исторического развития как сложный рационально познавательный процесс и духовная практика, образовавшие в ХХ в. определенный конструкт духовно-когнитивных помогающих практик, став профессией и областью познания.


Социальная работа (профессиональная помощь) — это синтез помощи и взаимопомощи в их историческом развитии, которые являлись основой существования древнейших человеческих общностей. Помощь и взаимопомощь в своей совокупности представляли интегративный механизм выживания древнейшего общества, механизм консолидации, защиты, определяли сущность архаического патернализма повседневной жизни древнего человека в контексте мира природы и социальных общностей.

Возникнув как форма обмена ресурсами в дородовом обществе, помощь усложняется в период политеизма, расширяясь до уровня ритуального обмена, постепенно оформляясь в рамки духовных практик, когда действие не только сопровождалось определенным сложным символическим поведением, но и наполнялось сакральными и ценностными смыслами. Процесс помощи становился тем самым синкретическим действием, принадлежавшим и миру человека, и миру богов. Причем сам процесс помощи идентифицировался на основе экзистенциальных смыслов, таких как «правда» (маат) — у древних египтян, «любовь к человечеству» (филантропия) — у древних греков и т. п. С зарождением мировых религий и усложнением общественных отношений концепты духовно-когнитивных помогающих практик трансформируются в сложные духовные комплексы исходя из религиозных представлений о мире, о месте человека в этом мире, его отношения к Богу. Именно в этот период формируется новые практики помощи и поддержки, а также когнитивные комплексы, связанные с практикой применения нормативных канонов помощи в жизни отдельного человека на основе требований религий. Существующие на этом этапе духовно-когнитивные помогающие практики выходят за рамки прежних субъект-объектных отношений на уровне нравственных императивов, императивов долженствования и приоритетности, в их основу положены экономические принципы распределения, они обретают основные обязательные модели помощи.

В контексте религиозной жизнедеятельности субъекта. Такие подходы наблюдаются в буддизме — в концептах даны, в иудаизме — при описании цдаки, христианстве — в концептах милосердия, в исламе — в концептах садаки и закята. Процессы секуляризации (фр. secularisation от позднелат. saecularis мирской, светский), т.е. обращения государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую, на новом витке исторического развития привели к десакрализации моделей помощи. Светская практика поддержки гражданского общества социально уязвимых слоев населения вносит свои коррективы в духовно-когнитивные помогающие комплексы. Государство с концептами социальной справедливости, гражданское общество с практикой благотворительности, научное познание на основе антропоцентризма расширяют традиционные представления о помощи и практику поддержки социально уязвимых слоев населения. Светские когнитивные помогающие практики, став частью государственного механизма и гражданского общества, на этапе развития промышленного производства и усложнения общественных отношений становятся функцией и атрибутом власти, механизмом государственного патернализма как средства контроля над личностью и различными социальными группами, рассматриваемыми государством в параметрах нормы/патологии. Светский комплекс когнитивных помогающих практик в этот исторический период трансформируется в сферу социальных услуг, становится сегментом государственного хозяйствования в разных областях жизнедеятельности от образования и здравоохранения до промышленности и сферы досуга. Все это приводит к усложнению и дифференциации практик помощи, а также моделей познания. Это усложнение в конечном счете сделало необходимым разделение общественного труда, появление профессионального корпуса помощников,