Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1093

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

* Призрение неимущих развивается в форме личностного «нищелюбия».
* Нищелюбие не средство общественного благоустройства, а условие личного нравственного развития. Одно из средств воспитания любви к ближнему. Следовательно, существует личная благотворительность, передаваемая из рук в руки, т. е. «слепая» раздача милостыни (не было расспросов, важно было просто подать милостыню)
Институт церкви в первые века после принятия христианства (988 год).
Монастыри решали различные задачи в том числе призрение нетрудоспособных, организация больниц и домов инвалидов. В 13 веке в Правилах о церковных людях были обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданое девицам, выкуп пленных.
Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть определяет клиентов, т. е. тех лиц, которым, по ее мнению, необходима помощь.
Разделение функций княжеской и церковной власти.
Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной, социальной деятельности.
Они выполняют четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами — милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддержки. В этом отношении монастыри не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, как это присуще западной церкви, а выступают в своей многофункциональности.
Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Например, епископатские суды вели гражданское судопроизводство. Они рассматривали различные дела. Кроме того, при этом монастыри выступали не только в качестве институтов общественной помощи, но и как органы общественного контроля.

Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Можно предположить, что в этот период появляется первая официальная институализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции — от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания.

Идеология становления русского централизованного государства. Изменение отношения государства к проблемам социальной помощи и поддержки. Ограничение роли церкви в вопросах призрения.
В рекомендациях Стоглавого Собора (Иван Грозный, 1551 г.) отразились новые тенденции в развитии благотворительности. Попечение о бедных по-прежнему признается делом общества, уже признается необходимым регулирование попечения о нищих со стороны государства, путем особых царских повелений.
Впервые различаются категории нищих с установлением для каждой особых мер попечительства: прокаженные и престарелые (нетрудоспособные нищие) должны получать от церкви кров, пищу, одежду, помещаться в особые богодельни). Здоровые, которые не могут работать по слабости сил (дети-сироты), должны просить милостыню. Здоровые и трудоспособные должны определяться на общественные работы. Отрицается милостыня без разбору, намечаются меры по борьбе с профессиональным нищенством. С воцарением династии Романовых появляются новые признаки сосредоточения дела призрения в руках государства. Благотворительным делом заведовал Патриарший приказ, затем Монастырский, а в 1670 г. появился и Приказ строения богоделен. Первая половина 17 века отмечена широким развитием местной благотворительности, сосредоточенной в церковных приходах. Церковные приходы на местах стали органами благотворительности.


Частная благотоворительнось.
Представители: Патриарх Никон, боярин Матвеев, князь Черкасский, Ртищев, Ордин-Нащокин
Профессиональное нищенство. По мнению О. В. Ключевского, «нищенство в древней Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвою общественного порядка, а одним из главных средств воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике нужен больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе нужен был сирый и убогий, чтобы научиться любить человека».
Подобный взгляд на благотворительность далеко не всегда содействовал улучшению древнерусского общежития. В нравственновоспитательном отношении, он, может быть, и имел некоторое благотворное влияние на общество, но с точки зрения интересов государственного порядка он, как и в других странах, оказался фактором развития негативного социального явления - профессионального нищенства. С течением времени оно приняло размеры настоящего бедствия, с которым приходилось бороться силами все более усиливавшейся правительственной власти. Нерациональная милостыня раздавалась каждому просящему без разбора причины, вынуждавшей его к прошению, а философия нищелюбия распространилась на Руси на долгие века.
Важно отметить, что неэффективность труда и низкая его цена порождали развитие профессионального нищенства на Руси и ментально закладывали двоякое представление народа о труде. С одной стороны труд всегда представлялся системообразующим началом социального развития общества, а с другой стороны «труд не волк - в лес не убежит». Отношение к труду как к бремени, было продиктовано низким и беспросветным уровнем жизни основного большинства населения России.
Павлова

  1. Государственное призрение в России в XVIII - первой половине XIX века

Реформы Петра I: их значение для развития системы государственного призрения. Развитие государственных учреждений общественного призрения. Изменение политики государства по отношению к нищим.

Социальная политика Екатерины II и "просвещенный абсолютизм". Приказы общественного призрения (1775г.): задачи, источники финансирования, направления деятельности. Социальная помощь бедным офицерам, солдатам, вдовам, детям. Политика государства по финансовому обеспечению призрения. Частная и общественная благотворительность.


Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны, Императорского Человеколюбивого общества.


Реформы Петра I: их значение для развития системы государственного призрения.
* Указы о строительстве и содержании по всем губерниям богоделен и больниц для старых и увечных, которые не могли работать. Произвести разбор выселить всех тех, кто притворяется и у кого есть семьи.

* Уволенные со службы военнослужащие не имевшие средства на жизнь имели право на государственное содержание в богодельнях.

* Меры по борьбе с детской безнадзорностью. Создание специальных госпиталей для незаконнорожденных, затем сиротских домов.
Изменение политики государства по отношению к нищим:
* Указ 1691 г. нищих, которые притворяются, что они больные, калеки ловить, расспрашивать, отправлять домой в их земли, а если опять появятся в Москве в нищенском образе то бить кнутом ссылать в сибирские города

Меры по борьбе с нищенством. Запрет на прошение милостыни со стороны определенных в богодельни по старости и нетрудоспособности. Организация государственных работ для здоровых нищих и системы надзора за нищими

Борьба с «безразборчивой милостыней». Запрет подавать милостыню просящим на лицах нищим иначе штраф. В дальнейшем политика идет на ужесточение наказаний за занятия попрошайничеством и нищенством.
Социальная политика Екатерины II и "просвещенный абсолютизм". Приказы общественного призрения, их значение для становления модели помощи.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством чиновника.
Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.

Количество заведений в ведении Приказов с каждым годом увеличивалось. В 1802 году их было 333 (о числе призреваемых данных нет), в 1833 – 402 (118 738 призреваемых), в 1852 – 827 заведений (235 593 призреваемых). В 1862 году в Приказах числилось 768 благотворительных заведений, в том числе 519 больниц, 44 дома умалишенных, 64 учебно-воспитательных заведения (сиротских и воспитательных домов, училищ, фельдшерских школ), 111 богаделен и инвалидных домов, 30 смирительных и работных домов. К 1810 году капиталы Приказов составляли 6 млн руб., к 1825 – уже 25 млн руб., к 1834 – 39,5 млн руб. А к 1862 году сумма эта выросла почти до 100 млн руб. Для дополнительного прироста капиталов деньги Приказов хранились в ценных бумагах, как правило, в облигациях Главного общества российских железных дорог под четыре с половиной процента годовых.
В период правления Екатерины 2:

  • Совершенствование системы государственного призрения

  • Финансирование богаделен и приютов.

  • Содержание богоделен при монастырях полностью передавалось церкви , введение Святейшего Синода, содержание инвалидных домов- ведение Коллегии экономии

  • Воспитательный дом для незаконнорожденных (сиротский приют, училище для этих детей, госпиталь для неимущих родительниц)

  • Идея закрытого воспитания.


Борьба с нищенством. На работы в мануфактуры записывать в солдаты ответственность помещиков за нищенство своих крестьян-штраф. Стремление к централизации управления. 1775 год – манифест. Создание приказов общественного призрения. – контроль и управление всеми благотворительными учреждениями.

Социальная помощь бедным офицерам, солдатам.
Принимается решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов.
Екатерина II Указом от 26 февраля 1764 г. освободила монастыри от призрения в их стенах военных, однако из церковных и монастырских доходов взимается 125 тыс. р. на содержание инвалидов войны