Файл: Программа государственной итоговой аттестации по направлению Социальная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1095

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, их жен и детей. В период правления Александра I расширилась сеть инвалидных домов для отставных военных (были открыты в Москве и Санкт-Петербурге еще при правлении Екатерины II).
Если до XIX в. благотворительность связана с организацией медицинской помощи, то в XIX в. — с попечением о больных и раненых воинах.
18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств).
Императорское Человеколюбивое общество было основано в 1802 году по инициативе Александра I и поначалу носило название «Благодетельного». В задачу общества входило оказание разносторонней помощи бедным, нуждающимся людям. В 1812 году общество было названо Человеколюбивым. Московский Попечительский комитет Человеколюбивого общества был учрежден в 1818 году.
Во второй половине XIX в. деятельность Человеколюбивого общества расширилась, развиваясь по трем основным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавших благотворительных заведений; 3) открытие новых заведений и Отделений Общества. За столетие своего существования Императорское Человеколюбивое общество стало разветвленной организацией по оказанию помощи бедным «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости».
Примечателен и другой факт: предпринимаются попытки на основе военной системы управления использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. В 1796 г. сделаны первые попытки создания инвалидных рот. При сохранении воинского регламента инвалидные роты предполагалось использовать на посыльных работах, но «военные трудовые формирования» такого образца оказались неэффективными, и в 1823 г. их расформировали.
Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны
Ведомство учреждений императрицы Марии — государственный орган по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведомство образовалось в 1796 году с переходом воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге в ведение императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I).
Первоначально в ведении канцелярии Марии Фёдоровны были Смольный и Александровский институты, Коммерческое училище, Воспитательный дом и Опекунский Совет, вскоре при участии императрицы были открыты Екатерининский и Павловский институты
, Училище глухонемых, Повивальный институт.

Павлова

  1. Государственное и общественное призрение в России в XIX - начале XX в.

Отмена крепостного права и реорганизация административной системы управления. Земская и городская реформы, их значение для изменения системы общественного призрения; принципы деятельности, особенности финансирования институтов помощи и поддержки. Особенности общественного призрения в отдельных губерниях и городах. Создание участковых попечительств о бедных в крупных городах.

Приходская деятельность русской православной церкви. Учреждения, управляемые на "особых основаниях". Теория и практика трудовой помощи. Зарождение системы страхования. Работа правительства по составлению нового Устава об общественном призрении. Устав об общественном призрении 1912г. Благотворительные общества и союзы. Учреждения, управляемые на "особых основаниях". Императорское Человеколюбивое общество, Учреждения Ведомств Императрицы Марии Федоровны, общество Красного креста и т.д.

Особенности организации и основные направления деятельности местных благотворительных обществ. Значение развития частной благотворительности на рубеже веков. Русские меценаты и их роль в развитии российского государства. Пропаганда идей благотворительности в Х1Х веке. Система социального призрения в России в начале ХХ века.
Отмена крепостного права и реорганизация административной системы управления.

После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление общественным призрением. В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность и общественное призрение). Но еще до его открытия пореформенная система помощи и поддержки претерпевает существенные изменения.

Функция наблюдения за общественным призрением остается за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губерний надзор за ним осуществляли земские и городские учреждения, ставшие правопреемниками приказов общественного призрения на местах.



Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало церковно-приходское призрение, на которое земские собрания после отмены приказов возложили обязанности по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях.
Земская и городская реформы, их значение для изменения системы общественного призрения; принципы деятельности, особенности финансирования институтов помощи и поддержки.




Особенности общественного призрения в отдельных губерниях и городах.
Практика вносила свои коррективы в деятельность общественного призрения, которое, согласно Врачебному Уставу, касалось рожениц, временно беспризорных малолетних, лиц, «укушенных бешеными животнами», алкоголиков. В зависимости от местных условий призрение групп вышеназванных клиентов могло либо сужаться, либо дополняться другими категориями. По данному вопросу не было единого мнения. Так, Калужское губернское земство наряду с установленными группами считало необходимым призревать детей арестантов и ссыльных, детей эпилептиков, лиц, отбывших сроки наказания, нищих и бродяг, а Московское — душевнобольных. Киевские и Смоленские губернские земства были против обязательного призрения.

Создание участковых попечительств о бедных в крупных городах.

Московское городское попечительство о бедных.

В основе его деятельности лежали следующие задачи: предупреждение бедности, призрение бедных, защита детей и взрослых. Намечались и определенные направления помощи нуждающимся: юридическая и медицинская помощь, устройство санаторий; устройство бюро для приискания работы; трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами); содействие профессиональному обучению; устройство чтений, библиотек; устройство попечительских лавок и обществ; хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денежных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в больницах и др.); содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области; собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью; наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий.

Приходская деятельность русской православной церкви. Учреждения, управляемые на "особых основаниях".

Помимо земских и городских учреждений, на местах существовало церковно-приходское призрение, на которое земские собрания после отмены приказов возложили обязанности по общественной поддержке. Приходские попечительства существовали как учреждения на особых основаниях. Несмотря на то, что к 1861 г. их стало более чем 8000, в центре их внимания были прежде всего проблемы церкви и причт, «нежели помощь бедным».

Развитие получают и учреждения, «управляемые на особых основаниях» (их деятельность регламентирована и узаконена). К ним относятся: Императорское Человеколюбивое Общество, Попечительство о трудовой помощи. Ведомство учреждений Императрицы Марии (включает в себя Попечительство Государыни Императрицы Марии о глухонемых и Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых, Российское общество Красного Креста, Александровский Комитет о раненых). В 1913 г. к особым учреждениям добавляется Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом, призванным распространять знания по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью. В том же году в целях призрения сельских сирот учреждается Романовский Комитет.
Теория и практика трудовой помощи.

Трудовая помощь являлась основным средством активизировать социально обездоленных, адаптировать их к нормальной жизни.

К активным общественным работам земства возвращаются после 1900 г., когда по новому законодательству на них лежит ответственность за улучшение экономического состояния местных жителей. Это приводит к тому, что трудовая помощь становится частью земской «социальной деятельности». Она планируется и на нее отпускаются из местных нужд определенные средства.

В своей рациональной основе трудовая помощь могла бы стать «предметом рациональной системы социальной политики в области просвещения малолетних и воспитания людей, выбившихся из колеи». Людям с ослабленным физическим здоровьем нужно дать возможность зарабатывать для своего пропитания. Исходя из классификации клиентов по их отношению к трудовой деятельности, выделяются главнейшие функции трудовой помощи. Среди них:


— непосредственное предоставление занятий (дома трудолюбия и общественные работы);

— содействие труду (посредничество, снабжение материалами, сбыт продукции);

— образовательная и воспитательно-исправительная функции (помощь «умственно не подготовленным к труду», помощь лицам с физическими недостатками, помощь лицам, «отвыкшим от труда»).
Зарождение системы страхования.

Взгляды Тарасова И.: такие превентивные меры, как организация страхования, пенсионное дело, сберегательные кассы, «колонизация», развитие промыслов и ремесел, улучшение податной системы и образование к благотворительной деятельности он не относит. Подобное разделение помощи на меры оперативного и превентивного характера, связанные с государственной политикой, по сути дела, оформляет те виды поддержки, которые в XX в. в практике западноевропейских стран получат свое обоснование как социальное обеспечение и социальная работа.

В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков.

социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства. Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть не подачкой», а правом гражданина. Однако это право может реализоваться при следующих условиях: государственное страхование — дополнительный институт

«самодеятельности пролетариата» ; общественное страхование, которое на основе закона становится общегосударственным институтом; участие государства в образовании страховых фондов на основе прямых налогов; все организации государственного страхования подлежат непосредственному управлению и контролю участников организации.